Кризис формата: печатка
Давным давно, хотелось провести сравнительный анализ того, как ежедневные спортивные СМИ нашей страны освещают хоккей. Позднее, от этой идеи пришлось отказаться. Причиной этому послужила мысль, которую обычно высказывают люди, не ходящие на выборы: "Я в сортах говна не разбираюсь". И действительно, не думаю что погрешу против истины, если скажу, что "Советский Спорт" пишет о хоккее плохо, а "Спорт-Экспресс" и вовсе безобразно. Причем оба издания проигрывают даже самим себе пятилетней давности. Поэтому попробуем разобраться почему так деградируют данные печатные издания.
С развитием радио и телевидения, многие думали, что люди перестанут читать книги. Так думали 40 лет назад. Однако, этого не произошло тогда, и этого не произошло и сейчас, когда любую книгу можно закачать в ноутбук или специальное устройство для чтения книг, которые с каждым годом становятся все лучше и дешевле. Но книгоиздатели тоже не стоят на месте. Они несколько поменяли формат: если раньше можно было выпустить книгу хоть на туалетной бумаге, ее все равно бы купили, так как самое важное в книге было - содержащаяся информация, то теперь книги стали предметом с более насыщенной составляющей. Во времена, когда некоторые люди покупают книги в качестве предметов роскоши или просто интерьера, от книгоиздателей требовалось лишь сделать ставку на красивый твердый переплет, качественную бумагу и хорошие иллюстрации. Я прекрасно помню книжные магазины в 90-е: это были полки наполовину заполненные "мягкой обложкой", а наполовину твердым переплетом с суровыми советскими традициями книгопечатания. Сейчас же в мягкой обложке публикуются разве что самые сортирные детективы. Книги стали дороже и качественнее. Поэтому за их будущее я не волнуюсь.
Аналогично, с развитием интернета и электронных СМИ, появилось немало людей, считающих что это убъет печатные издания. Традиционно, газеты в мире были источником информации: в них сообщалось о ходе войн, в них публиковались законы, в них давались результаты вчерашних матчей. Но какой же может быть функция спортивной газеты сейчас? Если матч закончился в 7 вечера, пользователи интернета узнают об этом в ту же минуту, слушатели радио и телевидения - в ближайшем выпуске спортивных новостей. Те же, кто привык использовать газеты в качестве источника информации могут ждать до полутора суток. И много ли осталось таких людей? Учитывая что телевидение пришло уже почти в каждый дом, а количество пользователей Интернета в России перевалило уже за 60 млн?
Какие в данном случае шансы остаются у спортивных печатных СМИ? Уж явно не публиковать результаты (их и так все знают) и в отчетах не описывать ход матчей (все уже посмотрели нарезку на Ютубе). Единственный вариант - создавать хороший качественный и уникальный контент. Радовать читателя действительно качественной аналитикой от профессионалов этого дела (рассуждения про вариативность атаки с использованием Веллитона и Дзюбы может написать любой дилетант), публиковать то, что осталось за кадром, ведь у любого журналиста гораздо больше возможностей получить инсайд, нежели у любого болельщика.
В конце концов, обладая таким контентом печатное СМИ может придти в электронный мир и продавать свои статьи по рублю. Так уже делают многие западные издания, хотя проблем у "Вашингтон Пост" или "НЙ Таймс" явно меньше, чем у "Спорт-Экспресса". Последний же просто создал сайт-конкурент профильным электронным СМИ. Тоже неплохо, когда загнется газета, останется второй диверсифицированный бизнес. Только вот принесет ли это удовлетворение тем, кто всю жизнь считал себя газетчиком?
В мои тогда еще детские руки первая печатная пресса попала когда мне было 10 лет. Это был еженедельник "Футбол". В 11, находясь в изоляторе пионерского лагеря, несколько выпусков "Советского Спорта" за прошлый месяц были единственной вещью, благодаря которой я не сошел с ума со скуки. В 14 лет, будучи летом на даче, я ежедневно преодолевал 50 (!) километров на велосипеде туда-обратно до райцентра, лишь бы потом жадно прочитать 8 полос "Спорт-Экспресса". Нынче же, я не помню когда последний раз брал в руки газету не находясь в метро.
Убежден, если дело так пойдет и дальше, спортивные печатные СМИ рано или поздно сыграют в ящик. Если принципиальным образом не поменяются, на что надежды мало. Ничего не случится с "Коммерсантом" - на их аналитику всегда будет спрос, будут и дальше дышать полной грудью "7 дней" и "Твой день" - невозможно представить, что в России в одночасье умрут все дебилы, а новые родится не успеют. А вот как сможет конкурировать хиреющий год от года "Спорт-Экспресс", стоящий аж 25 рублей с бесплатными и, в последнее время, более качественными электронными СМИ - я не представляю.
Последний форпост, на котором держится печатка - это то, что, во-первых, еще не все обзавелись карманными гаджетами для чтения текста на экране (смартфоны, нетбуки, айпады, КПК, читалки и т.д.), во-вторых, высокие цены на мобильный интернет и его недоступность в тоннелях метро и просто невысокая скорость. И это притом, что уже есть немало людей, которые перед выходом из дома просто скачивают ПДФ-ки "СЭ" и "СС" в свои карманные устройства. Как только последние эти проблемы будут преодолены, покупать газеты будут лишь фанаты свежей типографской краски по утрам.
В подтверждении всех процессов, о которых я толкую, предлагаю всем просто сравнить тиражи на примере "Спорт-Экспресса". Сегодня суббота, тираж "СЭ" в Москве и Санкт-Петербурге - 85 697 экземпляров, вчера в достаточно популярную пятницу - 98 929, в самый же популярный понедельник до сотни тысяч недотянули совсем чуть-чуть. Для сравнения в 1999-м году тираж составлял 640 тысяч экземпляров, в 2002-м году - 650 тысяч (например, тогда же сайт СЭ посещало около 60 тысяч человек), в 2004-м - 200 тысяч, а в 2007-м - уже 147 тысяч. Если 10 лет назад тиражи были в 10 раз выше чем посещаемость интернет-портала, то ныне уже в интернете СЭ читают почти в два раза больше. У меня нет данных по СС, но думаю, что вряд ли там ситуация сильно отличается. Все данные можно проверить здесь. Кстати, забавный факт: посещаемость интернет-портала СЭ держится неизменной уже 7 лет. Ну и для сравнения: sports.ru ежедневно посещают 200 тысяч человек, что в два раза больше, чем покупают СЭ и в три с лишним раза больше, чем покупают СС.
А что происходит с газетой, если у нее падают тиражи, а все меры, направленные против этого становятся лишь временными? В первую очередь, у любого неприбыльного СМИ возникают проблемы с независимостью. В особенности, если есть имя, а тиражи упали еще не до самого низа. Вот этим именем и начинается торговля. Сначала она приобретает законный формат: реализуется рекламная площадь. Однако, все 16 полос под рекламу не отдашь, тем более, что рекламироваться в спортивной газете будут разве что автомобили, средства для повышения потенции да бритвенные станки. К сожалению, группа товаров для которой нужна целевая аудитория "мужчины 20-45" не так велика. В данном случае любой женский журнал чувствует себя гораздо лучше. Более того, тиражи продолжают падать, и рекламодатель год за годом имеет полное право расчитывать на снижение цены и это снижение получает. Это как раз та самая мера, которая в долгосрочной перспективе ничуть не лучше нефтяной иглы.
Дальше - больше, в газете появляется джинса. Самый памятный пример - "Авторадио". Кто-нибудь понял зачем СЭ и СС так много место уделили описанию заурядного в общем-то события - освещения того, как "болели" ряженые в корпоративную атрибутику "Авторадио" во время Кубка Балтики (Первый канал по-прежнему идет лесом) в Мегаспорте. Такие вещи должны маркироваться "на правах рекламы", но рекламодатель же за это меньше заплатит. Как итог, разочарование читателей, которых газеты держат за болванов.
И, наконец, самое прибыльное и хорошее дело - это стоп-листы. Думаю, ни для кого не открою тайны, что у таких организаций как ФК "Зенит" или КХЛ есть бюджеты на продвижение в СМИ. Обычно на газету уровня СС или СЭ уходит около миллиона евро на двоих. Предложение абсолютно рыночное: совсем необязательно писать про эти организации хвалебные оды, достаточно не критиковать их. А теперь скажите, давно ли в СЭ или СС вы видели разгромную критику КХЛ? Вот и я давно не видел. Если в газетах и появляется критика - то очень мягкая и деликатная, и то чаще всего из интервью какого-нибудь Бориса Майорова. Кстати говоря, подобный бюджет есть и для электронных СМИ, и некоторые также не чураются его освоить. Знаю только, что на подобное предложение ответил отказом sports.ru. Именно поэтому данный сайт является самым свободным спортивным СМИ в рунете.
Экономические проблемы также напрямую влияют и на качество материалов: сложнее держать большой штат журналистов с именем, сложнее иметь сеть корреспондентов в регионах и т.д. Многие заметили насколько сильно сдали Рабинер, Дзичковский или Цыбанев? Первый совсем захлебнулся в ура-патриотическом мышлении, а вторые два, простите за каламбур, просто вышли в тираж. А это - лучшие журналисты обеих газет. Думаю, мало кто будет спорить, что в том же СЭ отдел хоккея попросту разгромлен и представляет собой руины?
Банальная нехватка журналистов вообще, и узких специалистов по тому или иному виду спорта в частности, ведет к тому, что редакция вынуждена затыкать дыры. Причем не просто чтобы кто-то писал о том, или ином виде спорта, а писал автор с именем. В данном случае выводим за скобки олимпиаду, тот же Рабинер может писать о шорт-треке или гребле потому что иметь штатного автора по этим видам спорта просто глупо. Другое дело, меня удивляет когда Рабинер, Цыбанев или Вайцеховская начинают писать о хоккее. Причем, даже не в дни Олимпиады. Естественно, пишут с редким дилетантизмом. Читая подобные опусы становится стыдно за редакторов этих изданий. И так повсеместно: Цыбанев проснулся, что в КХЛ конференции оказывается, и надо все вернуть как было в СССР, Дзичковский прямо по ходу дела заполняет пробелы в своем образовании в делах "Формулы-1", Борис Левин задает еще 100 тупых вопросов Аршавину, Павлюченко и Жиркову, а обозреватель общеполитической "Новой Газеты" Владимир Мозговой на страницах "СЭ" пишет десятки колонок с глупыми предложениями. И это в то время как из газеты ушла целая армия хороших журналистов.
И теперь возвращаемся к тому, с чего начали. Формат. Формат спортивной газеты в кризисе. Осталось очень мало людей интересующихся всеми видами спорта сразу. Заходя на sports.ru я первым делом иду в хоккейный раздел "КХЛ", затем в "Формулу-1", затем в ленту блогов, затем изредка основные футбольные новости. Помню, как руководитель проекта Дмитрий Навоша сказал, что счастлив что ни один человек не может прочитать все-все новости и статьи, что есть на сайте. Мол, каждый находит что-то свое и для себя. В СС или СЭ, за которые еще надо платить, если хочешь читать их в метро, я вижу кучу материалов про воллейбол, баскетбол, биатлон и даже лыжи с прыжками в воду. Их я пропускаю, но чувствую себя дураком, заплатившим таксисту за дорогу от Площади Трех Вокзалов до Крылатского, а вышедшего из машины в районе Третьего кольца. Особенно феерическим кретином я себя чувствую открывая 7-ю полосу СЭ, в которой публикуются результаты самых разнообразных соревнований самых разных видов спорта.
Невозможно объять необъятное. СЭ зимой публикует 6 полос про то, как отечественные ногомячисты потеют на сборах в Турции, а хоккею уделяется традиционная полоса, в СС хоккея больше, но там к нему прилагается программа передач, прогноз погоды, на первой полосе может быть художественная гимнастика, на последней - интервью с какой-нибудь читательницей с большими грудями, а виды спорта с 7-й полосы СЭ освещаются еще более подробно.
Еще более удручает редакционная политика в освещении клубных турниров. Если в этом году ЧМ или ЧЕ по футболу, в котором не дай бог, участвует сборная России, то Рабинер еще день старта чемпионата напишет, что все 13 туров премьер-лиги пройдут "сквозь призму предстоящего Евро (Мундиаля)". Честно говоря, видал я эту призму в гробу. Про то, что у нас пройдет Олимпиада в Сочи, на которой нашей хоккейной сборной надо побеждать чуть ли не любой ценой - даже и говорить страшно. Все газеты дают трибуну авторам/специалистам всех мастей, которые суют свой бездарный нос в дела КХЛ и предлагают убогие изменения в "интересах сборной перед ОИ". Эти интересы, я видал там же, где и призму. Отыскивать крупицы достойных материалов среди тонн подобного квасного патриотического бреда - настоящая мука.
Когда-то, я ездил в метро ежедневно по 2,5 часа. И часто не успевал прочесть "толстый" номер СЭ. Сейчас я еду в одну сторону полчаса, и успеваю прочитать "весь".
В конце текста, автор обычно предлагает какие-то меры для решения проблем. Я не буду. Я не специалист газетного дела, я читатель, причем читатель которого газеты теряют. Может, им стоит разделиться по видам спорта, выпускать ежедневно "СЭ-футбол" и "СС-хоккей", два раза в неделю "СЭ-биатлон" и "СС-баскетбол", раз в неделю "СЭ-остальные виды спорта" и т.п. И как-то плясать уже от этой дудки. Но я совсем не уверен, что редакции откажутся от возможности пихать "в нагрузку" к футболу фигурное катание и гордо носить звание "федеральная спортивная газета". Тем более, Россия - не спортивная страна по сути. У нас всего две ежедневные газеты, и обе на ладан дышат. Для сравнения, в полунищей Греции таких газет 14.
Я скорее поверю, что тот же sports.ru сделает опцию для мобильных телефонов по типу "вбиваешь свои настройки и пожелания: хочу все основные новости футбола, самые рейтинговые записи хоккея и всю свою ленту". И все это единым 500 Кб файликом загружается ежедневно аккурат перед заходом в метро. Как подписка.
Я уже писал ниже, что необходимо меняться и чувствовать настроение публики. СЭ уже давно этого не делает. Вся их ориентация на сборную России, на компоты 7-й страницы и т.п. - это парадоксальным образом делает их похожими на СС, из которого они так отважно ушли в начале 90-х, чтобы организовать принципиально другую газету. И ведь сначала-то получилось! Видимо, сейчас уже из СЭ нужно кому-то уходить и делать что-то новое.
Спортивный мир не так уж однообразен. Я это понял когда пришел на «Трибуну». И удивился что могу здесь найти много нового и каждый день делать какие-то открытия. Здесь делают то, чего СЭ делать не хочет или на что не хочет тратить место. Но людям-то это надо. Те же Еврокубки и коэффициенты УЕФА в СЭ - это четверть полосы раз в три субботы. На спортсе же - 20 тысяч просмотров каждой записи.
Про кризис идей, естественно, согласен.
А так, вот было время, в Омске выбор был: «Советский спорт», СЭ, «Футбол-хоккей Южного урала» - замечательная и компактная газетенка, «Спортивная газета», «Весь хоккей» - большое такое издание, солидное, и еще были несколько, названия не помню. Как раз ждал пятницы, когда выйдет «Спортивка», ждал среды, когда в Омск привозят ФХЮУ (еще фиг возьмешь).
Чтобы купить СЭ или Совспорт после какого-нибудь значимого события - это надо прийти на остановку, где стоят киоски, очень заранее. Зато могу похвастаться, что лежит выпуск СЭкаса с описанием победы «Авангарда», успел купить.
А так - сейчас газеты уже неинтересны, поколение до 50 вполне пользуется интернетом, а кто постарше - может и будут покупать, но им хватит и нынешнего изложения материала. А остальным - смысл покупать газету, когда открыв сайт прочитаешь все тоже самое, что и напечатано. Ну и несомненный минус, грубо говоря, отдал 20 рублей за СЭ, а в нем тебе интересно 3 страницы про хоккей и частично футбол - а остальное просто выбрасываешь.
Раньше вот так и было, когда я еще покупал: открываешь, а там футбол, фигурное катание, бокс и т.д. А в интернете прочитал интересный тебе материал и закрыл страницу браузера - удобнее ведь.
Вообще, спортивная бумажная пресса в России себя потихонечку, наверное, изживает. Скоро вообще спортизданий не останется...
«Настоящие новости» на сайте есть, и их немало.
«Спорт день за днём» - покупал месяц назад(номер за 2-8 февраля). По-моему, откровенная халтура. Темы типа проблема «Клуб против сборной» изъезжена донельзя. Или женщины в футболе. Обо всём этом я читал в еженедельнике «Футбол» 10 лет назад, когда покупал его, причём на гораздо более высоком уровне аналитики. Такое впечатление, что интересных идей у авторов «Спорт день за днём»нет. Да, и анализа мало, в основном интервью одни, которые я терпеть не могу.
Почти со всем с Вами согласен. Но мне кажется, Вы в некотором смысле преувеличиваете. Да, аудитория интернета очень сильно увеличивается. Но в значительной доле регионов она остаётся низкой. В то время как Вы говорите о тираже только в Москве и Питере. Нужно отметить, кроме того, что расширенная аудитория спортивных изданий всё же не 20-45, а наверно 15-65. Много пенсионеров, которые привыкли читать спортивные издания типа Совспорта, но не пользуются интернетом. Кроме того, как Вы правильно отметили, есть люди, предпочитающие бумагу, а не цифры.
Про пути решения проблем: мне кажется, сделать уже ничего нельзя. Мир изменялся и меняется, но две наши главные спортивные газеты за ним не успели. Это надо принять как факт. Теперь уже ничего не поделать.
Хочу спросить: Вы случайно не в рекламном агентстве работаете?