Бурмистров завершил карьеру в НХЛ в 26 лет. Что случилось?
А он сравнивал себя с Дацюком.
На сумасшедшем драфте НХЛ-2010 Александра Бурмистрова выбрали под восьмым номером, и по восторженным прогнозам экспертов казалось, что в России скоро появится новая звезда. Директор центрального скаутского бюро Джи Макгуайр восхищался его катанием, сравнивая игрока с водомеркой, и называл будущим Максимом Афиногеновым, Алексеем Ковалевым или Сергеем Самсоновым. Сам юниор говорил о себе официальному сайту лиги так: «Я хоккеист, который играет по-умному, креативно. Может, как Павел Дацюк».
Владимир Тарасенко и Евгений Кузнецов на том драфте ушли ниже, и это не удивляло. Русский фактор тогда еще пугал клубы НХЛ, а из всей этой тройки только Бурми раньше играл в Северной Америке.
В первом же сезоне он положил шикарный гол в ворота «Вашингтона», чуть не вытащив из трусов огромного Джеффа Шульца. Тот момент остался самым ярким и, пожалуй, единственным впечатлением от игры Александра за океаном. В остальном – серость, неоправданные ожидания, отсутствие перспектив и много слов ни о чем. Что в «Атланте», что в «Виннипеге», что в «Ванкувере».
Отличное катание, классный бросок, скорость, техника и цепкость в защите – это и в самом деле у Александра было. Об уровне и продолжительности его тренировок в межсезонье травили байки, как о тысяче приседаний Яромира Ягра. А главным качеством Бурмистрова стало завышенное ЧСВ. И одно оно разрушает все его положительные качества. Быть уверенным в себе – это круто. Считать себя самым-самым иногда тоже полезно, если это не вредит команде. Но пока еще ни один клубный тренер не получил от Александра то, чего хотел.
Бурмистров не сработался с Клодом Ноэлем из «Виннипега», говорил, что его зажимают и зря отправляют в фарм-клуб. У него были вопросы к Полу Морису уже после возвращения в «Джетс», и он отправлял их через прессу. «Не знаю, почему я мало играю. Тренеры мне ничего не говорят. Они вообще со мной не хотят говорить», – удивлялся хоккеист. Морис отвечал, что общался с игроком каждый день и не раз объяснял, что к чему. Судя по тому, что показывал Бурмистров в «Ванкувере», на новом месте ему мешали те же проблемы, что и раньше. Его результативность в «Аризоне» – 14 очков в 26 матчах – кого-то может впечатлить, но это худшая команда лиги последних лет, которая дает шанс практически любому.
Он собирался в Россию еще прошлым летом, так как в НХЛ магия высокого номера на драфте уже никого не впечатляла. В «Ванкувере» дали в два раза меньше, чем хотел его агент – другого выбора не было. После очередного неудачного матча за «Кэнакс» стороны решили не мучить друг друга и расстались по-дружески.
Права на него в КХЛ принадлежат «Ак Барсу», который еще может обменять игрока в другой клуб. Вряд ли это случится сейчас. До дедлайна всего несколько дней, у Билялетдинова каждый матч из-за травм вылетают по два игрока, а центры – Малыхин и Попов – уже выбыли надолго. Клубу от возвращения воспитанника в любом случае хуже не будет, и если Бурмистров возьмется за голову, то финалист Кубка Гагарина от Востока будет известен до начала плей-офф.
Только будет ли это «если»? Почти весь первый год их совместной работы в Казани проходил в недомолвках, взаимном недовольстве и косвенных упреках, которые подогревались низкой результативностью Бурмистрова и недостатком игрового времени. Финал Кубка Гагарина-2015 один из самых дорогих нападающих «Ак Барса» провел в четвертом звене, хотя еще зимой он считался кандидатом в олимпийскую сборную. Возможно, Александр многое обдумал и изменился, но то же самое он сказал по возвращении в «Виннипег» два года назад.
Когда Бурмистров подписывал контракт с «Ак Барсом» в 2013-м, казалось, что в лигу приехала новая молодая звезда. Сейчас хоккеисту всего 26 лет, но он больше похож на сбитого летчика.
Именно таким игрокам, по его же словам из 2010 года («Я ненавижу КХЛ. Терпеть не могу эту организацию. Она для стариков»), самое место в КХЛ.
Фото: REUTERS/Anne-Marie Sorvin/USA TODAY Sports; РИА Новости/Максим Богодвид
И вторая причина - своя команда. Расти в профессиональном плане можно только там, где есть у кого и чему научиться, или там, где тебе доверяют пороть брак раз за разом в расчете на твои будущие набитые шишки. Все, мной перечисленные, попадали в команды, где были признанные звезды НХЛ, у которых было что почерпнуть, причем, в команды, за что-то боровшиеся, команды, где были забивные края, с которыми можно было набивать стату центру. Бурмистров же попал в унылую тогда Атланту, находившуюся в процессе вечной перестройки, из которой только что ушел лучший ее игрок, и который (процесс), продолжается в Виннипеге и по сей день.
Там же не только он сгнил, но и, по большому счету, Кейн, Богоссян, Бергфорс, Литтл, ребята из первого раунда, так и не оправдавшие авансов (на разном уровне не оправдавшие, но, по большому счету, не оправдавшие), а когда джеты стали строить новую команду вокруг Шайфли, Бурми, как и большинство мной перечисленных звездочек той Атланты, стал в команде не нужен.
Но осадочек вокруг него уже был, и дальше - по наклонной, когда никто тебе уже не доверяет, да и уверенности уже нет.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что в таком развитии событий виновата та Атланта, тот Ноэль или проклятые заокеанцы вообще. Поступи Бурми, как Кузя с Тарасом, верно оцени и свои силы, и команду, куда тебя выбрали, останься года до 2014-го и приди в тот же Виннипег уже к Шайфли, кто его знает, как бы все обернулось. А так - маемо, що маемо. Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе.
На него очень надеялись в 2015, давая второй шанс заиграть в команде, но, увы, не срослось
А Бурмистрова, видимо, просто задолбало, что из него делают в НХЛ дешевого таскателя роялей,
да, у него -5 в Кувере, но у Ганье вообще -17, ничего, центрит второе звено, (даже забери его с уэйвера кто-то, все равно он был бы только затычкой в дырявых бочках), вот он и решил перезагрузиться.
И, вообще-то, для Бурмистрова, как и для любого другого нормального мужика одним из главных должно быть именно "поднять бабла до пенсии" (в другой интерпретации - обеспечить свою семью). В НХЛ ему это явно не светило.
Мне вот интересно, шведские журналисты говорят о своем чемпионате "именно таким лузерам самое место в нашем чемпионате"? Может, их финские или швейцарские коллеги так говорят, и у нас не должно быть претензий к автору?