7 мин.

Возможно, лучший русский момент в истории НХЛ

Пять голов Сергея Федорова, которые нужно увидеть.

Свершилось! Марио Лемье хоть в чем-то официально опередил Гретцки в масштабе «за всю историю НХЛ». И пусть голосование болельщиков – по сути, приз зрительских симпатий, которых у Le Magnifique больше, чем у любого хоккеиста мира, но стать автором лучшего момента за 100 лет существования лиги – это очень приятное достижение. Основным конкурентом Марио был, разумеется, Уэйн – сразу семь его рекордов или голов попали в топ-64. Среди участников конкурса оказались и хоккеисты из России.

Шансов на победу у них не было. Во-первых, из-за сетки. Гол Сергея Федорова в овертайме плей-офф-1992 сразу попал на 802-ю шайбу в карьере Гретцки, а в этом противостоянии интриги – как в хоккейном матче Россия – Люксембург. Совместные хет-трики Овечкина и Кросби в 2009-м были хороши, но на них вышел Теему Селянне, забросивший 76 шайб в первом сезоне. В одни ворота.

Во-вторых, выбрать более неочевидные моменты с участием русских было невозможно. Будто бы Овечкин не забивал в падении из положения лежа «Финиксу», Павел Буре самостоятельно не вытаскивал «Ванкувер» в финал во втором овертайме седьмого матча, Сергей Макаров не становился лучшим новичком и не создавал в НХЛ правило своего же имени. Дарюс Каспарайтис, как и Бобби Баун, играл и забрасывал победную шайбу с травмированной (сломанной, по версии самого защитника) ногой, а Игорь Ларионов долгое время был самым возрастным хоккеистом, который тащил свою команду в финале Кубка Стэнли.

В конце концов, на пять голов Марио Лемье в одном матче у русских игроков есть свой, не менее мощный ответ. В декабре 1996 года Сергей Федоров сделал пента-трик в матче «Детройта» с «Вашингтоном». Ничего безумнее этого в исполнении хоккеистов из России НХЛ не видела. Может быть, и не увидит.

Уникальность

В чемпионатах НХЛ игроки забивали пять голов и более за матч более 50 раз. Начиная с конца 60-х, когда хоккей приобрел более-менее современные очертания, таких случаев было около 30. Среди тех, кто делал пента-трики, попадались сомнительные парни, вроде Дона Мердока, которого ловили в аэропорту с 5 граммами кокаина в кармане, так что особо уникальным это достижение не назвать.

Лемье вошел в историю тем, что забивал в пяти разных ситуациях: в большинстве, меньшинстве, равных составах, с буллита и в пустые ворота. Федоров – единственный, кто забросил все шайбы своей команды в матче, включая решающую в овертайме. «Детройт» выиграл у «Вашингтона» со счетом 5:4, уступая 2:3 после второго периода и 3:4 к 52-й минуте. Когда на следующее утро спортивный раздел Detroit Free Press вышел с заголовком «Шоу одного Федорова», это, в общем, было похоже на правду. Все пять голов он забил в равных составах. Такое тоже случалось нечасто.

Пять шайб за игру забрасывал защитник «Торонто» Йэн Тернбулл, но его команда побеждала со счетом 9:1. Почти все пента-трики Гретцки приходились на матчи, в которых «Эдмонтон» делал нужный результат задолго до окончания, а случай Федорова особенный. Как хет-трики Лео Месси в ворота сборной Эквадора (3:1) в отборе на чемпионат мира и «Эйбара» (6:1) в испанской лиге для статистики – вроде одинаковые три мяча. В действительности между ними огромная разница.

Зрелищность

Если взять за эталон крутизны тот самый гол Овечкина в падении и дать ему оценку 10 из 10, то каждая из шайб Федорова заслужила от 9,5 до 9,9 балла.

– Невысокий Козлов выгрызает шайбу у мощного Крэйга Беруби, оставляет ее Игорю Ларионову, в голове которого готова комбинация. Он собирает у себя двух игроков, не глядя пасует на Константинова, а Владимир в касание – под щелчок Федорову. И прямо в верхний угол. Посмотрите на Вячеслава Фетисова (№2) и то, как он увел своего игрока и расчистил пространство перед воротами.

– Константинов на Федорова. С разворота от своих ворот через борт к красной линии. Опять в касание и очень неожиданно. «Вашингтон» провалился, но кто мог подумать, что «Детройт» сыграет так быстро?

– Шенахан не глядя на Федорова, Федоров не глядя на Константинова, Константинов зряче прямо в клюшку Федорова, а ворота уже пустые. В первом перерыве комментатор матча назвал пас Ларионова лучшим моментом года для «Детройта», и всего через 40 минут его рейтинг можно было переделывать.

– На табло 51.27 – Дэйл Хантер только что забил четвертый гол «Вашингтона». Скотти Боумэн выпускает «Русскую пятерку», которая за 40 секунд создает три момента и сравнивает счет. Фетисов – Ларионов – Федоров – все чистенько, будто защитников рядом нет.

– и гол №5. Федоров мог забить его в основное время, но Джим Кери отбил сильнейший бросок черенком клюшки. Ради того, что «Ред Уингс» сочинили в овертайме, пятую шайбу Сергея стоило подождать. Опять Ларионов, опять Константинов с глазами на спине и бросок Федорова, на который нельзя среагировать. Никаких 9,9. Это чистая «десятка».

У Ларионова к концу игры было три передачи и «плюс 2», у Федорова – все пять голов и «плюс 4», у Константинова – четыре паса и «плюс 5». Стало понятнее, почему его так боялись?

Русский Терминатор Владимир Константинов

Вклад в историю

За полтора года до сумасшествия в Детройте пять голов за игру первым из русских забил Алексей Жамнов, так что Федоров немного опоздал. Клубный рекорд «Ред Уингс» принадлежал и принадлежит Сиду Хоу (6 шайб в ворота «Рейнджерс» в марте 1944-го), и здесь Сергей тоже не дотянул. Эта победа несильно повлияла на положение «крыльев» в Западной конференции, где лидировали «Даллас» и «Колорадо», и она не стала началом беспроигрышной серии из –цати матчей. Но этим матчем один из лучших центров 90-х дал остальным сигнал: «Эй, вы слишком рано перестали в меня верить». Для Федорова эта игра, возможно, стала переломным моментом всего сезона.

Осень-начало зимы 1996-го – очень успешный с коммерческой точки зрения и самый неудачный в плане игры период русского нападающего в НХЛ. Разумеется, на то время. Он снимается в рекламных роликах Nike и зарабатывает более 4 млн в год. Он безумно популярен и находится в нескольких месяцах от выхода на рынок свободных агентов, где его должны завалить деньгами. Но на площадке – не съемочной, а игровой – получается не все. Федоров не так результативен, как прежде, и главное – он почти не забивает. Всего два гола в 19 матчах прошлого плей-офф назвали недоразумением, но начался новый сезон, и у него три шайбы в 15 играх, четыре – в 21, пять – в 25.

Его бывший тренер Брайан Мюррей объяснял это проблемами Сергея со здоровьем – якобы причина в травмах головы, и поэтому нападающий не лезет на пятак с таким желанием, как прежде. Скотти Боумэну приходилось опровергать слухи об обмене (чаще всего упоминали «Нью-Джерси») и заново собирать «Русскую пятерку», от использования которой он практически отказался. О Федорове-бомбардире говорили в прошедшем времени, полагая, что его будущее не связано с «Детройтом».

Один матч – и все сомнения пропали. «В Союзе мой тренер говорил: «Что ты сделал сегодня, это уже часть истории. Иди готовься к утренней тренировке», – вспоминал после игры Федоров. Через два дня под горячую руку попались «Айлендерс» (7:1). Он забил, отдал и еще раз заработал «плюс 4».

Федоров завершил регулярку с 30 голами и стал лучшим бомбардиром «Детройта» в плей-офф с 20 (8+12) очками. В финальной серии с «Филадельфией» два его броска станут победными и приблизят «Ред Уингс» к главному русскому триумфу в истории НХЛ. Без каких-либо «возможно».

Официально лучший момент в истории НХЛ

Фото: Gettyimages.ru/Nevin Reid, Al Bello

Канал блога «Эпицентр» в telegram