«Странно после поражений говорить, что я счастлив, но это так». Братья Седин завершили карьеру
Что мы знаем о 1999-м? В президентское кресло сел Владимир Путин, началась вторая война в Чечне, Новгород приобрел приставку Великий, Intel анонсировала третий пентиум, вышла первая версия Counter Strike, ну и главное – весь мир ждал перехода в новое тысячелетие в надежде, что все резко изменится или будет апокалипсис.
Не случилось ни того, ни другого.
Национальная хоккейная лига живет своей размеренной жизнью. Вводится правило начисления одного очка за поражение в овертайме и это самое глобальное изменение. Кажется, что 99-й становится еще одним годом, коих на тот момент было уже 82.
Драфт того времени не изобиловал звездами. В лигу пришел Хенрик Зеттерберг, да и того выбрали только в седьмом раунде, а также с десяток человек меньшей величины. В первой 20-ке по итогу из мировых звезд ушли только братья Седины, причем, их история оказалась совсем необыденной. Даниель был выбран вторым, Хенрик – третьим, и обоих взял «Ванкувер». Как же так получилось?
Операция обмен
На первый взгляд все просто, да не совсем: «Кэнакс» выбирали третьими и было совершенно не понятно, как забрать обоих братьев сразу (по всем прогнозам Даниэль и Хенрик уходили под вторым и третьим номерами соответственно). В дело вмешался генеральный менеджер команды Брайан Бёрк, который изначально вообще раскритиковал близнецов за их игру на молодежном ЧМ за полгода до церемонии, но все исправил уже взрослый чемпионат мира. Там игра шведских пацанов настолько впечатлила генменеджера, что он стал думать, как же провернуть все так, чтобы «Ванкувер» имел два выбора в первой пятерке.
Бёрк обменял Брайана Маккейба в «Чикаго» на четвертый выбор драфта-1999 и в первом раунде следующего года. Далее необходимо было убедить «Тампу» отказаться от первого пика, дабы обезопасить Даниэля от перехода в другой клуб. Менеджеры «Тампы» не согласились на четвертый и пару более поздних выборов, а телефонный разговор закончился нецензурной бранью и практически уничтожил шансы на дальнейшие переговоры.
Однако за пять минут до начала церемонии «Тампа», неожиданно, согласилась на сделку, и «Кэнакс» заполучили первый пик вдобавок к своему третьему. Но второй все еще оставался за «Атлантой». Бёрк пожертвовал первым выбором в обмен на полный отказ «Трэшерс» от Даниэля – и эта трехходовка вошла в историю. Оба брата отправились в «Ванкувер».
Тяжелые годы
Поиграв год в шведской лиге, они присоединились к команде, но первые четыре года получились сложными. Конечно, никто и не рассчитывал, что 20-летние парни сходу станут рвать всех и вся, но от столь высоких номеров и тех затрат, на которые пошел «Ванкувер» ради их выбора, ожидания были завышенные. За первую четырехлетку Даниэль в среднем набирал по 27 очков, Хенрик чуть больше – 37,5. «Ванкувер» выходил в плей-офф, но дальше второго раунда пробиться так и не смог. Все это давало поводы развиваться в голове у болельщиков и специалистов мысли: а не проиграли ли «Кэнакс», сделав ставку на Сединов? Ответ пришел не быстро – только через год.
Сезон-2004/05 не проводился из-за локаута. Профсоюз игроков и руководство НХЛ во главе с Гэри Бэттманом не смогли договориться о потолке зарплат, из-за чего пришлось отменять целый год вместе с розыгрышем Кубка Стэнли. Седины уехали играть в Швецию, в родной МОДО, где провели около 50 матчей. Но вернулись уже другими игроками. 25 лет – спортивный возраст, когда ты уже не считаешься молодым и подающим надежды, но еще и не идешь на спад. В командных игровых видах спорта 25 лет – это своеобразный экватор. Вернувшись в НХЛ, 25-летние братья предстали во всей красе: 146 очков на двоих, превышение всех своих прежних рекордов по результативности и, наконец, признание болельщиков. Молодые парни, никак не раскрывавшие свой потенциал, вернулись из дома взрослыми людьми. Теперь весь Ванкувер ждал больших свершений.
«Нам невероятно повезло, - комментировал результаты драфта Даниэль. - Не только играть в Ванкувере, но и оказаться в одной команде. Никогда не думал, что это произойдет. Просто в НХЛ так не принято. В преддверии драфта-1999 я думал, что мы окажемся в разных клубах. И на этом все. До нас доходили кое-какие слухи, но мы все равно были уверены в таком исходе вплоть до последних минут. Томас Градин, скаут «Кэнакс», который работал в Швеции, и Брайан Бурк, генеральный менеджер, поднялись на сцену. Они объявили, что совершили несколько сделок, и мы будем выбраны под 2-м и 3-м номерами соответственно».
Но, если в предыдущие годы даже не самая большая результативность братьев не мешала команде выходить в плей-офф, пусть и не добиваясь там больших результатов, то в возобновившемся чемпионате «Кэнакс» остались за бортом Кубка Стэнли.
Несбывшаяся мечта
Тут, наверное, стоит отойти от временного повествования и обозначить главное разочарование от потрясающей карьеры (о чем будет сказано ниже) братьев Седин. Через несколько лет оба войдут в Зал Славы НХЛ, их будут вспоминать, они – легенды Ванкувера. И да, разочарования от клубной карьеры, потому что со сборной в 2006 году они завоевали золото Олимпиады (а у Даниэля в коллекции есть еще и серебро Сочи-2014). Главный турнир НХЛ – Кубок Стэнли – им так и не покорился.
Ближе всего к заветному трофею они подобрались в сезоне-2010/11 годов, но обо всем по порядку.
После впечатляющего прогресса в возобновившемся чемпионате Седины не опускались ниже заданной планки. Скорее наоборот – только завышали ее. Если сезон завершался с результатом меньше очка за игру – такой год считался неудачным. Седины покорили Ванкувер, стали главенствующей силой в городе. Учитывая, что баскетбольные «Ванкувер Гриззлис» перед началом сезона-2001/02 переехали в Мемфис, именно хоккейная команда осталась главной в городе. Сами Седины не оставили болельщикам иного, кроме как боготворить их. В самом хорошем смысле.
Да и сами братья оставались в восторге от города. В открытом письме перед стартом чемпионата 2017 года на The Player's Tribune Хенрик писал: «Впервые я осознал это, когда мы отправились на велопрогулку по горам. Летом мы любим вставать в пять или шесть утра в пятницу и ехать по дороге, которая ведет в аэропорт. Мы направляемся на север в сторону гор и едем через город. Затем взбираемся на мост "Львиные врата". Потом движемся по парку Капилано – все жители Ванкувера знают, что следует дальше.
Хребет Грауз.
Три километра гор.
Испытание не из легких. Но спускаться с горы в гондоле с кофе в руках – это невероятное ощущение. Ты видишь, как весь город предстает перед тобой в лучах солнца. Нет ничего лучшего. От этого невозможно устать. Честно говоря, даже не знаю, как описать эти чувства. Это – дом».
Привезти домой главный трофей НХЛ можно было в 2011 году, но, как вы уже знаете, сделать это было не суждено. Тот чемпионат вообще стал особенным: лучший результат по очкам в регулярных чемпионатах (117, первое место в конференции), Даниэль набрал рекордные в карьере 104 очка (41 шайба, 63 передачи – все рекорды), Хенрик завершил регулярку чуть хуже предыдущей (предыдущая вообще выбивалась, там были 112 очков и 83 передачи), но также с очень хорошими 94-я баллами. Естественно, фанаты рассчитывали на победу в плей-офф.
Сложности доставил уже первый раунд. «Ванкувер» легко справился с «Чикаго» в первых трех матчах серии, а вот дальше начались проблемы – два разгрома хоккеистами «Блэкхоукс» подряд и победа в овертайме в шестом матче. 3:3 в серии и «Ванкувер» реально был близок к позорному вылету: игра разладилась, Роберто Луонго, отлично проведший первые три матча, стал пропускать, а его сменщик Кори Шнайдер не исправлял ситуацию, еще и получив повреждение в шестой игре. Перед началом седьмого поединка настроение на «Роджерс Арене» было скверным.
Тем не менее счет удалось открыть уже на третьей минуте – отличился Алекс Берроуз, и весь матч «Ванкувер» удерживал преимущество. Однако на последней минуте, играя в меньшинстве, хоккеисты «Чикаго» счет сравняли и перевели игру в овертайм. Спас всех все тот же Берроуз, забросивший шайбу и подарив прилив положительных эмоций домашней публике – уже, казалось, размытые очертания Кубка снова замаячили перед глазами Ванкувера.
Дальше отпустило и все пошло уже легче. Четвертьфинал с «Нэшвиллом» удалось закончить в шести матчах, но при этом отдав хоккеистам «Предаторз» две домашние встречи. А финал конференции так вообще был выигран за явным преимуществом – «Сан Хосе» победил лишь раз.
У «Бостона» легким получился лишь второй раунд, когда «Филадельфия» не смогла взять ни одной игры. Другие же серии «Брюинз» неизменно доводили до седьмого матча, как и финальную.
Два первых матча дома «Кэнакс» выиграли. Сначала за счет единственной шайбы на последней минуте от Раффи Торреса, а затем благодаря голу в овертайме от уже упоминавшегося Берроуза.
А вот дальше начались проблемы, вылившиеся в итоге в общее поражение. В Бостоне «Брюинз» не оставил камня на камне, выиграв две встречи с общим счетом 12:1. Несмотря на то, что дома «Ванкувер» снова победил, забросив лишь одну шайбу, в шестой встрече «Бостон» опять забил много – пять раз. Это можно было списать на то, что с первых минут, в отличие от остальных матчей, играл Кори Шнайдер, но вышедший на замену Луонго не остался сухим, пропустив три. Финальная игра была в Ванкувере, в котором «Кэнакс» ни разу «Бостону» не проиграли. Но все когда-то случается впервые.
Как ни старались братья и партнеры, нанесшие 37 бросков, пробить Тима Томаса в тот вечер было не суждено. Эта была та команда с одним из лучших защитников в истории Здено Харой, сумасшедшим Патрисом Бержероном, молчавшим весь финал, а в седьмом матче сделавшим дубль и Томасом – лучшим голкипером того сезона.
«После второго матча мы вели в серии со счетом 2-0. Но мы не расслабились и не начинали праздновать. Мы были очень сконцентрированы перед переездом в Бостон. Просто… Я не уверен… Это хоккей. Иногда такое происходит. Я пытаюсь вспомнить хорошее о тех двух неделях. Фанаты на улицах, атмосфера, празднования», - писал Хенрик.
Фанаты Ванкувера сошли с ума. После поражения в седьмом матче они начали бить витрины, переворачивать машины, поджигать их, оскорблять соперника – в общем, негативные эмоции начали выплескиваться в самом некрасивом и неправильном виде.
«Люди иногда совершают глупые поступки, - продолжил Хенрик. - Но не все это понимают, так что я хочу прояснить один момент. Я хочу поблагодарить всех за ту поддержку, что нам оказали после поражения в финале. Тот месяц выдался очень эмоциональным. Я был истощен. Физически, психологически. Я отдал всего себя без остатка.
Этот трофей невероятно тяжело завоевать, и остановиться, когда ты так близок… "больно" – это не то слово. Но все, кого мы встречали, поддерживали нас. Я не услышал в наш адрес ни одного грубого или обидного слова. Лишь поддержка. И мы никогда этого не забудем».
Никогда – это еще про сам «Ванкувер». После поражения в 2011 году «Кэнакс» по привычке еще дважды выиграли в конференции, но плей-офф уже был не для них. За семь лет команда лишь трижды попадала в игры на вылет, а выиграть смогла только три матча. Три матча за семь лет, - вот какой рубец оставило то поражение «Бостону» в 2011 году.
48-летняя история «Ванкувера» видела многих звезд. От Тодда Бертуцци до Павла Буре. От Тревора Линдена до Маркуса Неслунда. От Стэна Смила до братьев Седин. Но она так и не видела, не трогала и не пила шампанское из Кубка.
А что до Даниэля и Хенрика. Их результативность пошла на спад, лишь раз выстрелив в сезоне-2014/15, когда «Кэнакс» заняли второе место в конференции. Оба уже преодолели рубеж в 30 лет еще в тот злополучный год, так что тут ничего удивительного нет.
Перед началом нынешнего, уже прошедшего сезона, Хенрик написал: «Должен сказать… когда мы встретили Джонатана Далена после его обмена из "Оттавы" в прошлом сезоне… тогда я впервые почувствовал себя старым. В конце концов, мы играли еще с его отцом. Тогда я подумал: "Этот парень мог быть моим сыном».
Когда дела команды в чемпионате снова не задались, братья приняли то решение, которого все боялись, в глубине души понимая, что оно все ближе. В апреле 2018 года они объявили о завершении карьеры.
Удивительной, длинной, полной событий, взлетов и падений, радости и разочарований, сладости и горечи, тренировок, игр, любви, тяжб, карьеры. 18 лет – они стали взрослыми, шагнули из мира радости ребенка в мир семьи.
"После обсуждения с нашими семьями мы поняли, что это наш последний сезон. Мы были частью "Ванкувера" на протяжении 18 сезонов, лучшего времени в нашей жизни. Пришло время сосредоточиться на наших семьях и жизни после хоккея, помогать по дому каждый день и ужинать с семьей каждый вечер.
Мы говорим об этом сейчас, чтобы разделить оставшиеся три матча с вами, и с нашими семьями, друзьями, партнерами по команде и тренерами".
Эти три матча показали все.
После поражения в овертайме от новичка лиги «Вегаса» хоккеисты «Голден Найтс» остались на льду, дабы отдать честь этим парням. Своеобразная передача из поколения в поколение.
В матче с «Аризоной» жизнь сняла кино. Первая шайба в игре – пас Хенрика на гол Даниэля. И последняя, победная в овертайме – пас Хенрика на гол Даниэля. Трибуны «Роджерс Арены» аплодировали стоя минуту. И даже соперники были рады такому исходу.
"Так странно стоять здесь после поражения и говорить, что я счастлив, но сегодня это так, - сказал капитан «Койотов» Оливер Экман-Ларссон. - Счастлив за братьев Седин. Мы не были хороши, чтобы победить в этой игре. Очевидно, что "Ванкувер" играл ради Даниэля и Хенрика, это оказалось решающим фактором. Они очень много значат для их команды".
А матч с «Эдмонтоном». Он был просто формальностью. На самом деле их карьера закончилась в игре с «Аризоной».
«Что бы ни произошло, мы – игроки "Ванкувера". И мы навсегда ими останемся. Этот город навсегда останется нашим домом».
Да, мужики, вы – дома.
Фото: nhl.com, Jeff Vinnick/gettyimages.com, Christian Petersen/gettyimages.ru, Reuters, Andy Clark/Reuters