7 мин.

ЧХБ. Детства чистые глазенки. О необратимых последствиях Чемпионата Мира-2000

Вот самая грустная песня на свете, которую я сейчас спою вам...(с) 

Существует ли более сложная задача, чем рассказ о хоккейном детстве, проведенном на Кубани? Регион, не поддавшийся обучению даже такого строгого наставника, как Советская система игры с шайбой. Место, где проще встретить афроамериканца в казачьем наряде, чем найти открытый каток. 

 

казак

Впрочем, дело не кажется таким запутанным, когда тебя самого с детства преследуют нелогичные и нестандартные ситуации, а твоя бабушка - страстная поклонница "Красной Машины" и лично Александра Сергеевича Якушева. "Если мне не составило труда стать хоккейной болельщицей, живя на Юге, то что может помешать моему внуку?", - вероятно, такие мысли крутились в ее голове в феврале 98-го. А скорее всего, совсем другие - даже не буду уточнять этот вопрос. Так или иначе, но воскресным утром 22 февраля 1998 года меня ждал просмотр не "Часа Диснея", а финала Олимпийского хоккейного турнира. На тот момент автору статьи не исполнилось и десяти лет. Осознать всю масштабность события было невозможно. Аналитика (с бабушкиной, разумеется, подачи) ограничилась пониманием наличия наших и не наших. У первых был Павел Буре. У вторых - Доминик Гашек. Итог противостояния известен, и не этот матч является центральным в данной статье. Несмотря на поражение, весьма скучный (для дилетанта) рисунок игры, неосознанный возраст, мне удалось увидеть в этом событии что-то, что в итоге привело меня в спортивный мир. Мир больших побед и обидных поражений. Место, где воздают по заслугам и окунают в грязь несправедливости. Где одним - всё, а другим - ничего. 

Грустнее ее быть может, наверное, лишь детство мое... (с) 

Будучи далеким от веры и религии человеком, я всегда любил Пасху. Это потом в моей жизни будет эпизод, когда этот "Светлый праздник" я проведу в комнате, в одиночестве, под звуки и картины питерского снега с дождем и воспоминания о лучших временах. А тогда, 29 апреля 2000 года, Пасха включила в себя все атрибуты, благодаря которым долгие годы любые тревоги будут растворяться одним осознанием скорого наступления "Этого дня". 

Второй месяц весны на Кубани, особенно его концовка - это то, что на 80% территории Российской Федерации называется словом "лето". Как было упомянуто выше, именно на этот временной период пришлась Пасха в 2000 году. Вся большая и еще дружная семья в сборе. Стол, ломящийся от угощений. Чего бы ему не ломиться, если страшные 90-е кончились, а новый Верховный Главнокомандующий решил лично накормить каждого россиянина. Впрочем, до появления такой версии событий оставалось еще лет 10, а тогда и так хватало поводов для оптимизма. Например, надвигающиеся майские выходные, свидетельствующие о скором окончании шестого класса - разумеется, с отличием. 

Но самое радостное событие было уготовано, как это принято, напоследок. О грядущем чемпионате мира по хоккею тем апрелем не говорил только тот, кто в принципе лишен дара речи. Статьи в далеких от спорта газетах, сюжеты в еще менее приближенных к шайбе ТВ-программах, мама Павла Буре в утреннем эфире тогда еще ОРТ - то ли искренне, то ли не совсем, но радующаяся вылету "Флориды Пантерс" в первом раунде Кубка Стэнли. Данный факт означал приезд ее сына на турнир, чего к тому моменту не случалось девять лет. Ну а НХЛовского десанта в составе тринадцати человек на чемпионатах мира страна еще не видела. 

Итог вечера - победа с опьяняющим счетом 8:1. Мало кого заботил тот факт, что соперничать с нами пыталась несчастная Франция, а главную роль сыграло звено из Суперлиги (хет-трик на счету Сушинского, он же помог отличиться Прокопьеву), а вовсе не звездные игроки НХЛ. Хотя и к ним претензий не было ни у кого - дубль оформил Буре, по шайбе забросили Максим Афиногенов и Сергей Гончар. Впрочем, на дворе был праздник, а в такой день вполне можно и опьянеть. 

Увы, расплата в виде похмелья наступила практически сразу и разделилась на три стадии. 

 

яшин

Сначала было неловко. Сухое поражение от американцев, традиционно не блистающих на чемпионатах мира - ну, с кем не бывает? Во время третьей шайбы команды США связь с комментаторами прервалась - по меткому выражению моего отца, это было легко объяснимо, учитывая, что спонсором турнира выступала пивоваренная компания "Балтика". 

Затем стало грустно. В матче против Швейцарии россияне дважды вели в счете, оба раза соперник отыгрывался, и в итоге вырвал победу. Перед вторым голом "Сырников" Валерий Каменский не выдержал прессинга у борта в зоне атаки, упал, потерял шайбу и покатился на смену, пока партнеры звездного ветерана тщетно пытались остановить соперника. Это было легко объяснимо, учитывая, что спонсором турнира выступала пивоваренная компания "Балтика". 

А потом наступила финальная стадия похмелья - стыд. Матч против Латвии с туалетной бумагой на льду, автоголом Максима Галанова с отрицательного угла, шайба подмышкой Брызгалова, интервью Артура Ирбе о том, как он 33 года ждал этого дня. Всё это уже было невозможно объяснить тем, что спонсором турнира выступала пивоваренная компания "Балтика". 

 

О матче с Белоруссией (разумеется, проигранном), у меня почему-то сохранилось лишь одно воспоминание. В третьем периоде, во время вбрасывания в зоне соседей, вратарь Мезин спокойно катался по вратарской площади на прямых ногах. Вот так боялись и уважали ту сборную России. Команду, к тому моменту лишившуюся даже теоретических шансов на четвертьфинал. 

 

беларусь

Стоит ли говорить, что детская психика была настолько потревожена, что на матч со шведами меня просто не хватило. Слушая во время завтрака рассказ родителей о победе над принципиальным соперником, я лишь отмачивал саркастические комментарии. Вероятно, подготовка к регистрации на Sports.ru велась мной уже тогда. Впрочем, ни один тролль главного спортивного сайта страны до сих пор не может соревноваться в мастерстве интернет-шуточек с организаторами того турнира. Они вдоволь поиздевались над сборной России, вручив ей "Приз справедливой игры". Действительно, более справедливого одиннадцатого места в истории чемпионатов мира еще не было. 

Существует мнение, что хоккейная журналистика в России мертва. Вспоминая СМИ тех дней, возникает вопрос - а была ли она когда-то жива? Никто даже не попытался разобраться в игровых причинах провала. Гораздо интереснее было обвинить во всех бедах зажравшихся НХЛовцев - попытки задать тренд были и раньше, но именно в 2000-м появился импульс, действующий до сих пор. Говорили разное: якобы Павла Буре тащили в номер в бессознательном состоянии, вызванном далеко не только усталостью после матча; общественность будоражил рассказ об игроке, требовавшим для НХЛовцев отдельную раздевалку с комментарием "Мы из другого мира"; кто-то сообщил, что на тренировках заокеанские легионеры демонстративно общаются друг с другом по-английски. 

Аналитики Sports.ru быстро вывели бы таких новостников на чистую воду, но в ту пору рунет пребывал в состоянии, близком к зачаточному. И 11-летнему ребенку было довольно легко поверить в такую несусветную чушь. Гол Шевченко Филимонову случился за шесть месяцев до питерского чемпионата. Два таких диких потрясения на короткой временной дистанции - это слишком много для детской психики. Помирить меня и профессиональный спорт смог только Николай Хабибулин февральской ночью 2002-го, но это уже совсем другая история. 

2000 год - время надежд. Новое тысячелетие, новая власть. Чемпионат Мира по хоккею стал миниатюрой под названием "История Новой России", своеобразным пророчеством. Предсказанием как для всей страны, так и для каждого ее жителя в отдельности. Светлые ожидания и их вополщение на стартовом этапе еще ничего не означают. Страна поняла это в августе, когда после нескольких месяцев оптимистичных разговоров пришлось оплакивать подлодку "Курск". Хоккейная сборная за несколько дней прошла путь от виртуального золота до реального провала. А одна семья внезапно перестала существовать в прежнем виде примерно через три недели после описываемых в статье событий. 

 

Порой мне самому сложно ответить на вопрос о том, как взросление в нехоккейной Кубани, еще и в эпоху эпичных фейлов бывшей отечественной спортивной гордости, не отбило страсть к лучшей командной игре.