ЧХБ. Легенда №. Борис Шагас
Нет никакой информации, где родился человек моего сегодняшнего поста, кто были его родители, где эти люди жили. Обстоятельства выживания, порой, бывают крайне интересны и важны для понимания последующего существования и поступков человека, учитывая, что родился герой моего поста в трудном 1941 году.
Он вышел из кругов любителей хоккея, которые когда-то наряду с капитанами команд, решали вопросы формирования состава, обеспечения клуба всем необходимым. Тренеров тогда не было совсем. Всё решал совет команды, капитан и болелы-энтузиасты. Был хоккей, но был он "русским хоккеем", и пока не наступило время "канадского", люди, болельщики, в дождь, снег, слякоть, жару - оголтело неслись на трибуны, отсматривали абсолютно все игры, которые проводились в этот день, расставляли свои приоритеты, вели записи в блокнотах, на тетрадных листах, после чего выдавали свое мнение на большой совет спортивного коллектива. Они знали всё о тех, кто выходил на лёд. Рост, вес, сильные качества, слабые стороны, всё то, что сейчас может уместиться в память квадратного планшета, раньше выливалось на бумагу, подвергаясь скурпулезному анализу и логическим выводам. В этих альтруистах имелся тот самый стержень, который потом перерос в умение быть хорошими управленцами и хозяйственниками.
Легенда - Борис Моисеевич Шагас. Первый настоящий советский скаут! Человек, который оставил громадный след в отечественном хоккее, но всегда был в тени. Персонаж, про которого хоккеисты говорили, что его невозможно переспорить. Невидимка - для взгляда хоккейного обывателя. При этом, именно его рук дело – привлечение в ЦСКА будущих звезд конца 70-80-х гг. Он мотался по просторам нашей необъятной Родины в поисках молодых талантов и имел самый четкий и выверенный взгляд, свое мнение, способность увидеть в неказистом юношеском задоре будущую звезду мирового хоккея. Такие умения не приходят с опытом, некоторые таланты нам даются еще до рождения. Да, да, я верю в эту чушь, я верю в то, что в нас закладывается нечто, задолго до появления на свет.
Мужчина в очках - Борис Шагас.
Фраза, которая отражает отношение к нему в хоккейных кругах СССР. Эти слова вполне объясняют и род его основной деятельности.
"Там, где проходит Шагас, остается выжженная земля"
(с)
Я продажник. Вот такая неблагозвучная профессия, при упоминании которой многие люди начинают кривиться. Это не плотник, не столяр, не электрик, не какой-нибудь хэнд-мэйд мастер, а обычный продавец услуг, коих сейчас миллионы по всей стране. Поколение, которое родилось еще в разгар СССР - мои возрастные коллеги по работе, не могут понять, что продажи – это продолжение жизни компании, а не проедание бюджета фирмы, на который они могли бы себе купить лишнюю пачку молока. Им постоянно кажется, что всё это - некая форма аферы. Продажник – априори что-то мутит. Что именно здесь зазорного – никто ответить не сможет, но червяк сомнений проявляется в словах и поступках, в недоброжелательном отношении.
Продавцы - люди, которые должны залезать под кожу, словно Дарюс Каспарайтис или Ярко Рууту обыкновенному прохожему, из разряда тех, кто ничего не желает покупать, но им придется это сделать, потому что уломают, уболтают, насядут и все-таки разведут или, как гласит одно из шести правил работы Глеба Жеглова: "С первого мига проявляй к человеку искренний интерес – не показывай ему свой интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять, узнать, чем он живет и что собой представляет". Борис Шагас знал, как продать свое обаяние, свою харизму, свой подход, за что ему до сих пор благодарны многие хоккеисты, которым он дал дорогу в жизнь, в блестящую карьеру, в сильную сборную, в такой большой клуб, как ЦСКА. Вот и коммерческие работники должны быть неподражаемы в своем умении продать харизму и умение быть привлекательными для души и мозга, а уж потом и товар.
О Шагасе почти ничего неизвестно, кроме того, что в конце 60-х – начале 70-х гг. он работал скаутом в московском «Спартаке». Но после того, как в 1977 году в ЦСКА из рижского «Динамо» перебрался Виктор Тихонов, Борис Моисеевич оказался в рядах армейского клуба.
"Официально тренеры-селекционеры появились в Союзе только в конце 70-х. Фактически же я в этой кухне с 60-х, минус 3 года армии. На просторах бывшего СССР работал только с двумя командами — “Спартаком” и ЦСКА. В 77-м, помнится, у меня действительно были сложные отношения с журналистами. Многие не упускали случая куснуть меня за перебежку из спартаковского стана под армейские знамена".
(с) Борис Шагас
Отсюда и началась его бурная деятельность. В те времена сложно было утаскивать хоккеистов из по под носа у конкурентов, например, в виде того же московского «Динамо». Борьба между армейским и милицейским ведомствами шла нешуточная, и не только в спорте. Шагас даже получал угрозы. Один милицейский генерал однажды категорично предупредил: “Смотри, Боря, если уведешь из Минска в ЦСКА Микульчика и Борщевского — наживешь неприятности”.
"Тогда же сотни хоккеистов мечтали о ЦСКА, понимая, что это самый верный путь в сборную. Да и право постоянно играть и тренироваться с Петровым, Михайловым, Харламовым, а позже с Ларионовым, Крутовым, Макаровым, Фетисовым дорогого стоило".
(с) Борис Шагас
Выискивая скудные факты о деятельности Бориса Моисеевича, я натыкался на очень любопытные истории. Создавалось ощущение, что Шагас был просто везде. От него невозможно было спрятаться, он пугал пацанов армией, он заливал в уши много информации о вариантах развития карьеры молодого человека, он отмазывал от проблем с милицией, решал бытовые и квартирные вопросы, был вхож во властные структуры, словом, он фанатично жил скаутской деятельностью.
Из интервью Андрея Коваленко:
"Вот мне в свое время, наверное, повезло. В 20 лет играл в третьем звене за СКА Московского военного округа - и, честно скажу, на фоне двадцати своих одноклубников вряд ли чем-то выделялся. Но на один из матчей нашей спортроты приехал легендарный селекционер ЦСКА Борис Моисеевич Шагас. Посмотрел игру - и сразу вызвал меня в Москву. Ему говорят: мол, у нас, Борис Моисеевич, в СКА МВО есть с десяток хоккеистов, более ярких, чем Коваленко. Шагас же возразил: Виктору Васильевичу Тихонову нужна не яркость, ему нужен характер".
Из интервью Сергея Воробьева:
"Был даже знаменитый Борис Шагас, селекционер ЦСКА. Удивительный человек! Как-то мы заговорили с ним про Яшина, так оказалось, что у него целое досье на Алексея собрано. Все адреса, телефоны, вплоть до дней рождения брата, мамы, папы, где работают…".
Из интервью Игоря Болдина:
"Нас с Тюриковым уговаривал Борис Шагас. Мы в институте учились, просто замести в ЦСКА нас не могли. Но никогда не было желания там играть".
Из интервью Дмитрия Христича:
"Призвали Татаринова в "Динамо" из Ангарска. Вскоре приезжает он в сборную и при заселении на новогорскую базу вместо паспорта протягивает военный билет. А Шагас это заметил и поднял шум. Начали копать, хотели Мишу в ЦСКА перевести. Так динамовцы, чтоб не потерять Татаринова, сразу отвезли его в погранвойска на присягу".
Что вообще из себя представляет понятие - скаут? Это образ жизни и состояние души человека, который готов полностью отдаваться своей работе, порой без сна и без приема пищи, забывая про свои семьи и какие-то маленькие бытовые радости. Умение работать с молодыми и дерзкими, сложными и спокойными, оторвами и скандальными – это педагогический талант. Шагас ездил, разговаривал с родителями ребят, с наставниками, шел на многие ухищрения, чтобы только привезти добычу в самый титулованный клуб страны. Смотреть и отслаивать для своего клуба самородки — главная задача хорошего скаута.
В ЦСКА всё крутилось вокруг Виктора Васильевича Тихонова. По его велению, Шагас доставлял тренеру "штучный товар", очень часто выкованный далеко за пределами Москвы. Он давал советы Тихонову, и мнение Борис Моисеевича было одним очень важным при выборе того или иного хоккеиста. По сути, здесь можно применить понятие «серый кардинал», коим для меня и является Шагас относительно ЦСКА. Он четко знал, кто поедет в сборную, а кто нет:
– Ты что, рассчитываешь поехать на Олимпиаду (прим. ОИ 1992 года в Альбервилле) ? – рассмеялся Ивашкину в лицо знаменитый селекционер армейцев Борис Шагас. – Поедет Хабибулин».
И подобных историй множество. Интересно, что за время изучения моего персонажа, ни одного плохого слова о Шагасе я не прочитал. Значит, человек, несмотря на не самую благородную профессию, оставался и остается очень уважаемым лицом в российском хоккее.
Несколько лет назад Борис Моисеевич Шагас трудился скаутом в «Оттаве Сенаторс». Уйдя на заслуженный отдых, в 2012 году снова вернулся к работе, будучи приглашенным в ЦСКА главным менеджером клуба Сергеем Федоровым.
Борис Моисеевич, если Вы прочитаете эту скудную заметку, хотел бы попросить Вас об интервью.
Фото: khl.ru, fhr.ru, Владимир Беззубов, Сергей Колганов, www.gettyimages.com/Bruce Bennet