Как Медведев и Ротенберг строят новый суперклуб
Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» приводит несколько причин, почему новый газпромовский клуб перерос ВХЛ и в будущем должен играть в КХЛ.
ОДИН ГОРОД – ДВЕ КОМАНДЫ?
В НХЛ лишь Нью-Йорк представлен двумя клубами, в КХЛ – только Москва. В столице России проживает около 15 млн человек, так что на три команды приходится в среднем по 5 млн москвичей. Но посещаемость, особенно армейцев, далека от идеала. Многие предлагают сократить число команд до трёх, выкидывая из этого списка то «Динамо», то «Спартак». Вот только «Динамо» – это один из самых титулованных хоккейных клубов российской истории, а «Спартак» показывает вполне приличную для лиги аудиторию как на арене, так и по телевидению.
Пятимиллионный Санкт-Петербург уже давно перерос ту стадию, когда его на высшем уровне должна представлять одна команда. Питеру нужна вторая хотя бы потому, что СКА уже не справляется с нагрузкой. Вторая команда уже есть, и она играет в ВХЛ. «Динамо» Спб сейчас идет на первом месте в регулярке. Интересно, что первое место динамовцы делят со «СКА-Невой» - фарм-клубом СКА. Всё указывает на то, что клуб финансируется за счет бывшего президента КХЛ Александра Медведева и его европейских партнёров.
Александр Медведев / Фото: архив «БИЗНЕС Online»
ЕЩЕ ОДНА ГАЗПРОМОВСКАЯ КОМАНДА?
После возрождения «Динамо» Спб президентом клуба стала Наталья Скарлыгина - супруга миллиардера и совладельца «СМП Банка» Аркадия Ротенберга. За ней остаются 50% уставного капитала организации, а остальные принадлежат Сергею Черкасу – бывшему тренеру СКА, ныне занимающему должность генерального директора «Динамо» Спб.
Сын Ротенберга и Скарлыгиной - Павел - учился в школе-интернате № 576, начинал заниматься хоккеем в петербургском «Динамо», а сейчас играет за молодежную команду. Неудивительно, что генеральный партнер СДЮСШОР «Динамо» – «СМП Банк». На сайте детско-юношеской школы говорится, что «в 2013 году при поддержке хоккейного клуба «Динамо» Москва на базе нашей СДЮСШОР был открыт профессиональный клуб «Динамо» Санкт-Петербург». В тот момент президентом московского «Динамо» был именно Аркадий Ротенберг.
Несмотря на такие ресурсы, по заявлению руководства клуба, бюджет на прошлый сезон составлял всего лишь 100 млн рублей. По ориентировочным данным, в нынешнем сезоне бюджет составляет 115 млн. Средняя заработная плата хоккеистов в клубе – 60 тыс рублей в месяц, без учета средств на аренду жилья. Для сравнения, в лучшие годы на содержание тюменского «Рубина» в ВХЛ выделялось в шесть раз больше.
Сейчас главный спонсор «Динамо» Спб – немецкая компания Wingas GmbH, одна из «дочек» «Газпрома». Раньше российскому газовому гиганту принадлежали лишь 40% акций клуба, а мажоритарным владельцем был концерн Wintershall Holding GmbH. В конце 2015 года «Газпром» увеличил свою долю до 100% в компании Wingas, а также получил 50% в компании WINZ. Сейчас контроль за клубом полностью находится в руках руководства Wingas, а Аркадий Ротенберг и Скарлыгина больше не занимаются главной командой. Последняя остаётся директором СДЮШОР.
Компании Wingas и ее интерес к хоккею – отдельная интересная тема. Кроме динамовцев на данный момент «немцы» спонсируют еще четыре хоккейных клуба: три в КХЛ («Слован», рижское «Динамо» и «Витязь») и местный «Кассель». Питерские динамовцы аффилированы с подмосковным клубом, а Медведев один из руководителей команды. Он, в свою очередь, всегда считал себя динамовцем и, несмотря на работу в руководстве СКА, переживал больше за московское «Динамо» и за КХЛ в целом. Также Медведев был главным сторонником евроинтеграции КХЛ во времена своего президентства, да и вся лига в целом переживала пик своего развития.
Сейчас на форме хоккеистов «Динамо» Спб красуется логотип «Газпром Экспорта», что очень необычно для команды, играющей в России. Медведев, видимо, намеревается в будущем создать свой суперклуб, который будет на равных бороться со СКА. Сейчас команда завоевывает себе аудиторию, играя в ВХЛ. И эта аудитория становится больше с каждой неделей.
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ В ВХЛ
7263 зрителя на матче с «Прикамьем» / Фото: dinamo-spb.com
Питерское «Динамо» уже имеет определенную популярность в городе, несмотря на свои скромные достижения, что не может не радовать бывшего президента КХЛ. Если столько зрителей приходит на игры ВХЛ, то сколько же будут ходить на матчи КХЛ? Средняя аудитория старта сезона – 5210 зрителей. Это лучший показатель в ВХЛ. Если бы с такими значениями клуб выступал в КХЛ, то он располагался бы на 16-м месте в табеле посещаемости, опережая и нижегородское «Торпедо», и ЦСКА, и московское «Динамо».
Известно, что билеты на самые неудобные боковые сектора раздаются бесплатно на заводах Петербурга. Например, на одном предприятии каждый желающий мог получить квитки на три домашних матча из четырех. Но если есть желание посмотреть матч ВХЛ с куда более удобных мест, то их можно приобрести даже на сайте клуба. Билеты на все сектора стоят одинаково – по 500 рублей. И зритель их скупает, ведь многие устали от пафосности СКА, а также излишнего снобизма и гламурности его болельщиков. Похоже, публике, куда приятнее переживать за молодых и голодных ребят, чем скупленных со всей лиги богатеньких звёзд.
Такая же картина с посещаемостью была у «Динамо» Спб и год назад. Сезон 2016/17 также оказался превосходным для молодого клуба. Во-первых, команда дошла до четвертьфинала Братины, где лишь в семи матчах уступила усть-каменогорскому «Торпедо». А во-вторых, клуб показал безумные показатели посещаемости для ВХЛ. На питерское дерби против «СКА-Невы» пришло почти 10 тыс зрителей, а средняя же аудитория за весь регулярный сезон ВХЛ составила 4020 человек. Это почти в два раза больше, чем средний показатель лиги.
Безусловно, заметны необычайные скачки от матча к матчу. В последнюю игровую неделю посещаемость то проседала до отметки в 1736 зрителей на матче с волжской «Ариадой», то возрастала до кахээловских значений в игре с «Барсом». Объяснить это можно было теми же бесплатными билетами, который клуб реализует на различных предприятиях города. В клубе не отрицают такую политику, но в тоже время заявляют, что таким образом клуб заработал больше, чем смог. Количество бесплатных билетов не превышает и тысячи, однако эта тысяча человек приносит дополнительный доход благодаря кейтерингу во время игр.
В розыгрыше Братины посещаемость динамовцев немного просела, но при этом не было бесплатных билетов. Нынешний сезон команда начала превосходно. После 10 проведенных встреч у динамовцев 9 побед. Новое «детище» Медведева пока развивается в лучшем направлении.
ПРОБЛЕМА ЛЕДОВОГО
Эта причина, наверное, одна из самых банальных, но в то же время одна из самых важных. Арены уровня Ледового в нашей стране можно сосчитать на пальцах одной руки. И во многом именно из-за нее СКА смог вывести свой бренд на максимальную популярность в городе, ведь одно дело играть на этом 13-тысячнике, а совершенно другое – на 7-тысячном «Юбилейном».
Сейчас всё чаще идут разговоры о новой 20-тысячной арене в Санкт-Петербурге, которая будет лучшей в Европе. Тем более, Владимир Путин указал губернатору Георгию Полтавченко, что для хоккеистов ничего не строится. Да и сам Медведев заявил, что теперь дело сдвинется с мертвой точки. Учитывая недавнее заявление президента, армейцы уже совсем скоро начнут работу над главным концертно-спортивным комплексом России.
Но что же тогда будет с Ледовым? Откровенно говоря, баскетбольный «Зенит» не будет способен постоянно заполнять арену, даже на матчах Евролиги. Так что для того, чтобы лучший хоккейный дворец России не превратился в белого слона, ему нужен будет новый хозяин. И питерское «Динамо» будто рождено для этого. Вполне возможно, что в этом-то и был план бывшего президента КХЛ. Ведь лучшая хоккейная арена России не должна простаивать без дела.
В СОСТАВЕ ЛИШЬ ТРОЕ ХОККЕИСТОВ, РОДИВШИХСЯ ДО 1990 ГОДА
«Динамо» Спб команда очень молодая. Средний возраст на начало сезона – 23,5 года. Это десятый показатель в лиге. Из независимых клубов, не являющих частью чей-либо системы, моложе динамовцев лишь «Рязань» и самарский клуб ЦСК ВВС. Для сравнения: четыре самые молодые в ВХЛ команды – фарм-клубы «Ак Барса», ЦСКА, «Магнитки» и «Трактора».
Фото: dinamo-spb.com
Условным «франчайз-плеером» в «Динамо» можно назвать латвийского нападающего Кирилла Тамбиева - сын главного тренера. Он же по совместительству и лучший бомбардир команды в новейшей истории. В прошлом сезоне латвиец за 36 матчей набрал 34 очка – это наилучший его показатель во взрослой карьере. Лучший снайпер команды Сергей Шестаков - воспитанник питерского хоккея. Но не «Динамо», не СКА, а «Серебряных Львов», которые еще несколько лет назад были независимой командой в МХЛ.
В составе «Динамо» много воспитанников и питерского хоккея, и московского. Лучший бомбардир нового сезона Александр Шевченко начал играть в Белгороде, но в 17 лет переехал в Мытищи и играл в клубе до самого расформирования «Атланта». Можно было бы предположить, что причиной сбора молодежи и не раскрывшихся ранее хоккеистов, является финансовая ситуация в клубе. Но это не так: у клуба сильные покровители.
МОЖЕТ, ВСЕ-ТАКИ ЛУЧШЕ НЕ «ДИНАМО»?
Главная проблема клуба, как это ни странно, в названии. Если вдруг в недалеком будущем в Питере будет две команды, то нейминг «Динамо» лучше применять не стоит, а то можно будет открывать отдельный дивизион «Динамо». Четыре динамовских клуба в КХЛ – чересчур много. Москва, Рига и Минск давно и заслуженно стали всеобщими брендами, в то время как о питерском «Динамо» не всё еще знают в самой культурной столице России.
Необходимо несколько нейтральное название, которое и символизировало бы город, и было бы отдалено от СКА. А также намекало на некую историю команду, хотя бы на одно десятилетие. Например, можно объединить «Динамо» и «Серебряных Львов». St. Petersburg Lions вмиг бы начали конкурировать с армейцами Невы за внимание жителей города. Да и отношение жителей остальной России к этому клубу могло бы стать сравнительно положительным.