7 мин.

ЧХБ. Хоккейный рассказ. Тысяча и один период

                                                                                Хотя дождь по своей природе одинаково милостив,

                                                                                Но в цветнике растут тюльпаны, а на солончаке - колючки.

                                                                                                     Саади «Гулистан» (Пер. и прим. Алиева, 1959) 

1

Доподлинно неизвестно, когда нашу страну впервые нарекли «чудом четырех сезонов», но меткое определение прижилось, ведь каждое из времен года на её территории – не что иное, как климатический калейдоскоп. На примере декабря - января объясню доходчивее: когда в прикаспийских областях столбик термометра редко опускается ниже ноля, то на западе Ирана, в горах Загрос люди, ёжась от морозов и спасаясь от пронизывающих ветров, утопают в обильных снегопадах; центральные и восточные районы известны умеренными холодами и нечастым снегом, побережья Персидского и Оманского заливов – влажные тропики – жарой в режиме 24/7. Так что, взяв курс на международный аэропорт имени Имама Хомейни, не поленитесь в придачу к пальто и свитеру взять и купальный костюм – точно лишним не будет, кхе-кхе. Многочисленные туристы, ищущие альтернативу альпийским горнолыжным курортам и одновременно с тем не желающие сильно проиграть в качестве, уже давно проторили дорожку в Тегеран. Вдоволь накатавшись и покуражившись, они пересекают страну на юг – цены на внутренние перелеты достаточно демократичны – и оседают на острове Киш, ближневосточном курорте и свободной экономической зоне, где вовсе можно забыть о всех неудобствах, сопряженных с жизнью в теократическом государстве, будь оно неладно.

Чудеса чудесами, а настоящая зима – прерогатива живущих в северных и северо – западных частях Ирана. Природа – не храм, а мастерская? Пусть некоторым моим особенно религиозным соотечественникам высказывания подобные этому и покажутся чересчур резкими, я нахожу мысль привлекательной. Если величественные горы – памятник богу, то возведенная на их базисе инфраструктура – монумент созидательному началу и Прометею – творцу. Печальная сторона вопроса: созидание почему-то применимо лишь к горнолыжному спорту и лыжным гонкам. Правительство (варварское постреволюционное в общем и целом продолжило генеральную линию шахского), раз сделав ставку на эти дисциплины, вкладывается в остальные зимние виды спорта по остаточному принципу. Результат налицо: на двадцать вторых зимних Олимпийских играх в Сочи пятеро атлетов - самое большое представительство за всю историю участия Ирана в зимних Олимпиадах - как и в прежние циклы, сражались за медали исключительно в гигантском слаломе, слаломе, гонках классическим стилем. Калейдоскоп, да...сколько узоров должно слагаться в спортивном, больше двух? Машаллах!

Меня зовут Джафар Бехбуди, родился, вырос и живу в иранской столице, и я люблю хоккей. О, не утруждайте себя попытками скрыть этот хорошо мне знакомый то ли укоризненный, то ли снисходительный взгляд, прошу. Ваш скепсис понятен: из ниоткуда взявшийся трухлявый старик, возможно, даже выживший из ума, брюзжит, поносит на чем свет стоит режим, пускается в пространные рассуждения, путаясь в мыслях и воспоминаниях, а тут еще о каком - то хоккее залепетал. Не на траве. Хоккее на льду. В, мать его, Иране. Смех да и только! Вот и смейтесь, а я пока переведу дух.

Внешность обманчива, кхе-кхе, это сейчас я в плечах сутул и узок, мои щеки - более не налиты румянцем, а было время, когда вашего покорного слугу не без оснований считали первым красавцем университета, удивительное время. Начало 60-х гг.: парни с девушками учились вместе, в летний зной по столичным бетонным джунглям тегеранцы гуляли в юбках, шортах и футболках без опасений нарваться на «полицию нравов», галстук не считался символом пресмыкательства перед Западом, все утюги наперебой трубили «Blue Suede Shoes» в исполнении Элвиса Пресли, а «исламскую культурную революцию», что через четверть века накроет страну, никто не мог вообразить и в кошмарном сне. Еще мы играли в хоккей. На льду. В, мать его, Иране. Конечно, в любительский, но какая разница.

Отчетливо помню, что «Ледовый дворец», куда для спортивных баталий с друзьями я наведывался не реже двух раз в неделю одиннадцать лет кряду, располагался на проспекте Пехлеви - новые власти сменили название улицы на Вали-Аср - у площади Ванак. Было еще несколько катков закрытого типа, куда допускались только профессиональные фигуристы, но о них я знал меньше. Двери же «Ледового дворца» открывались каждому: играй - не хочу. Символическая плата за прокат коньков не превышала стоимости двух рожков мороженого, простенькие деревянные клюшки - приносили сами. Мы делились на две команды по 4-5 игроков в каждой и разбирали фамилии известных кудесников шайбы. Что совершенно не удивительно, чаще всего лицом к лицу на иранском льду сталкивались «Монреаль» с «Монреалем»: все любят побеждать, а в Национальной хоккейной лиге не было другой такой силы, не за «Торонто» ведь бегать. Будучи прирожденным лидером, я всегда брал на себя капитанское бремя, отыгрывая роль великого Жана Беливо, которому по количеству выигранных Кубков Стэнли я все же дам несколько очков вперед, кхе-кхе.

Держать руку на пульсе всех заокеанских событий помогало радио: функционировавшие по лекалам французской образовательной системы университеты прекрасно обучали ведущим европейским языкам, что давало возможность без ощутимых проблем слушать репортажи как из Квебека, так и из Чикаго. Некоторые ребята следили и за советским хоккеем, но это не по мне: всегда предпочитал синице журавля.

______________________________________________________

Грянула Исламская революция, и фигурное катание с хоккеем попали под религиозный запрет, -  «Ледового дворца» не стало. Не стало даже катков, открытых только для профессиональных спортсменов, - первый подобный будет построен новым режимом в 2013-м (!) году. Не стало и легальных способов поймать североамериканскую радиоволну. Хоккея - не стало. 

К черту!

В конце 70-х гг. я потерял страну, в течение каких-то пяти лет спустя - двух сыновей. Ирано-иракская война, жестокая и бессмысленная резня, по самым скромным подсчетам унесла жизни полумиллиона моих сограждан. Время, казалось, остановилось. Из анабиозной ямы выкарабкался благодаря Марьям, восьмилетней соседской девчушке, не так давно с родителями переехавшей в наш скромный район. Каждая встреча с ней - бальзам на душу. Мы видимся в пятницу и субботу - выходные в Иране - и я рассказываю ей истории обо всем и ни о чем, сказки. Буквально на днях, например, мы приступили к «Персеполису» Маржан Сатрапи, скоро будем смотреть одноименный мультфильм. 

Идея познакомить Марьям с хоккеем возникла спонтанно, когда я, прогуливаясь вдоль столичных книжных развалов, увидел посвященное Канаде детское карманное издание из серии «Страны мира». 

На развороте арабицей написано «Канада» - прим. pironeas

Почему о нем? Для меня это не только и не столько игра. Говорил или нет, а я родился в 1935-м году, когда шах Реза Пехлеви на официальном уровне потребовал от других держав называть нашу страну Ираном, а не «Персией», древнегреческим именованием. Воспоминания о хоккее - ностальгия по Имперскому государству Иран и былому ее величию. По временам, когда я был молодым и здоровым. Когда брал кубки один за другим. Почему Канада? Потому что все катки ведут в Монреаль. Потому что, кхе-кхе, Беливо.

Милая, мы читали с тобою отрывки из «Книги царей», народного иранского эпоса, помнишь? А помнишь Рустама, легендарного богатыря и защитника «страны света», предания о славных подвигах которого мы передаем из уст в уста? В сильнейшей хоккейной лиге сейчас играет его потомок, Мика, к геройствам ему тоже не привыкать. Уверяю, очень скоро он заявит о себе еще громче.

Марьям, вчера, рассказывая тебе о Мике, забыл упомянуть главное: его отца. Бежав после Исламской революции из страны, Мехрдад Зибанежад подарил сыну шанс зажить свободной и умиротворенной жизнью. Знаешь, я б тоже бежал, если бы было ради кого. 

А хочешь узнать, какие залихватские сражения мы устраивали в «Ледовом дворце»? Что значит «опять»? Марьям? Марьям! Э-э...

3

- Ответь, тебе же восемь?

- Восемь с половиной, Джафар-ага.

- И ты ни разу не стояла на коньках?

- Ни разу, Джафар-ага.

- Как похолодает, давай сделаем на заднем дворе небольшой каток на канадский, кхе-кхе, манер? Научишься уверенно стоять - подарю клюшку. Чей номер будет на спине? Айда любого. Кроме Беливо, кхе-кхе.

Update: Проблема невозможности прослушивать аудиозаписи с мобильных устройств решена! Все должно работать!