Молчаливый хищник
Защитник «Нэшвилла» Ши Уэбер не из тех, кто много болтает. Вот, к примеру, как, по словам главного тренера команды Барри Тротца, выглядит типичный диалог с игроком:
– У тебя травма?
– Нет.
– Но врач сказал, что у тебя перелом ноги.
– Я в порядке.
В беседах с партнерами, капитан команды также немногословен:
– Ты травмирован или у тебя просто болит?
– Побаливает.
– Ты сегодня в составе, так что не ной по этому поводу. Погнали.
Все, чего хочет руководство «Хищников», чтобы обсуждение с Уэбером этим летом нового соглашения с командой заняло примерно столько же времени.
– Ши, вот новый контракт на пять лет.
– Отлично, где подписать?
Немногословный, скромный, вежливый. Эти качества отмечает каждый, кому приходится общаться с защитником «Предаторз». Чего еще можно ожидать от парня, который вырос в малюсеньком городке Сикамаус (население чуть больше 3000 человек), провинция Британская Колумбия. Мама – парикмахер, папа – работник лесопилки. Горы и озера кругом. И практически никаких развлечений, кроме хоккея. «Мой отец работал с 6 утра до 4 вечера, потом приходил домой, ужинал, и мы с ним шли на тренировку, где он с нами занимался, – говорит Уэбер. – Если кого-то и можно назвать примером для меня, так это его. После игр папа всегда говорил мне об ошибках, а вот мама убеждала, что я все делаю правильно». В своей первой серьезной команде, где Ши выступал еще с одним нынешним защитником «Нэшвилла» Коди Франсоном, он, в зависимости от ситуации мог быть игроком атаки или обороны.
Окончательное решение стать защитником, Уэбер принял, когда ему исполнилось 15, и он за один год вымахал почти на 12 сантиметров. «Я приехал в тренировочный лагерь «Принс Джордж», но ничего особо не показал, – вспоминает Ши. – В детстве мне больше нравилось играть в нападении, но я иногда выходил в обороне, в зависимости от того, что было нужнее команде. У нас обычно было не больше 13-14 человек в составе, так что иногда я был нападающим, иногда защитником. Мне кажется, что мой отец считал, что у меня больше шансов выступать на профессиональном уровне именно в качестве игрока обороны, и надо сказать ему спасибо, что он убедил меня сменить амплуа».
Именно после этого, его заметили и позвали в Келону, где знают, как нужно делать качественных защитников. В разное время в составе «Рокетс» поиграли Тайлер Майерс, Данкан Кит, Джош Горджес, Александр Эдлер, Люк Шенн и Скотт Хэннан. В новой команде Уэбер провел три сезона с хвостиком, стал обладателем «Мемориал Кап», золотой медали Молодежного чемпионата мира, и обратил на себя внимание скаутов НХЛ. На драфте 2003-года, который проходил в Нэшвилле, его выбрала команда-хозяйка в конце второго раунда под общим 49-м номером. «Помню, что там было чертовски жарко, – говорит Ши. – Там, у себя на севере, я никогда не думал, что Нэшвилл может быть хоккейным городом. Но как только я попал сюда, то был поражен поддержкой болельщиков».
За пять полных сезонов в составе «Предаторз» Уэбер зарекомендовал себя как один из лучших защитников лиги, и превратился из обычного канадского парня из маленького города в мультимиллионера. Однако, по признанию тех, кто знает Ши с детства, он нисколько не изменился. «Когда разговариваешь с кем-то об игроках, которые попали в НХЛ, то обязательно упоминают о том, что они стали другими, – утверждает Коди Франсон. – Но каждый раз, когда я упоминаю о Уэбере, то все отмечают: он все тот же. И это говорит о многом».
Визитной карточкой защитника «Нэшвилла» является его убойный щелчок. От него достается не только вратарям соперников, но и товарищам по команде, которые четыре раза получали переломы после его бросков. «Я не хочу никого травмировать, не хочу никому сделать больно, – говорит Ши. – Я просто хочу отправить шайбу в ворота». Свой щелчок он отрабатывал с самого раннего возраста. Когда будущему участнику конкурса на самый сильный бросок было 12 лет, его отец принес с лесопилки лист фанеры и прибил его на ворота. «Думаю, что он устал постоянно заделывать сетку, после того как я делал в ней дыры, – говорит Уэбер. – Я всегда старался бросать как можно сильнее». Возможно, отцовским рецептом стоило воспользоваться организаторам Олимпиады в Ванкувере. В матче со сборной Германии канадский защитник с такой силой запустил каучуковый диск, что тот прошел сквозь сетку ворот и ударился в борт. Гол засчитали только после видеопросмотра. «Дети всегда мне кричат: «Ты тот парень, что порвал сетку!». – смеется Ши. – Круто, когда тебя узнают из-за таких вещей». На олимпийском турнире Уэбер набрал 6 очков в 7 матчах, попал в символическую сборную и завоевал золото, но навсегда войдет в историю, как «человек, пробивший сетку ворот шайбой».
Прошлым летом, отношения между Уэбером и «Нэшвиллом» вышли на новый уровень. «Я валялся на диване у себя дома и смотрел телевизор, когда мне позвонили Барри Тротц и Дэвил Пойл, – вспоминает с улыбкой Ши. – Я подумал, что меня обменяли, или еще какие-нибудь плохие новости». Но руководство команды лишь сообщило, что он стал самым молодым капитаном в истории «Хищников» и первым задрафтованным игроком, кому выпала такая честь. «Я получил много сообщений и звонков с поздравлениями, – говорит Уэбер. – В том числе и от бывшего капитана Джейсона Арнотта, который всегда меня вдохновлял».
Как это зачастую бывает, вслед за самым большим успехом в карьере, следует самая большая жизненная трагедия. В августе 2010-го ушла из жизни мама Уэбера, Трэйси, у которой десять лет назад обнаружили опухоль мозга. Несмотря на то, что химиотерапия помогла на несколько лет побороть недуг, не так давно, страшная болезнь вернулась. Треэйси так и не увидела своего сына на льду с литерой «С» на свитере. «Прошлый год вышел у меня как на качелях, – говорит Уэбер. – Сначала мне удалось выиграть такой важный и престижный турнир, а затем я потерял очень близкого для себя человека. Но нужно продолжать жить дальше и жить так, как того хотели бы те, кто тебя любил».
Несмотря на то, что в составе «Предаторз» 17 игроков, которые старше Ши, у генерального менеджера команды не было сомнений, кому вручить капитанскую нашивку после обмена Арнотта. «Он является частью нашей культуры, и воплощением той системы, которую мы стараемся создавать», – прокомментировал назначение Дэвид Пойл. Действительно, лучшего олицетворения франчайза из Теннеси, чем Уэбер, не найти. Старательный, выращенный в системе клуба игрок, думающий, прежде всего об обороне. Но при этом далеко не такой незаметный. Если вы «хищник», это еще не значит, что вы не можете быть суперзвездой. Два года подряд (с перерывом на Олимпиаду) Уэбер является участником Матча всех звезд, а по итогам недавнего опроса игроков, занял третье место в амплуа «лучший оборонительный защитник». Хотя, поговаривают, что если бы габаритный канадец играл где-нибудь в более хоккейном городе, то был постоянным номинантом на «Норрис Трофи».
Пока у Ши, который к тому же является главным бомбардиром клуба в этом сезоне, неплохо получается справляться с капитанскими обязанностями. В начале сезона он организовал ужин в ресторане Чикаго для всей команды. Не только для игроков, но и тренеров, докторов и обслуживающего персонала. Возможно, это несколько преждевременно, но своими действиями на льду и за его пределами он уже заслужил сравнение с самыми великими капитанами прошлого. «Когда он полностью выкладывается на льду, чтобы победить, а кто-то при этом играет спустя рукава, то он не будет молчать об этом, а скажет так, что мало не покажется, – говорит главный тренер Барри Тротц. – Для меня всегда примером настоящего лидера был Марк Мессье. Когда я смотрю на Ши, то вижу игрока, который может быть таким же лидером долгие-долгие годы».
Если «Хищники» планируют превратиться из команды, которая постоянно участвует в плей-офф, в клуб, который претендует на большее, то без Уэбера им не обойтись. Главный тренер «Нэшвилла» прекрасно осознает всю важность сохранения игрока в составе на как можно больший срок. «Его значение для нашего города сложно переоценить, потому что он настоящий «хищник», – говорит Барри Тротц. – Он понимает, что мы все еще растем как команда, и он является одной из главных причин этого роста». Уэбер и руководство клуба пришли к соглашению, что не будут вести никаких переговоров до окончания сезона, чтобы дать возможность игроку сосредоточиться на хоккее. «Я открыт для любых предложений, – говорит Ши, который в этом сезоне зарабатывает 4,5 миллиона долларов. – Мне нравится город. Мне нравятся ребята. Мне нравится клуб».
Команда из Теннеси еще ни разу в своей истории не выигрывала серии плей-офф. И чем дальше они зайдут в розыгрыше Кубка Стэнли, тем короче будет разговор с Ши Уэбером этим летом.
По материалам зарубежной прессы.
Ши не уйдет - летом подпишем или выменяем пару форвардов вместо Салливана, Дюмона или Ломбарди - и рвать всех на британский флаг.
еще бы, Уэбер и так очень похож на Мессье )))
интересно было почитать, спасибо автору