Из птица в тигры. Как блогер Sports.ru попал в клуб КХЛ и что из этого вышло
Трибуна Sports.ru за время своего существования доказала свою полезность для российского спортивного коммьюнити. Блогеры в перерывах между выкладыванием сисек подружки Остона Мэттьюса и фото со свадьбы Дмитрия Тарасова выдают отменные материалы, которые добавляются в закладки сотнями и тысячами пользователей по всей России.
Скромный Хабаровск подарил Трибуне несколько читаемых авторов, из которых самыми сочными текстами радовали представители хоккейного раздела - Phantasmal и HockeyBird. Птиц, в миру известный как Александр Крупеник, нынче не совсем блогер - в 17 лет он оказался в пресс-службе хабаровского «Амура», где трудится уже третий год.
Мы поговорили о хабаровском хоккее, как без опыта работы ухватиться за шанс всей жизни и почему комменты Трибуны полезны для начинающих авторов.
Блог
- Почему Sports.ru?
- В хоккей меня не взяли из-за некоторых проблем с сердцем. Со временем решил, что буду писать о нём. Трибуна Sports.ru стала для меня чем-то вроде первой коробки, где можно оказаться ближе всего к шайбе.
Это была самая интересная платформа для старта. Да и сейчас - ты нигде не сможешь так начать. Здесь твои записи будут читать и оценивать опытные авторы и редакторы, огромное сообщество болельщиков. Где ещё тебе может выразить респект условный Илья Ельчанинов или Роман Дворянкин?
- У хоккейного раздела была прекрасная волна авторов, которая пришла примерно в одно время на сайт и начала выдавать нереально крутые материалы. Кто из ветеранов хоккейной Трибуны больше всего повлиял на тебя?
- Если брать именно Трибуну, то Ксения Винокурова. Мы много с ней общались, работали над проектом - это был интернет-журнал ASM, она сильно помогла мне, можно сказать, она мой персональный редактор. Если вспоминать авторов, то мне будет сложно перечислить всех. Андрей Осадченко, пожалуй, - очень нравился его блог «Трудности перевода» на AllHockey.ru, мощный автор. На Трибуне был совершенно гениальный блог «Абракадабра» - не знаю, где его автор сейчас, но надеюсь, если он это прочтёт, то подумает над возрождением блога. Он был слишком хорош. Конечно, посоветую на «Заводной апельсин» подписаться, Юрий Дудь давно всем доказывает, насколько он силён.
- Хватает ли у тебя времени читать хоккейный раздел сейчас и что можешь сказать о его текущем положении дел?
- Конечно, читаю. Каждый день. Не хватает свежих интересных блогов, но думаю «Удинезе» в мире медиа возродится и снова начнет создавать и «продавать» новых топовых авторов.
- Можно в наших реалиях делать интересную хоккейную аналитику и подавать ее так, чтобы все эти цифры и выкладки читали?
- Да, ESPN же делает.
- Давай без заокеанской морковки.
- Про наш хоккей тоже можно. Если правильно подавать. Не просто цифры, но и посыл рядом - у нас много крутых тем, про которые вообще никто не знает.
- Каким своим материалом можешь гордиться?
- Очень горжусь, что смог раскрыть историю, как Александр Могильный сыграл за хабаровский СКА во Второй Лиге СССР за полгода до отъезда в ЦСКА. Был в шоке, когда мы раскопали этот факт, когда через месяц после публикации в клуб звонили люди с новыми фактами и подтверждениями. Наверное, это пример журналистской работы, которой я хотел бы заниматься всегда.
- Самые крутые материалы, которые ты читал про хоккей, были больше посвящены именно людям, или цифрам, статистике и разбору игр?
- Все материалы разные, но хоккей это, прежде всего, люди - персоны, которые на льду и вне льда. Самые интересные материалы были про людей. Меня очень впечатлил текст про вратаря «Эдмонтона», который долгое время там отыграл, очень трогательный материал… Про Дуэйна Ролосона.
Работа
- Как молодой парень без опыта работы оказался в системе российского хоккея, а именно в хабаровском «Амуре»?
- Да это забавная история. Я же писал долгое время про клуб, а осенью 2014-го мне Маша Егорова (тогда - креативный директор ХК «Амур» - прим.) предложила стать «раннером» пресс-службы - помогать с материалами, поскольку у команды не было пресс-атташе. Бегал забесплатно пару месяцев. Через год из Владивостока приехала новая команда. В начале июня, мне позвонил и предложил встретиться Алексей Чечелев (руководитель пресс-службы ХК «Амур» - прим.). Мы встретились, ему понравилось, что я говорил, и так попал в команду, став, наверное, самым молодым сотрудником в истории.
- Первые эмоции после встречи?
- Да я понимал, что будет и чего мне хочется, всё быстро получилось. Я знал трёх человек - с остальными знакомился по ходу, очень огненная команда подобралась.
- Было интересно участвовать в проекте «Перезагрузка» после всех передряг, в которые угодил клуб?
- Да, клуб до «Перезагрузки» никак себя не показывал в плане работы со СМИ и болельщиками. Было очень обидно видеть, что у нас 8 тысяч подписчиков в соцсетях - суммарно! У нас на трибунах 7 собиралось. Было ужасно. За год добились увеличения подписчиков клубных аккаунтов более чем в 5 раз, сейчас уже где-то в 17-18 по сравнению с отправной точкой нашей работы. И отклик людей абсолютно изменился.
- Что входит в твои прямые обязанности в «Амуре»?
- Официальная должность - пресс-атташе команды МХЛ, большая часть моей работы связана с молодёжкой. Но уже давно я выступаю и как специалист пресс-службы и отчасти как СММ-менеджер. Сейчас я отвечаю за подготовку к публикации до 90% новостей на сайте. Плюс много времени уделяю соцсетям.
- Новость про переговоры с Филиппи в 1 апреля твоих рук дело?
- С Филиппи - да, мгновенная идея. Привлекли много внимания. Правда, никакой информации, к опубликованной, добавить не могу - всё написано. Просто выбрали нужный момент.
- Твой самый большой косяк за время работы в клубе?
- Вообще, ко мне очень лояльно относятся. При том, что я достаточно вольнолюбивый человек. Такого, чтобы передо мной ставили задачу, и я ее не выполнял - не было. Но мелкие косячки в работе случаются - ошибку в тексте сделал, что-то не так выдал.
МХЛ
- Как у тебя складываются отношения с ребятами в команде, особенно которые еще вчера были школьниками, а теперь молодые профи, которым еще и нужно следить за своим поведением, чтобы не позорить клуб?
- В первый год было очень приятно, как команда меня встретила и понимала, что нужно делать, поскольку хватало опытных ребят, которые упрощали мою работу. Сейчас я уже по меркам МХЛ «ветеран» - ничего не страшно. Часто подсказываю ребятам, как не бояться говорить, как подавать информацию.
- Бывает, что игроки дружно отказываются давать комментарии, как с ними работаешь над преодолением боязни интервью?
- Да. Очень часто игроки именно боятся. Думают, что от тренера прилетит, боятся что-то не так сказать. Приходится их переубеждать, хотя принципиальных отказов как таковых мало - может один-два раза за сезон.
- Кто из нынешнего состава «Тигров» всегда готов дать комментарий и отдуваться за молчаливых партнеров?
- Матвей Заседа. Всегда выходил на интервью первым и даже в самых тяжелых ситуациях. Когда мы проиграли в 9 шайб «Красной Армии», зашел в раздевалку за капитаном, который обычно выходит после таких разгромных поражений, он замялся, было видно, что совсем нечего сказать, в этот момент встал Матвей и говорит: «Давай, я выйду». Он понимает, что такое хоккей, что эту часть работы он тоже должен выполнять, и что уметь говорить с болельщиками, даже после 0:9, - очень важно.
- У хабаровской молодежки были взлеты и падения. Почему так мало людей ходит и как с этим бороться?
- Полные трибуны собирались только во втором раунде плей-офф МХЛ, когда команда была на пике. При мне лучшие цифры мы показали в 2015 году: на плей-офф тогда пришло 5 тысяч человек, я считаю это хорошей цифрой. Проблема с посещаемостью есть, скрывать тут нечего.
- Переезд в город поменьше может улучшить цифры?
- Немного, но да. У нас, правда, нет в крае городов с нужной инфраструктурой, прежде всего с ареной. Мне нравится канадская система, где в очень многих городах своя команда - в Квебеке на QMJHL собирают по 12 тысяч человек. У нас можно собирать по 2-3 тысячи спокойно, если иметь стратегию развития и штат.
- У нас менталитет не тот? Мы болеем не за хоккей, а за результат и имена?
- У нас болеют за «своих», кого хорошо знают. Люди к игрокам привыкают и начинают стабильно ходить и поддерживать. В молодежке специально сейчас приходят посмотреть на Матвея Заседу, на Германа Волошина. На «Амур» некоторые так же ходят посмотреть на Юху Метсолу. Здорово, когда есть стабильность, есть «игроки франшизы», это отчасти упрощает привлечение зрителей на трибуны.
- Если бы хоккей был доступнее, посещаемость бы выросла?
- Да. Если мы возьмём пример Канады, то там люди хоккей знают с рождения. Если будет коробка в каждом дворе, если КХЛ появится в симуляторах - это очень стимулирует развитие хоккея. Многие не обращают внимания, но как привлекает НХЛ - у них есть симулятор, сейчас это NHL18. Казалось бы, маленькая деталь большой индустрии, но она привлекает сотни тысяч детей, они начинают играть, интересоваться хоккеистами, запоминают составы и смотрят игры - так они вовлекаются в процесс. Европейские лиги не стесняясь завязываются с EA Sports, думаю, что и для КХЛ это было бы полезно - в Лиге, наверняка, это понимают.
Болельщики
- Что думаешь о хабаровских болельщиках? Насколько хорошо у нас понимают хоккей?
- Постоянно читаю, что пишут в соцсетях, в перерывах матчей в холле слушаю, что говорят болельщики - хоккей у нас понимают, причем очень глубоко. Да, у нас может нет каких-то оголтелых фанатских группировок, но в плане поддержки «Амур» сейчас главный спортивный клуб Дальнего Востока - самый популярный и самый прогрессивный.
- Комментарии в соцсетях могут убить неподготовленного человека, особенно после поражений. Как часто у тебя возникает желание забыть про свою должность и начать посылать людей куда подальше?
- Я очень спокойный человек, достаточно легко отношусь к любым комментариям, школа Sports.ru сказывается. А вот другие ребята из пресс-службы очень бурно реагируют.
- Обидно получать негативный отклик на свою деятельность, на которую уходит очень много сил и времени?
- Просто не все люди понимают специфику нашей работы, у них нет той информации, которой мы обладаем, многие думают, что мы что-то скрываем и занимаемся тем, что обеляем все процессы, происходящие в клубе. Нет. Мы всегда стараемся давать наиболее честную информацию.
- Горячая тема - обмен Артема Зуба. Как оценишь его сейчас, когда страсти утихли, болельщики остыли, клуб поступил верно?
- Что ты у меня как у менеджера спрашиваешь?.. Зуб выиграл Кубок Гагарина и золотые медали Олимпиады, «Амур» получил хорошую компенсацию - как по мне, это лучшая сделка. Все извлекли максимум. Артём сам сильно нервничал, но результат, который он показал, - огромен, и его не было бы без этой сделки. Мы делали с ним интервью после победы в Кубке Гагарина, чувствовалось, что он счастлив.
- Пресс-служба должна выдавать абсолютно всю информацию о процессах, которые происходят в клубе?
- Здесь как в любом бизнесе: ты не можешь раскрывать все детали. Ты должен дать информацию, которая будет и выгодной, и максимально честной.
- То есть это не «неуважение к болельщикам», а обычная рабочая этика?
- Да. Это обычная практика.Так будет польза для клуба, а мы должны приносить максимум пользы.
Учеба
- Где ты учишься?
- Учусь в ДВФУ, на заочном, 3 курс, специализация «Маркетинг». Мне интересно. Когда выпадает свободное время, ищу интересные кейсы, новые истории, чтобы почерпнуть что-то для себя. Например, за пять минут до интервью смотрел трансляцию форума SportConnect. Такой формат общения необходим, мне сильно недостаёт этого. SMM - это очень динамичный продукт, это творчество и безумно конкурентная среда. Мы как спортивный клуб - часть индустрии развлечений, мы должны выигрывать конкуренцию и у кино, и у концертов, и у других видов спорта. Для этого нужно постоянно учиться и перенимать опыт, общаясь с лучшими.
- Где черпать самые свежие идеи в мире спорта? Северная Америка?
- Конечно. НХЛ, НБА, МЛС. Американский футбол и бейсбол не люблю - если вид спорта мне не нравится, мне сложно сконцентрироваться. Хотя честно пытался дважды посмотреть «Супербоул» - картинка красивая, но смотреть долго не получалось.
- Кто из спортивной отрасли делает лучший медиа-контент в России?
- «Зенит», там отличная креативная команда. «Спартак» интересен, у них хорошие идеи.
- СКА?
- Сильный клуб, сильная команда подобрана. Плюс всех этих клубов - у них колоссальный подбор специалистов разного рода. СКА на последний выезд привёз, кажется, 8 человек из пресс-службы и клубного ТВ!
Должно быть понимание: Суперлига уже 10 лет как прошла. И мир изменился. Чем больше денег уходит на маркетинг, тем он активнее развивается и возвращает вложения. Больше потратил - больше отдача. При этом главный ресурс клуба, его главная ценность - это специалисты, которые там работают. Хороший клуб это должен понимать и постоянно развиваться в этом направлении.
- Если бы появилась возможность стажировки в Северной Америке, какой клуб бы выбрал?
- «Сан-Хосе Шаркс». Думаю, у наших клубов даже есть похожие черты. С удовольствием бы посмотрел, как устроена система команды НХЛ, где игроки умеют свободно общаться со СМИ, приезжают на матчи в костюмах - это влияет на имидж и создает им отличный образ среди болельщиков.
- Виталий Атюшов в костюме стал бы в два раза круче?
- Он и без костюма весьма крут. Видно, что человек многое прошёл и выиграл. Но почему нет - хороший костюм дополнил бы образ.
- Главная цель, которая стоит перед тобой сейчас в профессиональном плане?
- Люди в спорте все амбициозные. Хочу классно делать свою работу и выигрывать с командой. Главная мечта - Олимпийское золото и Кубок Стэнли в качестве сотрудника пресс-службы. Надеюсь, шанс выпадет.
- При встрече с Романом Ротенбергом, что ты ему скажешь?
- (Минутное молчание) ... Какой у вас план?
Блиц
- Коннор Макдэвид, Кирилл Капризов, Бату Гендунов - кого возьмешь в свою команду?
- Макдэвида. Давно мечтаю с ним интервью сделать. Будет хороший шанс.
- Джин или виски?
- Я не употребляю алкоголь.
- Символическая пятерка «Амура»?
- Петр Врана, Дэвид Линг, Вадим Покотило, Сергей Ясаков и Михал Йордан.
- Петружалек или Метсола?
- Метсола. Он уже внёс намного больший вклад.
- Самая горячая тигрица из группы поддержки «Амура»?
- Они все горячие - ну или почти все.
- Что думаешь о звезде комментариев Голливудском Докторе?
- Никогда не обращал внимание на персоналии, честно, не запоминаю имена.
- Алексей Чечелев - красавчик?
- Да. Он уже легенда клуба, большой профессионал. Один из двух людей, на которых я равняюсь в работе. Второго в Хабаровске, может, не особо запомнили - это Артур Ковтуненко, бывший пресс-атташе «Амура», сейчас работает со сборными России.
Шутка-шутка, отличный материал. Александру - больших успехов на поприще. :)
Так уж и быть, с меня завтра кофе 😄