Матвей Тымченко: «В Кургане нас узнавал каждый второй, а таксисты бесплатно довозили»
Если вы не являетесь поклонником одного из клубов ВХЛ и не следите за Лигой постоянно, то скорее всего она покрыта для вас густым туманом. Но кое-что интересное там действительно есть.
Что из себя представляет «Вышка» прямо сейчас, почему фарм-лига - это хорошо, и каково жить в «Зауралье» - в интервью 22-летнего форварда, ставшего в этом году призёром Чемпионата ВХЛ.
- Расскажи, где и как проводят своё лето парни из ВХЛ?
- Закончил сезон и поехал домой - в Хабаровск. Провёл время с родителями, с друзьями и близкими увиделся. А потом полетел в Гонконг в компании друзей. Предложили сыграть на турнире любительском за хабаровскую команду «СССР». Собралось много друзей-хоккеистов - из известных был Миша Климчук, например. Играли против команд из Сингапура и Гонконга. Пять матчей было, в финале 1:2 проиграли - даже не ожидал, что так расстроюсь после этого. Хоть и приз лучшему нападающему получил. Сильные ребята у них оказались - один парень из АХЛ, один из сборной Италии... А после этого в Тайланд поехал, отдыхал там две недели. Классно провёл время. Сейчас начал подготовку к сезону, она уже идёт полным ходом.
- Ты недавно подписал новый контракт с «Зауральем». Почему решил остаться в Кургане?
- Мне сделали квалификационное предложение, до 31 мая надо было дать ответ. Посоветовавшись с родителями, с агентом, я решил, что для лучшего продолжения карьеры нужно остаться в «Зауралье». Я там был в прошлом сезоне, меня знают тренеры, знает руководство - и они видят во мне потенциал. Надеюсь, в следующем году получу больше игрового времени, больше буду помогать команде.
Сам Курган запомнился прекрасными болельщиками. В начале сезона, когда я только приехал, ходило не так много народа. В нас никто не верил особо, потому что команда всегда занимала 9-10 места, в серединке шла. Когда вышли в плей-офф и прошли «Сокол» - народ пошёл. В любом заведении, где мы кушали с ребятами, уже каждый второй нас знал. Таксисты бесплатно довозили. Город реально стал жить хоккеем - это очень приятно.
- Тобой интересовались клубы КХЛ в этом году? Были какие-то иные предложения?
- Из КХЛ не было. Было два клуба, которые интересовались. Даже по условиям были где-то и лучше предложения - в плане финансов. Но я решил сделать выбор в пользу хоккея всё-таки. Я рассчитываю на следующий сезон, на доверие тренерского штаба - именно поэтому я сделал такой выбор.
- У тебя сейчас минимальный контракт?
- Нет, больше. Повысили сейчас. Средний контракт, если брать по меркам Кургана.
- В прошлом сезоне вы стали призерами Чемпионата ВХЛ - какие были эмоции, когда медаль получал?
- На самом деле, я так и не получил ещё медаль, к сожалению. Нам сказали, что нужно быть на вручении 30 апреля в Кургане. Но так как я далеко живу, руководство пошло мне навстречу - сказали, что можно не приезжать. Всё-таки расстояние очень большое. Да и проблемы с институтом тут были. Поэтому медали получали без меня. Но с кем из ребят разговаривал - они очень довольны остались, много болельщиков пришло на награждение.
- О некоторых бытовых моментах в ВХЛ ходят легенды. С чем сталкивался?
- После «молодёжки», когда приходишь в «вышку», очень тяжело перестроиться. Когда в Хабаровске идеальные условия, чтобы играть в хоккей, когда здесь близкие - да и я всю жизнь играл в Хабаровске... Для меня переход стал чем-то новым. Очень много моментов в ВХЛ отличаются от системы КХЛ-МХЛ.
Длинные поездки на автобусах, например. По 12-15 часов в автобусах. Кто-то спит в проходах, кто-то вдвоём сидит - очень неудобно бывает... Но выездные матчи легче переносятся. Ведь нет семичасовой акклиматизации - когда в Хабаровске у тебя ночь, а в Москве вечер, - а в «Вышке» максимум два-три часа разницы.
Кстати, про «Вышку» часто говорят, что там бухают все, разгульный образ жизни ведут. У нас не так: все ребята сидят по домам, особо никто не гуляет, к алкоголю негативное отношение - хотя может это только у нас так. Может поэтому мы так далеко и прошли, ха-ха...
Кстати, у нас очень читающая команда. Поехали в поездку, захожу в вагон - больше половины ребят сидят и читают книжки. Потом делятся впечатлениями, обсуждают прочитанное. Одни советуют другому что-то прочитать, тот в ответ: «Я психологию люблю, а не романы». Сперва сильно удивился, подумал про себя: «Куда я попал?», ха-ха.
А бытовые условия... Ну раздевалки в «Вышке», конечно, не на том уровне, что в КХЛ и МХЛ. Да и всё отличается, в целом. Но если хочешь в хоккей играть, то можно и потерпеть. Хотя в Кургане ещё не было таких проблем. Рома Копиенко рассказывал: в «Буране» вовсе доходило до того, что ребята с одной клюшкой на игру выходили. Чего там только не было... Это очень плохо, когда у клуба финансовые трудности и он продолжает обманывать ребят, кормить игроков «завтраками» - я считаю, что это неправильно. Если у клуба нет финансов, то он не должен играть в ВХЛ - он её позорит.
- Были разговоры, что ВХЛ не должна быть самостоятельной, как сейчас, а должна быть лигой фарм-клубов. Игрокам было бы проще от этого?
- На самом деле, я поддерживаю, чтобы система была, как между НХЛ и АХЛ. Думаю, это лучше, чем сейчас. Ведь так будет больше шансов пробиться наверх у молодых игроков. Если ты хорошо себя зарекомендуешь, у тебя уже будет двусторонний контракт на руках и возможность. Да и клубы КХЛ будут следить не только за «своими», а уже будут смотреть на статистику всей команды. Так игрокам будет легче подняться наверх.
- В ВХЛ довольно много возрастных игроков. Как думаешь, нужен Лиге лимит на ветеранов, как например в АХЛ?
- Сейчас же и сделали лимит: с этого сезона игроков старше 28-ми лет будет не более пяти игроков. Больше дают дорогу молодым. Для меня это, естественно, большой плюс, что можно проявить себя. Старшим ведь тренеры больше доверяют. Сейчас появится огромная возможность для молодых.
Но я общаюсь с ребятами, которые старше 28-ми, - у них семьи и дети - и это неправильно, когда ребят просто выкидывают. Они столько лет отдали своим клубам, кто-то по десять лет в них играет, а сейчас они должны будут ехать в Казахстан или Азиатскую Лигу, чтобы зарабатывать...
- В этом году из КХЛ на уровень ниже отправили новокузнецкий «Металлург» - будет интересно против них сыграть?
- «Кузня» - это ведь бывший головной клуб Кургана. Человек 12-14 к нам оттуда за сезон спускали. Так что, думаю, это будут принципиальные матчи. Ребят спускали и они занимали наши места - они играли, а мы сидели. В конце сезона так у нас девять нападающих были вне состава, была большая конкуренция. Для нас будет принципиально доказать, что мы ничем не хуже, а даже лучше.
- Теперь о твоей игре. Кубок Вызова МХЛ, теперь медаль ВХЛ - чувствуешь, что в 22 года приблизился по титулам ко многим значимым для Хабаровска игрокам?
- Нет, я считаю, что по сравнению с ними - это ничто. Стремиться надо к большему. Ещё расти и расти надо до такого уровня, как у Артёма Зуба, Серёжи Плотникова, Димы Лугина. Туда надо стремиться. И не смотреть, что уже завоевал. Не считаю, что какие-то большие достижения у меня. Это хорошие достижения, но хочется большего.
- Артём Зуб и Сергей Плотников в этом году привезли в Хабаровск Кубок Гагарина. Как думаешь, насколько реально тебе привезти ещё один трофей, пусть и чуть поменьше, - Кубок Братины?
- Думаю, что это реально. Но не уверен, что я бы сюда его привёз, даже если бы завоевал, - это было бы мало кому в Хабаровске интересно... Сейчас ожидания болельщиков и руководства будут выше, чем в прошлом сезоне. Мы уже сами доказали и болельщикам, и себе, что мы можем больше, чем просто пройти так далеко - дальше, чем за всю историю Кургана. Думаю, всегда по силам это - у нас замечательный коллектив, тренер и дисциплина, которая может привести к победе.
- Кстати в «Зауралье» в этом году были другие воспитанники хабаровской школы - помогало это лучше освоиться в команде?
- Да, я с Сашей Ремовым очень близко общаюсь, это мой друг. И Сашу Брита с детства знаю - с пяти лет знакомы. Это очень помогло, потому что я впервые играл не в своём городе. Мне они очень помогли. Да и коллектив очень хороший. Нет никакой дедовщины, о которой раньше рассказывали, - у нас в клубе так точно. Никто не втыкал палки в колёса, поэтому адаптация прошла успешно.
- Считается, что второй сезон бывает очень трудным - какие цели ставишь лично для себя?
- Получать больше игровой практики. Я очень хочу играть. Надо становиться раскованнее, проще начинать играть. Больше помогать команде: забивать, набирать очки - я считаю, что это вполне возможно.
В этом году получилось пять голов забить. Это средний уровень. Только двое ребят забили больше, чем остальные, у других семь-шесть-пять шайб. По очкам: в начале было доверие - «5 на 4» выпускали, давали время, но то штанга, то какое-то невезение... Не оправдал доверие. И дальше уже сложнее было. Игрового времени появлялось меньше, где-то тебя на лавку садят или ты 5 минут играешь, а в статистику идёт, что у тебя полный матч и 0 очков. Тяжёло от этого.
- Поддерживаешь сейчас общение со своими прежними тренерами?
- Да. Сергей Иванович Курмеша звонил несколько раз по ходу сезона - спрашивал о моих делах, о моей игре. Было очень приятно услышать его наставления.
С первым тренером Владимиром Адамовичем Царенко недавно встречались - приехали с Артёмом Зубом к нему в гости. Лет пять не виделись. Пообщались с удовольствием. Он, как обычно, не меняется - наставления давал. За всеми своими воспитанниками он следит, у него глаза горят, живёт хоккеем. Очень приятно так окунаться в детство, в те же эмоции, слушать те же слова, что он говорил. Очень круто.
- Он не приглашал вас с мастер-классами в Ванино, где сейчас работает? Или может из Комсомольска тебя приглашали?
- Нет, не было такого. В Комсомольске я уже мало с кем общаюсь. Там у меня только бабушка осталась, остальная вся семья в Хабаровске уже - я считаю его уже своим городом. Я сюда переехал в пять лет, поэтому здесь поддерживаю отношения со всеми.
В Хабаровске, если тренеры зовут, то мы откликаемся. На днях вот Артём Зуб давал для ребят мастер-класс. Конечно, всегда готов приехать, по-дружески пообщаться с детишками. Правда, я не знаю, чему я их могу научить, ха-ха.
- Продолжаешь ли следить за «Амуром»? Какие чувства сейчас испытываешь к клубу?
- Да, весь сезон следил и за «Амуром», и за молодёжкой. Если получалось, то смотрел игры. Это мой родной клуб и я отдал 15 лет ему... Конечно, болею за него, поддерживаю клуб. Общаюсь с ребятами, которых знаю, спрашиваю их об играх, об атмосфере - мне очень интересно, что здесь происходит. В следующем сезоне буду также следить: за «Амуром» точно, за молодёжкой поменьше - там уже не так много знакомых ребят... Мне интересно, какие результаты показывает хабаровский клуб.
- Как ты считаешь, в чём главная проблема хабаровского хоккея прямо сейчас?
- (пауза) Не знаю даже, что тебе тут сказать...
- Может тогда скажешь, в чём главный успех?
- В болельщиках. Тут город живёт хоккеем. Люди ходят на хоккей. Даже когда команда показывает не самые удачные результаты, то на трибунах 7100 зрителей. Очень крутая маркетинговая служба, пиар-служба. Всё делают для людей. За три-четыре года «Амур» преобразился, начиная со смены логотипа. Ходишь по городу и тебе приятно, когда на разных мероприятиях люди через одного в кепках или в худи с тигром - это очень круто. Приезжая в Хабаровск, ты чувствуешь, как город живёт игрой. Хоккей здесь можно встретить везде.
- В заключение - твоё пожелание хабаровскому хоккею на предстоящий юбилейный сезон.
- Хочу пожелать людям, которые приходят на хоккей в Хабаровске, которые всей душой болеют за «Амур», терпения. Потому что это не так просто за год или два сделать из аутсайдера команду, которая регулярно выходит в плей-офф.
И хочу пожелать им, чтобы они также приходили и болели, как они делают это. В Хабаровске живут одни из лучших фанов в России. Я много, где бывал - на разных матчах и стадионах, - так болеют мало где. Только в топ-клубах, наверное.
Фото: Instagram Матвея Тымченко, пресс-служба ХК «Амур», пресс-служба ХК «Зауралье»
"Если у клуба нет финансов, то он не должен играть в ВХЛ - он её позорит."
Обычно люди до последнего верят что клуб должен остаться в лиге, даже с долгами и плохими результатами.