14 мин.

Как Рэй Бурк оказался в Колорадо Эвеланш

В начале марта 2000 года в хоккейном мире ни для кого не было секретом, что легендарный защитник и будущий член Зала хоккейной славы Рэй Бурк хотел, пусть и без особого удовольствия, уйти из команды, за которую отыграл более 20 лет - Бостон Брюинз. Его карьера в Бостоне началась в конце администрации президента Картера и продолжалась до начала срока Джорджа Буша младшего. Все это время Бурк блестяще выступал за Брюинз, став достойным наследником таких защитников Бостона и членов Зала хоккейной славы как Бобби Орр и Брэд Парк.

Бурк пять раз выиграл Норрис трофи, 12 раз был включен в первую символическую сборную по итогам сезона, но у него не было главного хоккейного трофея - Кубка Стэнли, а время уже было на исходе. Бурку было уже 39 лет и он понимал, что ему остается один-два хороших года и его карьера закончится до того, как Брюинз смогут вновь всерьез претендовать на Кубок.

Сезон 1999/2000 Бостон начал с пяти поражений и четырех ничьих, и, хотя затем удалось несколько выправить ситуацию, к февралю все снова стало разваливаться, а Бурк очень хотел снова поиграть в плей-офф и поиграть по-настоящему. Он также знал, что компенсация, которую сможет получить за него Бостон, поможет команде в будущем. Поэтому во время встречи генменеджеров лиги, проходившей 27-28 февраля в Палм Спрингс, штат Калифорния, Бурк попросил своего давнего босса, генменеджера Брюинз Гарри Синдена, об обмене.

У Бурка было два условия: он хотел попасть в команду, реально претендующую на Кубок Стэнли и при этом остаться неподалеку от своего дома в Боксфорде, штат Массачусетс, в первую очередь, потому что у него было три ребенка-подростка и он не хотел отрывать их от школы. Бурк, как впрочем и Синден, полагал, что отправится в одну из двух команд - Нью-Джерси Дэвилс или Филадельфию Флайерс.

Но как мы все знаем, 6 марта 2000 года Бурк оказался в команде, базирующейся в 2000 милях от Боксфорда, - Колорадо Эвеланш. Мы также знаем, как завершилась эта история. Рэй Бурк, поднимающий Кубок в 2001 году после своей последней игры - седьмого матча серии против Дэвилс - команды, в которой он мог оказаться, стал одним из самых легендарных моментов в истории лиги.

А это история о том, как обмен состоялся, рассказанная репортеру BSN Denver Эдриану Дейтеру самими участниками событий - Рэем Бурком, Гарри Синденом и бывшим генменеджером Эвеланш Пьером Лакруа.

Бурк

Бурк: Я знал, что Гарри был на встрече генменеджеров. Я набрал ему и попросил перезвонить, оставил сообщение. И он перезвонил. Прекрасно помню, где именно находился в момент звонка. Мой сын, Кристофер, проходил тогда собеседование в школе Governor Dummer (частная школа в Байфилде, штат Массачусетс). Мы все были там, говорили о его поступлении, сестра Криса уже там училась. Когда Гарри позвонил, я сказал всем, что должен ответить и вышел из комнаты. Именно тогда я и рассказал Гарри, что хочу уйти в сильную команду, которая может далеко пройти в плей-офф. Объяснил, что я думаю об этом и почему. И он отнесся к моим словам хорошо.

Бурк сначала попросил об обмене в конкретную команду - Филадельфию. Флайерс в том сезоне выиграют Атлантический дивизион. У них было много талантливых форвардов, но на синей линии им не хватало человека, который бы мог им помочь стать чемпионами.

Бурк: В то время я считал Филли, возможно, сильнейшей командой на Востоке. Мы все были очень высокого мнения о них и думали, что они смогут добиться многого. Гарри пообещал все устроить. К тому же, я знал, что происходит с другой стороны, поскольку Реджи Лемелин (бывший партнер Рэя по Брюинз) работал тогда тренером вратарей Флайерс. Он мне рассказывал, что происходило в лагере Филадельфии, и я был уверен, что обмен туда был уже решенным делом.

4 марта Брюинз принимали Флайерс и проиграли 0:3. Бурк логично предполагал, что после этого матча улетит из Бостона уже на самолете Филадельфии в качестве их нового игрока.

Бурк: Это было после обеда в субботу, насколько я помню. Реджи сказал: "Все сделано". Но ничего не произошло. Я нашел Гарри и спросил его, как обстоят дела. История затянулась уже на несколько дней и мне хотелось, чтобы она поскорее закончилась. Гарри ответил, что есть и другие команды, которые проявляют ко мне интерес.

Синден: Я думал, что с Филли будет довольно просто договориться, и сам Рэй хотел туда перейти. Но на деле мы не могли сколько-нибудь продвинуться в переговорах. Они не хотели отдавать взамен никого стОящего. Видимо, они считали, что Рэй завершит карьеру после того сезона. Затем я поговорил с Дэвилс, и там ситуация была примерно такой же. А я не хотел отдавать его даром, это все таки Рэй Бурк, он все еще был отменным игроком.

За неделю до этого, на той самой встрече генменеджеров в Палм Спрингс, тогдашний генеральный менеджер Эвеланш Пьер Лакруа, уже провернувший к тому времени несколько крупных сделок, закинул свою удочку.

Лакруа: Встреча была очень долгой и во время одного из перерывов в саду я увидел Гарри и спросил его: "Ходят слухи, что ты собираешься менять Рэя?" Он ответил, что да, они не выходят в плей-офф и он уже разговаривал об этом с Рэем. Стоит отметить, что Гарри знал, что я лично знаком с Рэем. Он продолжил: "Я уже поговорил с командами на Востоке, у Рэя дети и он не хочет отрывать их от школы, его жена тоже хочет остаться на Востоке и мы с ним в этом сошлись". Начал вешать мне лапшу.

Я сказал ему: "Послушай, я мог бы тебя дурачить и промолчать об этом, но я знаком с Рэем, мы с ним из одного города, мы - друзья. Я знаю, что есть определенные правила, по которым делаются обмены, но я хочу быть честным с тобой. Знаю, что у меня немного шансов провести этот обмен и, если бы я не знал Рэя, я, как и все, действовал бы через его агента (Стива Фрейера). Но я буду играть с тобой честно и поступлю по-другому. Ты говоришь, что у меня нет шансов, но могу я попросить тебя об одной вещи?". Он говорит: "Да, продолжай". Я - ему: "Можешь пообещать мне, что поговоришь с Рэем о моем интересе? Ты говоришь, что он не хочет переезжать на Запад, но просто скажи ему и, возможно, он даст добро на переговоры между нами". И он ответил: "Что ж, это довольно честно. Как я вернусь домой, я поговорю с Рэем об этом и затем сообщу тебе".

Синден: После игры с Флайерс 4 марта я сообщил Рэю, что одной из команд, которые им интересуются, были Эвеланш. Он хотел остаться на Востоке, но я рассказал ему, что договориться пока не получается. Мне показалось, что внезапный интерес со стороны Эвс его заинтриговал.

А Эвеланш в то время испытывали проблемы. Это была звездная команда, четыре года назад взявшая Кубок и год назад игравшая в финале Конференции, но после поражения от Эдмонтона 29 февраля у Эвс было всего 28 побед при 26 поражениях и 10 ничьих. Команда рисковала остаться без плей-офф и Лакруа понимал, что до дедлайна, назначенного на 14 марта, ему нужно что-то сделать, чтобы зажечь команду. Синдену тоже нужно было что-то делать и после того, как переговоры с Флайерс и Дэвилс зашли в тупик, он связался с Эвс, чтобы понять, насколько сильно они заинтересованы в обмене.

Бурк

Лакруа (смеясь): Он позвонил мне и сначала сказал, что шансов нет. Что он поговорил с Рэем и тот ответил, что не хочет ехать на Запад. И я понял, что он начал игру. Он знал, что сам я не спрошу об этом у Рэя, поэтому пытался набить цену. Я не говорю, что он врал, но он играл со мной. Я спрашиваю Гарри: "Так значит, Рэя не интересует переход в Эвс?" Он отвечает: "Я этого не говорил. Но я уже провел серьезные переговоры с двумя командами на Востоке, я действительно собираюсь его менять". Я говорю ему: "Хорошо. Но если передумаешь менять его на Восток, имей в виду, что я по-прежнему в нем заинтересован. Думаю, что смогу дать тебе то, что тебе нужно. Но при этом в ущерб себе работать тоже не хочу. Если тебе это интересно, дай знать". После этого я стал ждать.

Синден: Я снова позвонил ему. У Эвс был Брайан Ролстон, который мне нравился еще по игре за Дэвилс, я спросил про него и Пьер сказал, что готов его отдать. Но еще я хотел хорошего проспекта и один или два пика. Лакруа пообещал мне пик 1-го раунда, но оставался вопрос о том, кто станет тем самым проспектом. Здесь мы немного забуксовали. У них в системе был парень, который очень нравился нашим скаутам - Сэм Польcсон. Большой ту-вэй центр с хорошим потенциалом. Он стал тем элементом сделки, от которого зависело, ударим ли мы по рукам или нет.

Польссон, задрафтованный Эвс под №176 в 1996 году, еще не играл в НХЛ, но становился звездой в шведской лиге, играя за бывшую команду Петера Форсберга - МОДО. В итоге он проведет 798 игр в НХЛ и выиграет Кубок Стэнли с Анахаймом в 2007 году.

Лакруа: Гарри сказал, что если мы добавим Польссона, то сделка может состояться. Я сразу же позвонил в Лигу - я не хотел, чтобы Гарри передумал. Польссон был хорошим активом, но он еще не играл в НХЛ, только в Европе, а эффект от появления Бурка в Эвс мог быть действительно большим.

До того, как сделка была оформлена 6 марта, еще какое-то время продолжалась торговля. Эвс были готовы добавить еще одного проспекта - защитника Мартина Гренье, но за это Лакруа хотел получить больше, чем одного только Бурка. Желая разгрузить платежку, Синден согласился включить в сделку ветерана Дэйва Андрейчука. Таким образом, за него и Бурка Эвс отдавали Ролстона, Польссона, Гренье и пик первого раунда в 2000 или 2001 году (в итоге это был общий №27 в 2000, который Брюинз потратили на Мартина Самуэльссона). Эвс в тот момент уже летели на игру с Калгари, а Лакруа остался в офисе в Денвере, чтобы завершить сделку.

Синден: Я сразу позвонил Рэю, и никогда не забуду как он, прикрыв рукой трубку (но все было слышно), говорит жене со своим франко-канадским акцентом: "Это Коло-раа-доу".

Бурк: Забавно, что за несколько дней до обмена я ужинал с женой, моим агентом и Стивом Каспером (другом, бывшим партнером и тренером Брюинз) и его женой, и мне позвонил Рене Анжелил (ныне покойный супруг певицы Селин Дион и лучший друг Лакруа). И он сказал со своим акцентом: "Ты помнишь меня?". Я ответил: "Да, Рене, помню, мы вместе играли в гольф". Затем он говорит: "Я слышал, тебя могут обменять. Колорадо - это отличное место, тебе там очень понравится". И добавил: "Пьер не знает, что я тебе звоню". Я такой: "Ну о'кей, Рене".

После той субботней игры с Филли Гарри сказал, чтобы я не приходил на тренировку в воскресенье, и что в понедельник я играть не буду. Мы должны были играть с Оттавой, но Гарри сказал, что к тому времени что-то уже может произойти. Я сделал, как он сказал. За несколько дней до этого мне позвонил Дэйв Эллетт (бывший партнер по Брюинз, тогда уже игравший за Блюз) и спросил, есть ли вариант, что я перейду в Сент-Луис. И я ответил, что не хочу туда. В день трейда мне позвонил Дэйв (Андрейчук) и сказал: "Что-то происходит. Меня сняли с раскатки перед игрой. Похоже, что куда бы ты ни отправился, я поеду вместе с тобой". Затем уже во время игры с Оттавой позвонил Гарри и сообщил, что я еду в Колорадо вместе с Дэйвом. Потом позвонил Пьер, затем Патрик (Руа) уже из своего номера в Калгари. Чуть позже позвонили Дэйв Рид, Адам Фут, Шон Подейн и Джо Сакик.

Бурк

Бурк немного поспал той ночью в Бостоне, затем рано утром вылетел на чартере в Калгари с остановкой для дозаправки в Канзас-сити. В отель Westin в Калгари он прибыл сразу после обеда, но он очень хотел тем же вечером дебютировать за Эвс в Сэддлдоуме.

Бурк: День получился суматошный. Мы с Дэйвом погрузились в самолет со всеми нашими вещами. Места для нас там было мало. У Дэйва рост больше 190 см, да и я тоже не мальчик, а нам еще нужно было сделать остановку в Канзас-сити и успеть на пресс-конференцию в Калгари. После пресс-конференции мы немного перекусили и я на пару часов прилег в своем номере. А затем отправился на арену, причем очень рано, я там был одним из первых. Зашел в раздевалку и первое, что увидел - это джерси с номером 77 и моей фамилией на спине, но в цветах Колорадо. Это выглядело очень странно.

Несмотря на нехватку сна и перелет через весь континент, Бурк и Андрейчук сыграли в том матче и сыграли хорошо. Бурк отдал две голевые передачи, а команда выиграла 8:3.

Бурк: Помню свою первую передачу. Я нашел Хейдука под синей линией, а он затем отдал Джо Сакику, который прошел и забил. И тут я подумал: "Да, возможно это сработает и будет весело". Кстати, в том матче я потянул пах и не играл в третьем периоде. Сильно волновался из-за этого, но уже на следующий день почувствовал себя лучше и снова был готов играть. На следующий день мы играли в Эдмонтоне, насколько я помню. Мы снова победили и выиграли еще много матчей после этого.

Действительно, много. До конца регулярного чемпионата Эвс с Бурком в составе выиграют 12 матчей при всего двух поражениях и в итоге проиграют Далласу в седьмом матче финала Западной конференции. Решающий матч завершится со счетом 2:3, а в его концовке шайба после броска Бурка и рикошета от Адама Дэдмарша попадет в штангу далласских ворот.

По завершении сезона Бурк сказал жене, что хочет еще год отыграть за Эвс, и подписал однолетний контракт на 5 миллионов с опцией продления еще на один (хотя на самом деле, они с Лакруа договорились, что второго года в любом случае не будет, а Бурк получит миллионный бонус за выкуп контракта, чтобы снизить нагрузку на платежку в сезоне 2000/01).

На следующий год у Эвс все сошлось, они выиграли Президентский кубок, одержав 52 победы в регулярном чемпионате. А затем выиграли Кубок Стэнли в историческом седьмом матче со счетом 3:1. Бурк завершил свою 22-летнюю карьеру так, как можно только мечтать, и победил в городе, где никогда не расчитывал играть. Вечером того же дня в арендованном Бурками доме в Литтлтоне состоялся мини-парад с участием друзей, родственников и соседей.

Бурк: Что тут скажешь? У нас была отличная команда. Все сложилось идеально. Надо отдать должное Пьеру, он был решительным парнем. Он очень хотел побеждать и добивался своего. Но сейчас, в эпоху потолка зарплат, такое уже невозможно. Я благодарен за все, что случилось со мной в Колорадо.

Бурк

А что Брюинз? Пройдет еще несколько лет, прежде чем они вернутся на вершину. Этот обмен не принес им тех выгод, на которые надеялся Синден. В 2006 году он перестанет непосредственно руководить командой, но даже сейчас, в возрасте 85 лет, он остается старшим советником владельца Брюинз Джереми Джейкобса. Брюинз выиграют Кубок Стэнли через 10 лет после Эвеланш - в 2011 году.

Синден: Я заключил лучшую сделку из тех, что были возможны на тот момент. Я не жалею о том, что сделал. Я был рад за Рэя и, думаю, все в Бостоне были рады за него. Хотя, конечно, мы бы хотели, чтобы он поднял Кубок Стэнли в свитере Брюинз. Обмен Бурка был очень эмоциональным моментом для меня. Ведь это я его задрафтовал, он был мне как сын. Но произошло то, что произошло, а главное - это то, что Рэй был отличным парнем, который сделал для Бостона все, что было в его силах и, в определенном смысле, это здорово, что я и вся наша организация смогли сделать что-то хорошее и для него.

Лакруа оставит работу в Эвеланш в 2013 году. Сейчас ему 69, он на пенсии и проживает в Неваде.

Лакруа: Сейчас многое поменялось, но тогда главным для нас в Денвере было побеждать здесь и сейчас. Мы не думали о том, что будем делать через пять лет. Если можешь побеждать сейчас, делай это. И все обмены, которые мы совершали, были направлены на достижение этой цели. Мы верили в то, что ядро команды было очень сильным и, к счастью, мы сумели доказать, что были правы в своих оценках. Мы девять раз подряд выиграли свой дивизион и дважды взяли Кубок. Второй Кубок был полностью командной победой. Заслугой всех, начиная от игроков и тренеров до менеджеров и скаутов, и далее по списку.

Но я знаю наверняка одну вещь: мы бы не выиграли тот Кубок без Рэя Бурка.

С оригиналом материала вы можете ознакомиться здесь.