«Сейчас мы находимся на пути создания масштабной академии»
В январе 2017 года в Татарстане была создана Академия хоккея им. Ю.И. Моисеева.
Для чего нужна, какие цели преследует и что она даст для развития всего российского хоккея, рассказывает заместитель директора Академии Виктор Горский.
Как появилась Академия хоккея?
Когда я уже перестал надеяться, что мои идеи воплотятся в жизнь, стал работать больше для себя, поступило предложение из Казани. Таким образом, я принял решение опять изменить свою профессию и во второй раз ушел из космической отрасли в хоккей. Потому что здесь, в Академии хоккея, есть возможность реализовать те наработки, которыми я занимался в течение более чем десяти лет.
Так получилось, что моя работа по созданию программы развития хоккея в России наложилась на параллельную, которую вел в похожем направлении Евгений Рычков (сегодня директор Академии). Когда он работал заместителем директора Ночной хоккейной лиги, у него появилась идея создать и внедрить подобную же программу. В какой-то момент мы встретились, обменялись мнениями и договорились совместно реализовать этот проект.
Наши подходы и идеи оказались близки руководителям Республики Татарстан, которые много делают для развития хоккея.Президентом федерации хоккея Республики является Наиль Маганов — генеральный директор ПАО «Татнефть», Председателем Попечительского совета ФХР является Рашид Нургалиев. Президент Республики Рустам Минниханов также является большим поклонником хоккея. Эти люди активно поддержали идею создания академии в Республике, они создали практически идеальные условия для нашей работы.
Что такое Академия?
В России открывается множество академий, но нет настоящего понимания, что это такое. Поэтому мы написали с Игорем Захаркиным статью, в которой изложили основополагающие принципы работы хоккейных академий. Важнейшие составляющие академии – это, во-первых, наличие научно-методического фундамента. Все материалы, по которым обучаются тренеры,готовятся игроки, первое, обязаны проходить научную экспертизу, второе, должны быть научно и методически обоснованными.
Во-вторых, академия должна обязательно заниматься подготовкой и развитием тренерских кадров. Это то, что очень остро необходимо сейчас в России, ведь имеющиеся вузы не справляются с этой задачей. У нас отсутствует слой тренеров для тренеров, то есть научных и педагогических работников, которые готовят тренеров. Без создания этого слоя расширенное воспроизводство хоккейной отрасли просто невозможно.
И, в-третьих, это воспитание игроков. С одной стороны, академия должна способствовать развитию массовости и приглашать всех желающих. С другой, необходима система отбора и селекции для формирования команд и подготовки игроков к профессиональной деятельности.Исходя из этого, была выстроена структура нашей академии. Есть научно-методический центр, который я возглавляю, есть центр подготовки игроков, есть центр подготовки тренеров, отдел маркетинга и коммуникаций.
Сейчас у нас запускается проект с Поволжской академией спорта и туризма, чтобы давать студентам первое фундаментальное образование в области хоккея. Второе направление – развитие тренеров, уже имеющих высшее или средне профессиональное образование без отрыва от тренировочно-соревновательного процесса. Это система переподготовки и повышения квалификации. Третье – это контроль профессионального уровня тренеров в форме аттестации. В начале мая мы запускаем первую процедуру аттестации тренеров детско-юношеских школ Республики. Главное – проверить квалификацию тренеров, пока без принятия каких-то кадровых решений. Это для того, чтобы понять их уровень, разработать рекомендации и исходя из этого строить программы подготовки.
И, наконец, четвертый центр – это центр подготовки спортивного менеджмента. У нас будет совместная программа с высшими учебными заведениями, но в направлении именно хоккея. Возможно, это будет общий проект с иностранными вузами, и выпускники будут получать диплом международного образца.
Зачем нужна философия хоккея?
Мы начали работу с такого системообразующего направления, как разработка философии, системы и стиля, который нужен как в Республике Татарстан, так и в России в целом. Мы оценили ситуацию в стране и в мире, и на базе анализа большого количества игр (прежде всего, международных турниров) сформировали требования к эффективному стилю, приносящему победы, в котором должны играть команды республики Татарстан и, надеемся, другие ведущие клубные команды России и национальные сборные.
Таким образом, у нас получилось создать стройную вертикаль от философии через систему до создания собственного стиля. Что такое философия? Это постановка задачи – какой хоккей мы хотим видеть, какие результаты он должен приносить на внутренней и международной арене и какие ресурсы мы готовы на это потратить. Решение этой задачи – система хоккея, включающая в себя экономические, социальные и спортивные составляющие.
Стиль хоккея – это как раз спортивная составляющая этой системы, которая, прежде всего, должна быть эффективной, исходя из требований международного уровня. Кроме того, этот стиль способствует повышению зрелищности, чтобы привлекать детей и любителей в хоккей, а болельщиков на матчи и хоккейные мероприятия. Таким образом, здесь решается и социальная (пропаганда здорового образа жизни), и экономическая задача (повышение посещаемости игр и продаж атрибутики и сопутствующих товаров). Также достигается и спортивная цель – закрепление команд Республики Татарстан в числе ведущих в России. Мы надеемся также, что наша работа будет способствовать и выходу российских сборных команд на ведущие роли в мировом хоккее.
Какие проблемы существуют?
Сейчас мы находимся на пути создания масштабной академии. Этот проект не заканчивается строительством новых ледовых арен и написанием вывески «хоккейная академия». Это сложный и длительный процесс.
К сожалению, существует проблема в кадрах. Поэтому отбор персонала – очень непростой процесс. В 90-е годы у нас распалась связь времен, и мы перестали готовить квалифицированных тренеров. Ученые и педагогические работники разъехались из страны или уже ушли из работы и жизни.
Подготовка ученых, педагогов, методистов и тренеров займет большое количество времени. Однако у нас есть понимание, что быстрые результаты получить объективно невозможно, что нужно работать и постепенно двигаться вперед.
Что за материалы и обучающие ролики готовит Академия?
Практические пособия и видео ролики создаются в рамках создания системы подготовки тренеров и развития игроков. На каждую неделю тренер будет получать папку с комплексом упражнений с подробным описанием и указаниями для составления учебно-тренировочного плана на каждый день. Плюс практически каждое из этих упражнение будет иметь свой видеоматериал. Тренеры получат планшеты и по QR-коду смогут и сами смотреть ролики при подготовке к тренировкам и демонстрировать их детям.
У нас уже подготовлено такое практическое пособие тренерам для работы с детьми 5-7 лет. А сейчас мы занимаемся подготовкой материалов для более старших возрастов.
В съемках этих роликов нам помогает отечественный производитель клюшек «ЗаряД». Завод компании Даниса Зарипова также находится в Республике Татарстан. Наши хоккеисты и тренеры с удовольствием играют этими клюшками. И мы, прежде всего, будем ориентироваться в своей работе на отечественные технологии.
Почему Академия появилась именно в Татарстане?
Как и во многих направлениях, все зависит от роли личности в истории. В руководство хоккея Республики пришли грамотные руководители, которые пытаются привнести научный и бизнес-подход в хоккей. Это совпадает и с моей многолетней мечтой. Ведь весь наш спорт находится в этом плане в каменном веке. А здесь есть люди, которые имеют не только хорошую теоретическую подготовку в бизнесе, но и отличные в нем практические результаты. И они задались тем же вопросом, что и я: «Почему это нельзя применить в хоккее?». Никаких препятствий в этом нет кроме субъективных.
Поэтому руководители в Республики Татарстан решили поменять ситуацию и пригласили нашу профессиональную команду. Сейчас в мире существует тренд – покупать не технологии, а команды, которые производят этитехнологии. Только тогда и будет опережающее развитие. В других регионах, кроме вывески «академия», к сожалению, ничего нет. Потому что у людей нет правильного видения ситуации.
Заинтересовалась ли ФХР работой Академии?
ФХР уже обращает на нас внимание. Но все зависит от людей из Федерации хоккея России – готовы ли они воспринимать новую информацию и слушать.
Хотя нас больше интересует не внимание ФХР, а создание собственного научно-методического базиса. Чем мы сейчас и занимаемся, основываясь, прежде всего, на советских научных разработках и системе подготовки в спортивных играх. Как показывает эта работа, многое есть в теории. Проблема в том, что в России существует разрыв теории с практической реализацией. Сейчас мы пытаемся решить эту проблему. Ведущим специалистом по этой работе является Сергей Швед – руководитель научно-методического отдела. В этом нам активно помогает наш давний соратник и единомышленник Игорь Захаркин.
Президентом Республики Татарстан поставлена серьёзная задача о воспитании своих кадров для комплектования команд от МХЛ до КХЛ. И, естественно, все должно проходить по спортивному принципу. Достижению этой цели также будет посвящена наша работа.