Хоккей - игра, а деньги - способ вести счёт
Начало марта в НХЛ – это период ожесточённых баталий за плей-офф. Мысли игроков и тренеров сосредоточены на следующем матче, на восстановлении от повреждений, на последних игровых корректировках перед играми на вылет. А вот для генерального менеджера уже наступает время активных переговоров с игроками, агентами, общения с прессой относительно летнего трансферного межсезонья. Потолок зарплат вынуждает на несколько лет вперед высчитывать вектор финансового развития команды в отношении зарплаты как франчайз-игрока, так и силовика из энерджи-лайна.
Подписание контракта в НХЛ – сложный и многоступенчатый механизм. Помимо платёжных ведомостей и интересов игрока и его агентов существуют, по-меньшей мере, 4 важных влияющих на сумму и продолжительность контракт аспектов:
- Анализ общей динамики рынка
За основу при подписании нового соглашения с игроком всегда берутся уже ранее подписанные контракты других команд с игроками похожих игровых качеств и статистикой. Иногда это очень серьезно меняет суммы в кошельках целой возрастной плеяды игроков, как это было после продления «Эдмонтоном» Макдэвида. После суммы в контракте Коннора уже и не кажутся такой переплатой 8,5 млн Драйзатля, 7 млн Пастрняка, да даже десятка в год Айкела.
В качестве примеров выгодных франшизам сделок выберу две:
Марк Шайфли (Виннипег)
Лидер коллектива из Манитобы 2 года назад подписал контракт на 8 лет и 49 миллионов, который будет действовать до конца сезона 23/24. Такие цифры свидетельствуют о лояльности Марка к «Ракетам» и ежегодных плюс\минус 2 свободных миллиона в платёжке команды, что уже сейчас просто необходимы для продления всех молодых талантов канадцев. Контракт Шайфли по «цена\продолжительность\качество» намного выгодней аналогичных контрактов межсезонья 2016 (к примеру, Филипп Форсберг, Брэндон Саад – 36\6 и Мика Зибенджад 26\5).
Сет Джонс (Коламбус)
Разносторонний и стабильный Сет подмахнул в 2016 году контракт на 32 миллиона на 6 лет до середины 2022 года. Аналоги этого соглашения – 60 миллионов на 8 лет Аарона Экблада и идентичный Джонсовому контракт Расмуса Ристолайнена, только Сет подписался на куда меньший кэп-хит чем Аарон и намного более прокачанный и перспективный чем Расмус. К сожалению, контракт Джонса одно из редких успешных решений менеджмента «Джэкэтс» последних лет.
- Влияние околохоккейных факторов
Хоккеист – персона публичная и авторитет зарабатывает как на льду, так и за его пределами. На котировки игрока, в том числе и финансовые, влияют отношения внутри коллектива, общение с фанатами, судейским корпусом, высказывания в интервью и даже посты в социальных сетях. Когда СМИ подхватывают созданную поступком хоккеиста информационную волну появляются стереотипы и радикальные выводы в отношении личности, что иногда преследует до конца карьеры. Иногда это только в плюс, как с фанатом социальных сетей Полом Биссонеттом, который будучи бездарным хоккеистом «подрабатывал» PR-менеджером своих команд.
Но раз разговор идёт о контрактах рассмотрим подобный пример, в котором, правда, созданный хоккеистом образ пошёл во вред и его кошельку.
Брэд Маршан (Бостон)
Главный провокатор всея НХЛ заработал себе славу «грязными» приемчиками и вечными разговорами как на льду, так и за его пределами. Увы, Брэд Маршан еще и один из лучших снайперов лиги, который был лидером чемпионских «Брюинс» и продолжает улучшать свою игру и статистику. К 40+ шайбам за сезон и больше очка за игру прилагаются отличные оборонительные навыки и лидерские качества. Это можно условно приравнять к контрактам Овечкина, Кейна и Стэмкоса. Но Маршан подписался лишь на 49 миллионов за 8 лет, это и не особо удивляет, учитывая как он достал лигу.
- Популярность игрока среди фанатов
Хоккейная среда дружная и плотно связанная между собой. Раз уж трибуны и ледовый каток разделяют лишь сантиметр стекла каждое действие игрока рассматривается как под микроскопом, и тут уж либо игра и самоотдача делают кумиром, либо заставляют каждый день сражаться с лютым фанатским прессингом. Если еще игрок старается наладить словесный контакт с торсидой, будь-то автограф сессия или объяснения почему команда так бездарно проиграла, то менеджмент, дабы не наречь праведный гнев, вынужден всеми силами, естественно в основном финансовыми, удерживать такого «любимчика» в системе франшизы.
Примером последних лет назову:
Морган Райлли (Торонто)
Моргана можно назвать пионером перестройки легендарной франшизы, Райлли стал лидером обороны и самым быстроразвивающимся игроком системы команды. В его игре хватает недостатков, прежде всего в плане силовой игры и дисциплины в своей зоне, но пролонгация контракта с настолько популярным парнем это вынужденный риск. 30 миллионов на 6 лет для Райлли в такой ситуации достаточно выгодная сделка, учитывая потенциал для прогресса Моргана.
- Угроза синдрома «контрактного года»
Хоккейная статистика и годовая зарплата, по логике бритвы Оккама, крайне взаимосвязаны. Хоккеист забрасывающий 30+ шайб за сезон – звезда, имеющий лучший защитный рейтинг – звезда. Но в чём высчитывать побочное влияние на индивидуальную статистику? Легко ли забрасывать 30+ шайб в звене с Таваресом (Мулсон и Окпосо утвердительно кивнут, обналичивая шестимиллионные чеки) или набирать 50+ очков в команде-контендере (Милан Лучич или Ник Бонино соглашаясь уже катят на вражеский пятак)?
Но на фоне подобного риска реально продавить и серьёзную скидку, настаивая на случайности цифр предыдущего сезона. В качестве примеров удачной сделки:
Рикард Ракелль (Анахайм)
Швед стал настоящей находкой для обескровленной травмами Гецлафа и Перри атаки «Уток» и зарекомендовал себе перспективным снайпером для перестраивающейся команды. 23 миллиона на 6 лет – безопасная инвестиция, в этом сезоне это уже кажется серьёзной недоплатой, Ракелль выбил уже тридцатку шайб в этом сезоне и превратился из узкоспециализированного снайпера в разнообразного форварда первого звена с качественной передачей и самоотдачей в обороне.
Межсезонье 2018 обещает быть горячим. Ряд выходящих на рынок свободных агентов во главе с Джоном Таваресом станут причиной бессонницы 31 генерального менеджера и попытаются сменить расстановку сил в обеих конференциях и сумму на своих банковских счетах.