Самый загадочный тренер КХЛ. Он очень хорош
Андрей Мартемьянов тащит «Амур» в плей-офф.
В начале и середине 00-х «Платинум-Арена» считалась одним из новейших стадионов, а хоккей в Хабаровске – главной местной тусовкой. Со временем дальневосточный город вообще стал русским «Hockeytown»: на каждой игре в протоколе было указано «7100 зрителей» – 100% посещаемости. Достать билет считалось знаком престижа для местных мажоров.
При этом сама команда долгое время жила в анабиозе и не попадала в плей-офф даже в те сезоны, когда туда проходило 16 из 19-20 команд. Не помогали геройства вратаря Тайлера Мосса, которого хотели натурализовать, чтобы обойти потенциальный запрет на иностранных вратарей. Единственным человеком, который встряхнул хоккей в Хабаровске – уже с появлением КХЛ – стал Ханну Йортикка, списанный со счетов в Финляндии. Представьте, что какой-нибудь финский клуб назначает Николая Соловьева и идет с ним на первом месте в лиге.
Та сказка продолжалась недолго – Йортикку уволили через полтора года и в спину обозвали «русофобом». Ушли приведенные им Петружалек, Врана и Мяенпя. Команда вновь укатилась на самое дно, и самым ярким символом этого были ежегодные возвращения Александра Блинова после отставки очередного тренера, который не повторил успехи Йортикки. И самое главное – трибуны впервые за очень долгое время стали наполовину пустыми.
В этом году плей-офф для «Амура» стал вопросом не результата, а вообще выживания в КХЛ. Лига повернула голову в сторону Берлина и Лондона и угрожает гильотиной клубам, что окажутся на дне рейтинга. «Амур» перед стартом этого сезона считался третьим кандидатом на вылет из трех. Но теперь, впервые за пять лет, хабаровчане снова в деле. И благодарить за это они должны Андрея Мартемьянова – тренера, который в 54 года полноценно дебютирует в КХЛ.
Мартемьянов – легенда свердловского хоккея, мощный силовой защитник, который долгое время играл в «Автомобилисте» конца 80-х – один из лучших периодов в истории команды. В молодости, сразу после МЧМ, его вызывал к себе ЦСКА, но нынешний тренер «Амура» сыграл тогда лишь шесть матчей и не смог закрепиться в составе, после чего вернулся в Свердловск.
Мартемьянов считался одним из самых жестких защитников своего времени. Александр Гулявцев, который сейчас тоже работает главным тренером в КХЛ, рассказывал «Спорт-Экспрессу»:
– В каждой команде тогда были защитники – здоровенные мужики. Жесткие, злые, вообще не церемонились. Их шуранешь – закипают. В раздевалку возвращаешься – руки все в кровоподтеках. Недавно отыскал у себя даже не диск, а видеокассету. Дай-ка, думаю, посмотрю, что там. Играем с самарским ЦСК-ВВС. Я убегаю один на один – и Андрей Мартемьянов, мой нынешний коллега, как топором в спину засаживает. Лупит клюшкой. Судья катит рядом – даже виду не показывает, что видит. Нормальным считалось. Мартемьянов был злой.
И сейчас тренер «Амура» говорит в интервью, что хочет видеть в команде более жестких защитников, которые играют в том же стиле, что когда-то играл и он сам.
После заработков в Германии Мартемьянов доигрывал в самарском ЦСК ВВС, где и начинал тренерскую карьеру. Вообще его путь нетипичен для России, где условный Николишин может стать главным тренером, имея два месяца опыта работы ассистентом. Мартемьянов начинал с самых низов – ассистентом в первой лиге, фарме ЦСК ВВС, и до статуса и.о. главного тренера в КХЛ Мартин (как его называют екатеринбургские болельщики) оттрубил девять сезонов в низших лигах. А если считать, что полноценную работу Мартемьянов начал только в этом сезоне – вообще 12.
При этом первый опыт работы в большом клубе у него получился непростым – «Автомобилист» в первые сезоны КХЛ был еще более проблемной командой, чем «Кузня». В сезон 2011/12, когда Мартемьянов работал в Екатеринбурге, «Авто» в последний момент подтвердил свое участие в чемпионате – в результате команду комплектовали из воспитанников, остатков селекции середняков и парней из ВХЛ.
Тот год главным в Екатеринбурге начинала другая местная легенда – Илья Бякин, но он ушел в отставку уже в октябре, после того как «Автомобилист» безнадежно упал на дно. Новым тренером стал Мартемьянов – бывший ассистент из тюменского «Рубина» – и столкнулся с тем, что в штабе команды он фактически был один: помощники Бякина ушли вместе со старым тренером. Единственным, кто мог помочь Мартину, был тренер вратарей Альберт Ширгазиев.
«Просто, понимаете, руководить командой одному — непростое дело. У меня даже помощника нет. Игрока бывшего хотя бы. Приходится все делать самому. Но это не оправдание. Деньги вкладываются, деньги платятся. И все, что я могу пообещать на данный момент — так это старание и самоотдачу» (декабрь 2011).
Команда не могла завестись – тренерскую карьеру в КХЛ Мартемьянов начал с десяти поражений подряд. Но все перевернулось в 2012-м – новый год уральцы начали с внезапной гостевой победы в Омске – 3:1. И это было началом перерождения – до конца регулярки команда выиграла 11 матчей из 20 и смогла уйти с последнего места в лиге, обойдя драчливый «Витязь». В свой лучший хоккей играла тройка Крутов – Бушуев – Субботин, а Денис Абдуллин зажег так, что на следующий год уехал в «Ак Барс».
Пик работы Мартемьянова в «Автомобилисте» – домашняя победа 6:2 над действующим чемпионом «Салаватом Юлаевым». «Авто» тогда не помешали даже 5+20, которые получил Михаил Чурляев за выбитый зуб Александра Радулова. Посмотрите на состав команды, который выиграл тот матч: и если вы узнаете больше семи игроков отсюда – вы либо хардкорный фанат «Авто», либо у вас нет личной жизни. Картинка кликабельна.
И при всех достижениях того сезона Мартемьянову не предложили новый контракт, сопроводив это унизительной формулировкой: «Не подходит уровню КХЛ». И это о тренере, который набрал 34% очков с командой, – на тот момент в кэхаэловской истории «Автомобилиста» лучший был Марек Сикора с 37%. Пришедший в клуб Андрей Шаянов стал одним из тех, благодаря кому «Авто» стал худшей командой в истории КХЛ (по состоянию на 2013 год).
А Мартемьянов вернулся в ВХЛ, и работал уже главным в «Соколе», где пытался играть красиво и комбинационно – конечно, насколько позволяли скромные ресурсы красноярцев, у которых еще и постоянно дергал игроков в основу «Авангард». В первом сезоне команда вышла в плей-офф, на второй год «Сокол» долго шел в первой десятке, но неожиданно для всех укатился на дно таблицы, дав повод для слухов о намеренном сливе команды. Следующий клуб – «Южный Урал», который для ВХЛ был этаким футбольным «Рубином» – просто не подошел тренеру по стилю.
Вряд ли кто ожидал, что Мартин полноценно возглавит «Амур», – туда он приходил как ассистент, и вообще дуэт сторонника оборонительного хоккея Фахрутдинова и более склонного к атаке Мартемьянова казался удивительным. После отставки партнера Мартемьянов повторил свой екатеринбургский трюк, выиграв большинство матчей в концовке – и руководство «Амура», в отличие от уральцев, доверилось ему. Результаты этого – два очка от зоны плей-офф (по потерянным – седьмое место) и весьма симпатичная игра.
Нельзя сказать, что «Амур» играет в развеселый атакующий хоккей – ресурсы не особо позволяют. Однако он вовсе не пассивен – как, например, «Сибирь» Зубова. Хабаровчане перебросали в домашних матчах СКА и ЦСКА – что еще летом казалось сумасшествием. Команда хорошо организована и может переходить из обороны в атаку через пас, а не примитивные вбросы.
Лучшие хоккеисты у «Амура» – в защите. Тут один из лучших легионеров лиги Коларж, еще недавно игравший за Чехию на Кубке Мира Йордан, переживающие вторую молодость Кондратьев и Атюшов. Ворота закрывает Юха Метсола, ломающий стереотип, что вратарь обязательно должен быть размерами с йети. Тревожно лишь то, что за финном никого: встал в ворота 20-летний Аликин – и «Амур» улетает в Екатеринбурге 1:8, играет Киселев – проигрыш 1:4 «Спартаку». Метсола сыграл 29 игр из 31 – и если что-то случится, то команде будет очень трудно.
Один из ключевых факторов успеха «Амура» – большинство: хабаровский клуб реализует 23,6% удалений соперников и идет на пятом месте в лиге по этому показателю. Это важно для клуба, у которого почти нет звезд в атаке. В этом году лучший хоккей в жизни показывают те игроки, о которых вы могли и не слышать – не пригодившийся Магнитогорску Бывальцев, братья Ушенины, которые долго рвали ВХЛ, Олег Ли, который стал для «Амура» едва ли не элитным силовым форвардом.
Пару недель назад появились слухи, что лучший бомбардир команды – Алексей Бывальцев – может уйти в «Магнитку». К счастью, они не подтвердились, а руководство усилило команду: взяли из той же «Магнитки» Хабарова, укрепив и так нормальную защиту, выцепили еще не до конца раскрывшегося Рассказова для глубины атаки. А вот Александр Пикар пока не столь понятен – канадец очень полезен в четвертом звене, но позиции легионеров лучше все-таки тратить на явных лидеров команды.
По этому сезону можно сказать, что душевная команда с одной из лучших эмблем в лиге нужна в КХЛ. А история Мартемьянова докажет менеджерам многих клубов, что звездный игрок, резко сменивший коньки на пиджак, – не всегда идеальный кандидат в тренеры. Иногда опыт гораздо важнее.
Фото: hcamur.ru (1,4); РИА Новости/Рудольф Кучеров, Александр Вильф
А вот этот тренер недоволен тем, что вы еще не подписались на хоккейный телеграм-канал
1. До Йортикки был ещё Емелин, с которым попали в плей-офф в последний сезон перед КХЛ (и даже выиграли одну игру в серии до 3 побед у СЮ, ставшего тогда чемпионом).
2. Петружалека и Врану привёл не Йортикка. По Мяенпя не уверена. Ханну порекомендовал ряд финнов перед своим вторым сезоном
3. Лисутин, Осипов Денис, Логинов Александр, братья Стрельцовы, Величкин, Крутов, Казионов, Абдуллин - это девять. Про личную жизнь хвастаться не буду.
4. С "Автомобилистом" матч начинал Киселёв, Аликин выходил на замену. Со "Спартаком" было два удаления 5+20 одновременно. Тот матч и Метсола бы не спас.
5. В четвёртом звене сегодня Александр Фролов играл. А ты Пикару удивляешься.
6. Хабарова подписали после того, как Атюшов сломал палец.
А ещё у Мартемьянова интересные интервью и прессухи.
P.S. А ты думал я буду только блогеров в ЧХБ мочить? :)
Руководство КХЛ не развивает хоккей в России, а губит.