6 мин.

«Каждое воскресенье», «Чудо на льду» и другие любимые фильмы хоккейных комментаторов

Дмитрий Федоров, хоккейный комментатор «Матч ТВ» и КХЛ ТВ

 

Классный фильм о спорте снять адски сложно. Сюжеты лучших матчей могут показаться зрителю сказочными и неправдоподобными, а ежедневная работа атлетов — рутинной и лишенной драматизма. Актеры не могут сымитировать то, что делают профессиональные спортсмены. Болельщикам свойственен снобизм, поэтому они замечают малейшее несоответствие, ошибки в деталях и запускают в сети критические отзывы. В общем, спортивная среда со скепсисом реагирует на спортивные картины, что очевидно после выхода «Легенды № 17» и «Движения вверх».

Сценаристы и режиссеры недооценивают роль консультантов. Иногда мне кажется, что создатели спортивных фильмов считают болельщиков недалекими простецами, которые клюнут на любую халтуру. В последнее время к фильмам на спортивные темы пробудился серьезный интерес и у общества, и у кинематографистов. Объясняю это модой на истории, основанные на реальных событиях. Сюжеты исчерпаны. Столько ремейков, сиквелов и приквелов снято — надоело. А сюжеты из спорта — что-то новенькое. К тому же спорт — это потенциально хороший видеоряд: брутальность, мускулы, страсть, эмоции, внешняя привлекательность молодых героев. Прежде всего для женского пола. Ведь мужчину в кинотеатр тащит женщина, как говорил Альфред Хичкок.

Мне нравятся фильмы о тренерах. «Каждое воскресенье» с Аль Пачино и «Проклятый „Юнайтед“» обладателя «Оскара» Тома Хупера. Невозможно придраться к атмосфере. Обсуждал со своими друзьями-футболистами и тренерами — они говорят, что все жизненно. Эти фильмы о невероятном одиночестве человека, который проигрывает. И еще о том, что спорт нас воспитывает. Не пафосно и дидактически, как в правильных книжках. Воспитывает жестко. Спорту плевать на статус и былые успехи. Спорт правдив, как ребенок на исповеди.

И раз уж правда превыше всего, то отмечу, что отечественные «Чемпионы» и «Игра» — это даже хуже, чем плохо. В них ужасно все — от названия, сценария и вплоть до грима. Подобные псевдопатриотические фильмы дискредитируют не только спорт, но и саму идею боления и переживания за своих соотечественников.

 Наталья Кларк, хоккейный комментатор, ведущая «Матч ТВ» и КХЛ ТВ

Очень люблю фильмы о спорте. Стараюсь смотреть все новинки. Очень нравится «Тайна Аляски» с Расселом Кроу. Впечатляющий фильм — в нем человеческие истории рассказывают через спорт. Такие картины помогают людям справляться с трудностями, помогают добиваться своих целей.

Богатые традиции спортивного кино сложились на Западе. Радует, что сейчас мы тоже взялись за эту нишу. Может быть, через такие фильмы как раз и привьется любовь к спорту. «Легенду № 17» с удовольствием смотрели даже далекие от спорта люди. Среди моих знакомых есть те, кто даже не знал, кто такой Валерий Харламов. И благодаря фильму они об этом великом хоккеисте узнали. Потому что это красивая, правильно поданная картина с сильной человеческой линией. Да, у спортивного сообщества к ней возникали вопросы: были исторические ляпы, перевернутые события. Но я, честно говоря, на стороне тех, кто положительно оценил фильм.

Снимающим кино про спорт важно не зацикливаться на спорте, важно цепляться за характеры, всегда правильно показывать людей. Та же «Легенда № 17» угадала с актерами. Анатолия Тарасова сыграть сложно, и Олег Меньшиков не обладает внешней схожестью, но он смог передать всю харизму.

Мне кажется, спортивное кино подчиняется тем же законам, что и все остальные фильмы. Тяжело снимать картины что про войну, что про спорт, но для любого режиссера невыполнимых задач нет. При этом нельзя сказать однозначно, про какие виды спорта легче рассказывать — про командные или про индивидуальные. Если мы говорим про команды, на первый план выходят устройство коллектива, химия. Если про индивидуальный вид спорта — личная драма.

К примеру, в одном из моих любимых фильмов — «Каждое воскресенье» — нам показывают, насколько сложно устроена команда и кто стоит во главе. Тренерскую установку из ключевой сцены в фильме сейчас даже реальные тренеры используют. Дмитрий Квартальнов из ЦСКА показывал речь Аль Пачино своим подопечным в плей-офф, и его команда вышла в итоге в финал. Американские режиссеры и сценаристы по-хорошему перебарщивают, давят на психологию. Они настолько работают на эмоции, что даже на профессиональную команду подействовало.

Если говорить про индивидуальные виды спорта, то, конечно, трогает «Малышка на миллион». Я не сентиментальный человек, но здесь я плакала. Главная героиня прошла длинный путь и столкнулась с тяжелым испытанием. Нам показали, что в спорте никто не защищен и что у жизни свои рисунки судьбы.

Олег Мосалев, хоккейный комментатор «Матч ТВ» и КХЛ ТВ

К фильмам о спорте всегда положительно отношусь, их всегда интересно смотреть, но из общей массы их не выделяю. Лучший фильм о спорте? «Рокки» — история преодоления и героизма. Еще могу отметить «Изо всех сил» про армрестлинг, но цепляет он не спортивной составляющей, а отношениями персонажа Сильвестра Сталлоне с сыном. Спортивное кино — это на самом деле не отдельный жанр, а такая же драма или комедия. Спорт — лишь обстановка, в которую помещают героев, рефрен, на фоне которого развиваются отношения и характеры.

За счет подачи истории и игры актеров работает любой фильм. Наши «Легенда № 17» и «Движение вверх» доставили много позитивных эмоций. «Движение вверх» — один из лучших российских фильмов. В нем и реальная история, и эмоции, и жизненные темы. В «Легенде № 17» те же сильные стороны, но там очень много было придумано. Мы пытались показать Запад с не лучшей стороны, и получилось немного забавно. Спорт и кино отражают реальность, общественную картину. Поэтому спорт всегда был политикой. Следственно, кино о спорте с политикой тоже переплетается. К этому нельзя относиться хорошо или плохо, это данность и это нужно принять.

Дарья Миронова, обозреватель и ведущая КХЛ ТВ

 

Для меня кино — особая тема, потому что я работала на кинопродакшене в Америке. Была задействована на съемках, помогала продюсеру, работала на кастинге разных фильмов — в общем, была частью технического юнита. Из последних съемок, в которых поучаствовала, могу назвать «Защитника» с Джейсоном Стэйтемом и «Человека-паука». Кино очень люблю, а спортивное кино люблю по-особенному.

Цель любого спортивного кино — вдохновить. Должна быть мотивационная точка в каждом фильме, чтобы человек из зала выходил окрыленный. Для меня такой окрыляющий фильм — «Чудо на льду». Я поклонница тренерского таланта Херба Брукса и пересмотрела о нем все документальные фильмы, перечитала биографии. Брукс был философом, отличным мотиватором и никогда ничего не делал просто так. И в «Чуде на льду» это смогли передать.

В фильме отлично подобраны актеры, раскрывается вся сложная история. К слову, первые 10 минут «Движения вверх» много заимствуют у «Чуда на льду». Я, когда смотрела, немного поворчала, но потом втянулась в фильм и просто получала удовольствие. Еще очень люблю «Каждое воскресенье», где тоже яркая тренерская фигура.

Фильмы, в том числе спортивные, стараюсь смотреть в оригинале, потому что дубляж порой искажает. Иногда смотрю кино и ловлю себя на мысли, что не согласна с переводом. Тут многое зависит от локализации, потому что есть специфичный сленг. Если его не понимать, то правильно не перевести. Хочется, чтобы в таких случаях всегда консультировались с профессионалами.

Разные виды спорта воспринимаются на экране по-разному. Мне кажется, здесь так же, как в настоящем спорте. В команде роли распределены, и ответственность между ними распространяется. Есть шанс почистить какие-то шероховатости. В фильме про индивидуальные виды спорта все на себе тащит один актер, ему в случае чего и все косяки достаются. Ему важно зацепить зрителя человеческой историей, как это удалось в фильмах «Боец» и «Нокдаун».

Источник: Kinopoisk.ru