«Русский театр всегда шел от актера, и мы должны идти от хоккеиста»
Выступление Владимира Юрзинова-старшего на Международном хоккейном форуме.
На Международном хоккейном форуме-2017, который прошел в декабре в Москве, Заслуженный тренер СССР и России Владимир Юрзинов рассказал, как нужно воспитывать выдающихся игроков.
– О чём сейчас волнуется весь хоккейный мир? О подготовке молодых игроков. О подготовке «звезд» (хотя я не люблю это слово), ярких хоккеистов, которые являются примером для развития спорта в стране. Посмотрите, НХЛ на драфте выбрала Нико Хишира из Швейцарии! Сейчас популярны, в том числе и игроки из Дании. В Чехии сейчас спрашивают, где же у нас новый Ружичка, в Канаде – Кросби, в России – Овечкин, в Финляндии – Койву.
Воспитание таких игроков – это целое направление в развитии хоккея. Я был во многих странах и могу сказать, что к этому серьезнее всего относятся в Швеции. Там есть даже специальные методики обращения с детьми. У меня есть друг швед, он даже с Тарасовым работал, много писал о нашем хоккее. На всех тренерских семинарах он всегда начинал свое выступление: «Товарищи тренеры, ваша основная задача – не испортить игрока». То есть надо дать ему возможность развивать свои способности, надо найти у него подходящую «струну», на которой можно играть.
Те ребята, которые были у меня, – это яркие индивидуальные личности. Как я определял лучших? По глазам! Я смотрел на игрока и сразу видел, что этот парень будет расти. При этом развитие игроков – многолетняя постоянная работа. Нужно обязательно наладить контакт с хоккеистами. Мы до сих пор друзья. Я их очень люблю, и у них ко мне хорошее отношение.
Финны задают вопрос: «Владимир, почему у нас раньше были такие яркие индивидуальные игроки? И почему сейчас они все одинаковые?». Сейчас компьютерный хоккей. И тренеры себя так же ведут – вбрасывай шайбу в зону, беги назад. Всё настолько запрограммировано. А наша школа, созданная во многом Анатолием Владимировичем Тарасовым, всегда отличалась необычностью. Ты должен был обыграть не то, что одного игрока соперника, а двоих, троих! Тогда тренеры поддерживали стремление игрока к развитию. К сожалению, сейчас что-то из этой системы мы потеряли. Но, я надеюсь, найдем!
Русский театр всегда шел от актера, и мы, тренеры, должны идти от игрока. Яркость, индивидуальность всегда собирает зрителей. Они приходят на хоккей, как будто полюбоваться актером. Я работал в Финляндии, и как-то ко мне приехал генеральный менеджер клуба из Швейцарии и сказал: «Мне нужен защитник». Я ему говорю, посмотри вот этих. Он: «Нет, мне нужен тот, кто публику сможет пригласить на хоккей! Необычный, яркий, который отличается от всех».
Для нашей страны воспитание ярких игроков – это наиглавнейший вопрос сегодня. Созданы все условия – МХЛ, другие лиги. Поэтому занимайтесь молодежью! Недавно праздновался юбилей Суперсерии-1972, и канадский защитник Пэт Стэплтон сказал: «Русские, подумайте, как сделать так, чтобы к вам вернулись такие же игроки, как Харламов и Якушев!»
Необычные, нестандартные игроки развивают хоккей, двигают его вперед. Наша задача – не сделать их одинаковыми.
Другие тексты из серии «Как воспитать игрока в российском хоккейном стиле»:
«В первую очередь тренер должен воспитывать не хоккеиста, а человека»
«Современный тренер бы сказал Фетисову: «Что ты делаешь? Нарушаешь дисциплину!»
«Нашим вратарям не хватает рекламы»
«За океан нужно ехать сложившимся игроком»
«Хоккей – удел рабочего класса. Чем больше детей из простых семьей, тем лучше»
«Пусть будет тренер плохой, пусть он ругает, а вы хвалите ребенка»