Защитник «Ак Барса» Андрей Марков: Казань и Монреаль чем-то похожи
В 1998 году «Монреаль Канадиенс» задрафтовал Андрея Маркова под общим 162-м номером. В 2000-м хоккеист перешел в клуб НХЛ и провел там 990 матчей за 16 сезонов. Летом 2017 года Марков подписал контракт с «Ак Барсом».
Редакция "Казанских ведомостей" представляет собеседника:
Андрей Викторович Марков родился 20 декабря 1978 года в Воскресенске. Амплуа: защитник. Рост: 182. Вес: 92. Хват: левый. Выступал за команды: «Химик» - Воскресенск (1995 - 1998), «Динамо» - Москва (1998 - 2000, 2004 - 2005), «Монреаль Канадиенс» - Монреаль (2000 - 2017), «Витязь» (2012 - 2013), «Ак Барс» - Казань (2017 - н. в.). В составе «Ак Барса» в регулярном чемпионате провел 55 игр, забросил 5 шайб и сделал 28 передач.
- Андрей, вы адаптировались к КХЛ? Нашли свою игру?
- Я давно адаптировался, все нормально. В лиге мне нравится, самое интересное будет в плей-офф.
- Осенью вы говорили, что в лиге энергозатратный хоккей. Теперь вошли в ритм?
- Хоккей вообще энергозатратный вид спорта. Сейчас я чувствую себя хорошо. Привык к площадкам, стилю игры - все нормально.
Переезд в НХЛ
- По ходу карьеры у вас произошла смена амплуа. Как это получилось?
- В детстве я играл защитником, а потом тренер поставил меня в нападение. И в «Химик» из Воскресенска пришел центральным нападающим. А во второй год ко мне подошел тренер и спросил: «Сможешь сыграть защитника?» Я сказал: «Смогу». Меня сразу поставили в первую пятерку, и игра пошла. С того времени я практически всегда играл в защите.
- Кто в молодости был для вас кумиром?
- В то время Вячеслав Фетисов был примером для всех защитников. Из канадских игроков симпатизировал Марио Лемье - это было в период, когда я играл центральным нападающим.
- Тяжело было решиться на переезд за океан в 21 год?
- Да, нелегко. Тем более после того, как мы стали чемпионами с «Динамо». Здесь была семья, родные, друзья, хорошая команда. Но в то же время я понимал, что нужно делать шаг вперед. И, я считаю, все сложилось удачно - ни о чем не жалею.
- Кто вам помог освоиться в «Монреале»?
- Когда я приехал, в Монреале был россиянин Олег Петров. Потом я познакомился с русской общиной в городе, они мне помогали. До сих пор поддерживаю связь с многими ее представителями.
- Расскажите о посвящении в игроки НХЛ.
- Везде оно проходит по-разному. Это может быть ужин новичков, где тебя проверяют. Шутки, неожиданные моменты - это традиции. О своем посвящении я расскажу в книге. Напишу ее, когда завершу карьеру хоккеиста.
- Часто бывает, что молодых игроков подкалывают старшие. С вами такое случалось?
- Я начал играть рано - с 16 лет. И когда пришел в «Химик», там было много ветеранов. Я прошел российскую хоккейную школу тех лет, воспитался на слухах о том, как молодых игроков гоняют в больших командах. И, приехав в «Монреаль», спокойно ко всему относился. У нас был дружный коллектив, никакого намека на дедовщину. Ребята, которые долго играли в «Монреале», отлично понимали: я приехал из другой страны, у меня другой менталитет. И все прошло хорошо.
Монреаль - один из самых хоккейных городов
- Спустя какое время вас стали узнавать на улицах?
- Когда я только начал выступать за «Монреаль», социальные сети и медиапространство были не столь сильно развиты. Но спустя какое-то время меня стали узнавать. А сейчас игроков, которые недавно приехали в НХЛ или только что прошли драфт, сразу узнают на улице. В то время было проще.
- Как в НХЛ происходит общение команды с болельщиками?
- В разных городах по-разному. Например, Монреаль я считаю одним из самых хоккейных городов Канады и Северной Америки. В Канаде ты можешь зайти в магазин или идти по улице, к тебе подойдут и попросят автограф - это неудивительно. Приятно, когда тебя узнают люди. В то же время чувствуется ответственность - весь город живет хоккеем, ты не можешь подвести болельщиков, выкладываешься. Клубом проводится много благотворительных мероприятий. Команда поддерживает инвалидов, больных детей, организует конкурсы для поклонников клуба. Вообще, я считаю, что менеджмент «Монреаля» на высоком уровне и многое делается для болельщиков.
- Вы сказали об ответственности перед игроками, прессой. Психологически это сильно давит?
- Может быть. Но все зависит от того, как сам игрок это воспримет. Много факторов, которые могут повлиять положительно и отрицательно. Считаю, что спортсмену нужно фокусироваться на своей работе. Всегда найдутся люди, которые стараются уколоть негативом, это нормально. Критика стимулирует становиться лучше.
Матчи с особой атмосферой
- Сейчас многие молодые игроки уезжают в НХЛ, но гаснут. Что нужно, чтобы заиграть?
- Я не знаю. Не люблю давать советы. У каждого своя жизнь, каждый пишет свою историю. Тяжело здесь что-то посоветовать.
- Почему у «Монреаля» не получилось взять Кубок Стэнли за 16 сезонов, что вы провели в клубе?
- Чтобы выиграть любой трофей, должно сложиться много разных частей единого пазла. С ходу сейчас тяжело что-то сказать. Надо поднять записи. Шучу, их нет. Не знаю, я не жалею о годах, проведенных в «Монреале». Да, не удалось выиграть трофей, но я получил больше позитива, нежели негатива.
- Самый памятный для вас матч в НХЛ?
- Их несколько. На первом месте матч, когда вернулся наш капитан Саку Койву. У него диагностировали рак в начале сезона. Койву прошел все испытания и вернулся под конец регулярного чемпионата. Минут десять арена аплодировала ему стоя. Атмосфера незабываемая. Также памятны игры зимней классики на свежем воздухе. Это грандиозное событие, праздник для зрителей и игроков. Не всем удавалось сыграть в таких матчах.
- Какая атмосфера во время игр против «Торонто Мэйпл Лифс»?
- Не скажу, что мощная атмосфера именно в этом матче. «Монреаль» в числе участников НХЛ с момента создания лиги, поэтому игры против тех же «Бостон Брюинз», «Детройт Ред Уингз», «Нью-Йорк Рэйнджерс» и «Торонто» принципиальные. На матчах царит специфическая энергетика. Это передается игрокам. Отсюда особый настрой, и интересно выходить на лед в таких играх.
Быстрый переход в «Ак Барс»
- Насколько быстро вы оформили свой переход в «Ак Барс»?
- В минутах? Часах? Днях? Скажу так: довольно быстро.
- Выбор пал на Казань, потому что здесь работает Зинэтула Билялетдинов?
- Было много факторов. Конечно, один из них тот, что здесь работает Зинэтула Хайдярович. Мне знакомы его система, подход к работе, хоккею. И я считаю, что «Ак Барс» всегда идет на ведущих ролях в лиге, ставит большие задачи.
- Насколько изменилась тренерская модель Билялетдинова после вашего ухода из «Динамо»?
- Все меняются. В этом нет ничего удивительного. Зинэтула Хайдярович не стоял на месте и прогрессировал все эти годы. Не хочу говорить, в чем конкретно произошли изменения.
- Для молодых игроков «Ак Барса» вы выступаете наставником, даете советы?
- Это надо спросить у них. Я никогда не старался прыгнуть выше головы. В раздевалке с более молодыми игроками я не ставлю себя выше. Если брать возраст в паспорте и возраст в душе, энергия молодых ребят передается мне. Мы шутим, смеемся - это нормальная рабочая атмосфера, где игроки разбирают какие-то ситуации. Хоккейная рутина.
- Какие сильные стороны вы видите в себе как в хоккеисте?
- Не знаю, не люблю оценивать свою игру. Пусть этим занимаются специалисты, эксперты. Они любят это делать, оставлю пищу для них. Я хочу выходить, приносить пользу команде, получать удовольствие от хоккея и стараться становиться лучше.
О жизни вне льда
- Каким был ваш обычный день в Монреале?
- Утром я ехал на тренировку, потом отдых. Если нет игры, можно сходить куда-то покушать - много ресторанов с вкусной едой. Потом опять отдых, тренировка. Жизнь хоккеиста, можно сказать, однообразна. В Монреале можно сходить на концерт, в кино, как и в Казани. Ничего сверхъестественного.
- Сравните канадский город и Казань. Есть какое-то сходство?
- В городах климат практически одинаковый, оба небольшие по размерам, на улицах звучат языки коренного населения. В Монреале это квебекский французский, в Казани - татарский. Здесь люди так же любят хоккей, спорт, как и там. Большой плюс Казани - намного меньше пробок и дороги лучше. В Монреале ужасные дороги и ужасные пробки.
- Где вы любите проводить время в нашем городе?
- Мне очень нравится Кремлевская набережная. Есть где погулять с детьми, вечером очень красиво, есть хорошие ресторанчики. А вообще редко выхожу дальше аллеи клубной базы.
- Ваши дети Алекс и Марк занимаются в клубной академии. Растут защитниками?
- В их нынешнем возрасте вообще сложно сказать, будут ли они играть. Что уж говорить об амплуа?
- Какая у вас была мечта в детстве и исполнилась ли она?
- Я еще не достиг исполнения мечты, которая у меня есть. Когда достигну, обязательно вам об этом сообщу.
- У вас есть аккаунты в социальных сетях. Вы ведете их лично?
- И да, и нет. Мне в этом помогает моя жена. Но на моей странице не появится то, что не прошло через меня.
- Основные пятерки СКА и ЦСКА бились на Олимпиаде и в весну войдут уставшими. Это будет на руку «Ак Барсу»?
- Чтобы встретиться с одной из этих команд в плей-офф, нам надо пройти огромный путь. По сути, плей-офф - это новый сезон, другой настрой. Не вижу смысла загадывать вперед, все игры будут непростыми. Мы проводим хорошую работу.