4 мин.

МОК запретил на хоккейном шлеме адмирала 16 века. Но все же разрешил Статую Свободы

Олимпиада без политики.

Олимпиада-2018 бьет рекорды по претензиям МОК к дизайну шлемов хоккейных вратарей. Разгул цензуры вызван стремлением заставить спортсменов соблюдать олимпийскую хартию, которая запрещает любую политическую, религиозную или расовую пропаганду.

Это положение МОК трактует максимально расширительно, поэтому под запретом находится не только все, что может хотя бы отдаленно напоминать политические лозунги, но даже строчки из национальных гимнов и цитаты из конституций государств. Перед Играми-2014 в Сочи голкиперу женской сборной США Джесси Веттер пришлось отказаться от идеи украсить маску первыми словами конституции США – «Мы, народ...».

Принципиальности в этом вопросе МОК наверняка добавляют воспоминания о двух немецких Олимпиадах 1936 года в Гармиш-Партенкирхене и Берлине, где спортсмены из многих стран приветствовали Гитлера нацистским вскидыванием руки. Но нынешней сверхбдительности олимпийских чиновников вполне могли бы позавидовать и советские цензоры-перестраховщики. 

Перед этой Олимпиадой с политическими ограничениями столкнулись сразу несколько вратарей. Чешский голкипер Павел Францоуз на последнем ЧМ выступал в шлеме с изображениями президентов страны Томаша Масарика и Вацлава Гавела. Но от использования такого же дизайна на Олимпиаде заблаговременно отказался, потому что политические деятели также находятся в «черном списке» МОК. 

А вот для Мэтта Дэлтона из сборной Южной Кореи стало неприятным сюрпризом, что политической фигурой сочли и корейского адмирала Ли Сунсина. Проникшийся историей новой родины вратарь нанес на шлем изображение знаменитого флотоводца, который прославился победами над японцами в Имдинской войне и созданием кобуксонов – прообразов броненосных кораблей. Их также называли «черепахами», под таким именем они встречаются в играх Age of Empires и Civilization.

МОК не смутило даже то, что адмирал жил больше 400 лет назад, в XVI веке. Чтобы те же японцы, не дай бог, не оскорбились (как в случае с флагом единения двух Корей), Ли Сунсина пришлось закрасить.  

Но если Дэлтона хотя бы предупредили о проблемах с его шлемом за неделю до начала Игр, то вратари женской сборной США (опять!) попали в сложное положение уже после старта хоккейного турнира. МОК начал изучать на соответствие своим цензурным правилам изображения Статуи Свободы на шлемах американок Николь Хенсли и Алекс Ригсби.

Но на этот раз до закрашивания дело все-таки не дошло – после детального рассмотрения ситуации свободолюбивым американкам разрешили оставить все как было.

Если бы МОК поступил иначе, то его легко можно было бы обвинить в непоследовательности. В 2002 году вратарь мужской сборной США и «Рейнджерс» Майк Рихтер выступал на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити в своем клубном шлеме с ликом все той же Статуи Свободы, но тогда никто никаких претензий к нему не выдвигал.

Впрочем, к американским вратарям МОК не придирался и при наличии более весомых поводов. Шлем Рика ДиПьетро на Играх в Турине отдавал дань памяти Второй мировой и Вьетнамской войнам и содержал изображения вооруженных людей, но никаких санкций не последовало.

Райан Миллер четыре года спустя также не столкнулся с проблемами, нанеся на свой шлем изображение символа страны – Дяди Сэма, чей образ часто использовался при создании политических плакатов.

Декларируемое МОК стремление к полной политической стерильности все равно является фикцией. Поэтому нынешние придирки больше напоминают попытки дуть на воду, которые иногда доходят до абсурда. 

Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon; twitter.com/IIHFHockey; yonhapnews; Gettyimages.ru/Robert Laberge, Robert Laberge, Brian Bahr; Global Look Press/HNhat V. Meyer/ZUMAPRESS.com

Cartoon on Ice «Вконтакте»

Фото

Мой хоккейный телеграм