Драфты расширения. Как это было
Хоккейных болельщиков ждет необычный сезон: впервые с 2000 года НХЛ принимает в свои ряды новый клуб - Золотых Рыцарей из Лас-Вегаса (Vegas Golden Knights). Несколько дней назад каждая команда опубликовала список защищенных игроков (1 вратарь + 3 защитника + 7 форвардов или 1 вратарь + 8 полевых игроков), из оставшихся Вегас заберет по одному. Завтра мы узнаем, кто войдет в первый в истории ростер команды из Невады.
Условия нынешнего экспаншн-драфта были известны задолго и широко обсуждались, но что нам ждать от новичка?
С 1991 года в НХЛ появилось девять новых клубов, каждый из которых осваивался в Лиге по-своему. И, хотя обстоятельства сегодня отличаются, пример этих девяти команд поможет нам понять - что хорошо, а что плохо для начинающей франшизы.
Начнем с пяти коллективов, появившихся в Лиге с 1991 по 1993, - San Jose Sharks, Ottawa Senators, Tampa Bay Lightning, Mighty Ducks of Anaheim и Florida Panthers.
Сан-Хосе Шаркс (1991)
Условия вхождения в Лигу Акул из Сан-Хосе были, без преувеличения, уникальными. Команду ждал не только драфт расширения, но и "драфт расслоения" (dispersal draft) c Миннесотой (тогда еще North Stars).
Всё началось после того, как в 1990 году владельцы Звезд Севера пожелали перевезти франшизу в более теплые и доходные места, а именно в Калифорнию. Руководство НХЛ переезд запретило, но сделало встречный шаг - разрешение (за 50 млн долларов) на создание нового клуба в Калифорнии после продажи франшизы. В результате Миннесота обрела новых владельцев, которые через два года все равно увезли команду на юг, а в Лиге появилась новая банда - Сан-Хосе Шаркс.
По условиям драфта расслоения, Миннесота защищала 14 полевых + 2 вратарей, а Сан-Хосе выбирал из оставшихся игроков также 14 полевых + 2 вратарей. После этого обе команды по очереди забирали игроков из остатков ростера Миннесоты, до тех пор, пока Акулы не наберут в состав 30 хоккеистов. Детальные условия этого драфта никогда официально не публиковались, писали, что была договоренность, по которой большая часть лучших игроков оставалась в Миннесоте. Также, Акулы согласились не забирать Майка Крэйга в обмен на второй пик 91-го и первый пик 92-го, которые впоследствии превратились в Сандиса Озолиньша и Андрея Назарова.
В результате Сан-Хосе пополнился 24 игроками из Норт Старз.
По условиям драфта расширения, который прошел после, 20 команд защищали по 16 полевых игроков и 2 голкиперов. Сан-Хосе и Миннесота (которая тоже получила право на участие в драфте) выбирали по очереди по 10 хоккеистов.
Полный список выбранных на двух драфтах игроков можно посмотреть здесь.
Старт Сан-Хосе был ужасен - за первые два сезона они сумели одержать лишь 28 побед при 136 поражениях. Немалую роль тут сыграла "удача" на драфте расширения - из выбранных там игроков только Дэвид Брюс и Джейсон Мор задержались в команде дольше, чем на два года, а первый пик вратарь Джефф Хэкетт завершил свои два сезона с 87,5% отбитых бросков.
Несильно помог и десант из Звезд Севера, так как Миннесота практически не потеряла важных игроков. Единственным хоккеистом оттуда, проявившим себя в Сан-Хосе, стал латышский вратарь Артурс Ирбе.
На драфте новичков Шаркс взяли Пэта Фаллуна под вторым номером (первым ушел Эрик Линдрос), но хороший дебютный сезон (25+34 в 79 играх) так и остался лучшим в его карьере.
Однако, несмотря на все трудности, Акулы довольно быстро добились первых успехов, которые совпали с их переездом на новую San Jose Arena. Уже в третьем сезоне команда побила рекорд НХЛ, набрав на 58 очков больше, чем год назад, и дошла до второго раунда плей-офф. Ключевую роль в этом и последующих достижениях сыграли игроки из бывшего СССР (Ирбе, Озолиньш, Игорь Ларионов, Сергей Макаров), а также удачная работа менеджеров на драфте, в разные годы выбиравших под невысокими номерами таких парней, как Шейн Донован, Евгений Набоков, Марко Штурм, Джонатан Чичу и других.
В итоге, Сан-Хосе Шаркс существует уже 25 лет, и за это время они пробивались в плей-офф 19 раз. Акулы быстро зарекомендовали себя, как команда с разумным выбором ветеранов и классной работой на драфте, а приход Джо Торнтона в 2005-м сделал из них серьезного контендера, которым они являются и по сей день.
Оттава Сенаторс (1992)
Лето 1992-го ознаменовалось возвращением в Лигу Оттавы и появлением первой команды из Флориды. Правила для драфтов расширения 1991-го и 1992-го были практически одинаковыми и установлены весной 1991 года. Однако, теперь разрешалось защитить 14 полевых вместо 16 (плюс два вратаря), а у команд, потерявших годом ранее защитника или вратаря, нельзя было забирать игрока этих амплуа. Сан-Хосе, как новый клуб, был защищен от потери игроков.
Ограничения по "качеству" (в отличие от нынешних 40/70) были минимальными, поэтому многие клубы старались подписать свободных ненужных игроков, чтобы они сыграли хотя бы одну игру и могли быть выставлены на драфт. Больше всех нашумела история с Чикаго, которые заключили контракт с Рэем ЛеБланом, вратарем олимпийской сборной США-1992. Свою первую и единственную игру в НХЛ ЛеБлан провел против Сан-Хосе, и это позволило Чикаго защитить Эда Белфора и Доминика Гашека.
На самом драфте расширения Оттаву ждала настоящая катастрофа. Менеджеры клуба хранили все расчеты и информацию по драфту на одном лэптопе, но когда процедура началась, батарейки на нем сели. На дворе стоял 92-й, и ни зарядить устройство, ни купить быстро новые батарейки возможности не было, так что незадачливым Сенаторам пришлось полагаться только на свою память...
В дебютном сезоне Оттава выглядела откровенно жалко, завершив регулярку с показателями 10-70-4 и разницей голов -193. Команде потребовалось еще четыре года и Жак Мартен на тренерском мостике, чтобы пробиться в плей-офф, после чего Сенаторы попадали туда еще 10 раз подряд и один раз добирались до финала Кубка Стэнли.
Слабость на начальном этапе позволила Оттаве собирать высокие пики. С 1992 по 1996 Сенаторы 3 раза выбирали первыми (Александр Дэгл, Брайан Берард, Крис Филлипс), 1 раз вторыми (Алексей Яшин), 1 раз третьими (Радек Бонк), а год спустя под 12 номером им достался Мариан Хосса. Плюс к тому, на драфте-94 они угадали с Даниэлем Альфредссоном (6 пик), который стал капитаном и лицом команды на долгие годы.
Итак, Оттава достигла определенных успехов (за 24 сезона 16 раз пробиваясь в плей-офф), но они пришли не сразу, и, очевидно, мало связаны с их работой на драфте расширения. Их первый выбор, вратарь Питер Сидоркевич, покинул команду спустя год, пропустив за сезон 4,43 гола в среднем за игру и отбив 85,6% бросков (умудрившись при этом попасть на Матч Всех Звезд). Залогом последующих хороших выступлений стали 5 лет танкинга, которые позволили собрать достаточное количество молодых талантов для роста франшизы. Также, несмотря на достойные результаты, к 2002 году клуб обанкротился и от второго в истории краха Сенаторов спасло только появление фармацевтического магната Юджина Мельника, владеющего командой в настоящее время.
Тампа-Бэй Лайтнинг (1992)
Поначалу Тампа смотрелась сильнее Оттавы. Дебютный год Молния завершила с показателями 23-54-7, что по сравнению с Акулами и Сенаторами было совсем неплохо. На четвертый сезон команда пробилась в плей-офф и установила рекорд НХЛ по посещаемости, когда 28183 зрителя забили ThunderDome на игре с Филадельфией. Однако, дальше дела пошли похуже, и серия с Флайерс стала единственной для Тампы за первые 10 лет в Лиге.
Причины неудач во многом выходили из слабой работы на драфте. Если Роман Хамрлик (первый пик 92) стал главной звездой и движущей силой команды, то Крис Грэттон, Джейсон Уимер и Дэймонд Лэнгкоу (выбранные в первых раундах последующих трех драфтов) ожиданий не оправдали. Самым удачным выбором на расширении стал защитник Шон Чэмберс (7 пик), который провел за команду 2,5 хороших результативных сезона и отправился помогать Нью-Джерси добывать Кубок Стэнли весной 1995-го.
Как и Сенаторам, Тампе пришлось пережить тяжелые финансовые времена. В 1997-м владельцы клуба были обвинены в отмывании денег для японской мафии и попали на контроль к IRS (Налоговое управление США), а Forbes опубликовал данные, что долг франшизы составляет 236% от ее стоимости. После этого в 1998-м клуб купил страховой магнат Арт Уильямс, который сразу вкачал туда кучу денег и полностью перезагрузил главный офис, отдав управление хоккейными операциями в руки Жака Демэра. В том же году Тампа выбрала под первым номером будущую звезду Венсана Лекавалье и этот момент можно считать поворотным в истории Молнии.
В итоге Тампа попадала в плей-офф 9 раз за 24 сезона и стала первой командой из новичков 90-х, которой удалось завоевать Кубок Стэнли (в 2004 году).
Полный список игроков с драфта расширения 1992 - здесь.
Флорида Пантерз и Майти Дакс оф Анахайм (1993)
НХЛ решила вновь расшириться спустя пару месяцев после начала сезона 1992-93. И если включение Сан-Хосе, Оттавы и Тампы было заранее хорошо продумано и согласовано, то на сей раз это больше походило на причуду, сдобренную нулями в чеках - Анахайм и Флорида получили места в Лиге практически без каких-либо формальных процедур.
Несколькими годами ранее Джерри Басс, бывший хозяин Лос-Анджелес Кингз и владевший в то время Лейкерс, выразил желание создать новую франшизу в Анахайме, а Джон Генри, владелец Орландо Мэджик, - в Майами. Лиге было интересно расширение в этих штатах, но руководство не устроили личности Басса и Генри. Спустя некоторое время НХЛ получила заявки от Walt Disney Company и Blockbuster Entertainment на создание клубов в тех же городах, соответственно.
Стороны быстро пришли к соглашению, Дисней и Блокбастер выписали по 50 млн долларов, которые даже в те времена были карманными деньгами для таких мастодонтов. Незадолго до этого Дисней выпустил успешный фильм "Могучие утки" про молодую команду из Миннесоты, и, вкупе с тем, что Диснейленд расположен в Анахайме, решил назвать новую франшизу Майти Дакс оф Анахайм. Офис Блокбастер находился в Форт-Лодердейле, пригороде Майами, там же находилась арена, и владельцы приняли решение дать команде имя Флорида, чтобы больше ассоциироваться со штатом, чем с каким-либо отдельным городом.
К моменту, когда Лига огласила решение о принятии двух новых франшиз, стало ясно, что условия предыдущих драфтов расширения были слишком суровыми для новичков. Тампа, лучшая из троих, шла с результатом 10-19-2, Шаркс (в третий сезон) - с 5-23-1, а Оттава пробивала дно с 3-26-2.
Поэтому Пантеры и Могучие Утки оказались в гораздо лучших условиях. Каждая из 24 команд (включая недавних новичков) могла защитить 1 вратаря, 5 защитников и 9 форвардов. Каждая команда должна была выставить на драфт одного вратаря, одного защитника и двух нападающих, отвечающих правилу 40/70 (аналогично нынешнему). Флорида и Анахайм должны были выбрать 3 вратарей, 8 защитников и 13 форвардов, но старые команды не могли потерять одновременно и вратаря, и защитника.
Дальше больше. "Новым" новичкам предстояла перезащита по схеме 1+5+10, а "старые" Сан-Хосе, Оттава и Тампа выбирали из оставшихся по одному вратарю, защитнику и форварду. Запутанно? Судя по таблице ниже, Сан-Хосе вообще отказался участвовать в этом балагане, Сенаторы ограничились одним выбором, и только Тампа взяла по голкиперу у каждого.
Неудивительно, что Утки и Пантеры стартовали гораздо лучше своих собратьев по расширению - ведь они могли выбирать действительно хороших игроков. Обе команды закончили дебютный сезон 9-ми в своих конференциях, причем Флориде не хватило до плей-офф всего одного очка.
Более того, уже на третий сезон в Лиге Пантерам удалось дойти до финала Кубка Стэнли. Блестящие выступления Джона Ванбисбрука, Скотта Мелланби и Роба Нидермайера (первые двое пришли с экспаншн-драфта) остановила только Лавина из Колорадо, и на сегодняшний день сезон 1995-96 остается лучшим в истории флоридской франшизы.
Обратная сторона медали быстрого старта не заставила себя долго ждать - у команды пропали высокие пики. Взяв с 93 по 95 Нидермайера (5 пик), Эда Джовановски (1) и Радека Дворака (10), Пантеры в течение нескольких лет не выбирали высоко. Попав в плей-офф три раза за первые семь сезонов, франшиза погрузилась в серость, оставаясь за бортом розыгрыша Кубка в течение последующих 10 лет. И после той победы над Питтсбургом в финале конференции Пантеры не могут выиграть ни одной серии уже 21 год.
Старт Анахайма был не таким ярким, как у Флориды, но и, конечно, далеко не таким слабым, как у предыдущих трех новичков.
Могучие Утки пропустили первые три плей-офф, но преуспели финансово, в первую очередь из-за активной рекламной кампании Диснея и продаж атрибутики. В первые четыре сезона они выбирали высоко на драфте, заполучив Пола Карию, Олега Твердовского, Чеда Килгера и Руслана Салея. Салей, трагически погибший в авиакатастрофе ярославского Локомотива, на долгие годы стал лидером на синей линии, а Твердовский с Килгером переехали в Виннипег в обмен на Теему Селянне, который вместе с Карией и Стивом Руччином образовал одну из самых ярких троек в истории Лиги. Руччина, кстати, Анахайм выбрал на дополнительном драфте 1994, который был отменен год спустя по новому коллективному соглашению.
В сезоне 1996-97 Утки впервые пробились в плей-офф, в сезоне 98-99 сделали это еще раз, а уже в 2003-м добрались до финала Кубка Стэнли с великолепными Жаном-Себастьяном Жигером в воротах и Майком Бэбкоком на тренерском мостике. В том же году Анахайм ждал драфт, который круто изменил жизнь команды - имея 19-й пик, путем обмена Майти Дакс выторговали 28-й. Этими пиками стали Райан Гецлаф и Кори Перри, которые помогли команде взять Кубок Стэнли в 2007 году и до сих пор являются лидерами и лучшими игроками франшизы из Калифорнии.
Полный список игроков, выбранных на драфте расширения 1993 - здесь.
Можно сказать, что только для Флориды драфт расширения послужил реальным толчком к быстрому успеху, однако, на длинной дистанции Пантеры оказались наименее успешной франшизой из новичков ранних 90-х. Тем не менее, каждая из пяти команд хотя бы один раз добиралась до финала Кубка Стэнли, а Анахайму и Тампе удалось выиграть заветный трофей.
Продолжение следует...
Благо что у них был финал КС