Арена-2000 vs. Мэдисон Сквер Гарден. Раунд Второй
Окончание. Начало - тут.
Блог "Хоккейные атрибуты" продолжает публикацию впечатлений пользователя AtMOROSOk, побывавшего в Нью-Йорке, и сравнивающего Мэдисон Сквер Гарден с ярославской Ареной-2000.
Вместо вступления, хотел бы добавить одну существенную деталь к первой части: в Ярославле на хоккее появилось горячее питание. Теперь, если ты едешь прямо с работы на игру, можно нормально покушать. Не перекусить, а пообедать или поужинать, не поднимаясь в ресторан. Супы, стейки, разнообразные гарниры можно приобрести по ценам, мало отличающимся от цен в столовых средней руки. Потоковое самообслуживание с пластмассовыми подносами прилагается.
Впервые рекламу этого нововведения на видеокубе пустили уже после Магнитки, кажется, во время матча с Уфой. Можно только порадоваться за себя, ходить на хоккей стало ещё удобнее и безпроблемнее.
Ранее Владимир отмечал, что у нас, оказывается, можно в «Арене-2000» распивать и водку, и коньяк. Я, признаться, об этом не слышал (да и не интересовался особо), пусть он об этом подробнее расскажет в своих впечатлениях от ярославского дворца (вот тут Евгений меня спалил, я действительно недавно посетил Ярославль, но отчет об арене напишу в несколько другой манере и остановлюсь на тех деталях, который Евгений упустил - прим. В.). В любом случае, если можно многие годы посещать «Арену-2000» и даже не замечать, что там продают водку это говорит о том, что продажа организована очень грамотно и никому не мешает, и при этом всем хорошо. Ещё один мой камень в огород всем запретителям чего-либо: не запрещать надо, а толково организовывать. У американцев этому, кстати, многим нашим горе-организаторам не помешало бы поучиться. Проблема только в том, что запретить легче лёгкого, а вот подумать, как бы сделать всё с умом уже посложнее.
Но мы всё же продолжим утолять голод информационный и эмоциональный.
Чаша
В Нью-Йорке процесс входа в чашу выглядит так, как будто входишь в какой-нибудь космический корабль. Чувствуется величие момента.:)
В Ярославле всё гораздо приземлённее, но тоже симпатичненько.
На этом фото можно и урну увидеть (привет Артемию Лебедеву).
«Мэдисон Сквер Гарден» своей раскраской трибун напоминает казанский баскетбол-холл с трибунами под флаг Татарстана.
Обстановка продолжает немного отдавать космической таинственностью. Не покидает ощущение, что находишься на большом-большом стадионе.
Ну чем не «Лужники», вид с трибуны D?
Что непривычно российскому хоккейному болельщику (кроме болельщиков из Уфы) так это электронные табло между ярусами на виражах.
Там не просто бегущая строка или примитивная графика. Это полнофункциональный монитор.
В Ярославле чаша в два раза меньше, и обстановка намного более камерная.
Нет ощущения гигантизма, как в уже упомянутых «Лужниках», «Мегаспорте» на Ходынке или в «Минск-Арене». Это не хорошо и не плохо, это просто по-другому.
Ярус всего один. Если бы над ним надстроить ещё один, такой же высоты будет похоже на НХЛовские дворцы.
Уклон трибун в нью-йоржском и ярославском дворце если и отличается, то ненамного. Не удалось в обоих дворцах найти неудобное для обзора место: всё видно отовсюду, нигде ничто не загораживает, видеокубы и там, и там висят высоко и нисколько не закрывают площадку даже на самых верхних рядах. В Нью-Йорке разве что с самой верхотуры площадка кажется немного далековатой, но это больше с непривычки. Кстати, тут интересна разница в понятиях комфорта просмотра: у нас в России на всех аренах самые дорогие места (не считая билетов в ресторан и VIP-лож) это, как известно, на центральной трибуне где-то в серединке или повыше. В общем, чтобы смотреть хоккей как по телевизору, чтобы видеть сразу большую часть площадки, все позиции и перемещения всех игроков, всю тактику. В Америке всё по-другому: там самые дорогие и престижные места это сразу за бортами, в первом ряду, как в театре. Видишь ты при этом, конечно, не всё сразу, но куда не посмотришь всё видишь в тончайших деталях, вплоть до выражения лиц хоккеистов. Ты как бы сам присутствуешь на площадке. Не столько изучаешь противостояние двух армий на поле битвы из ставки главнокомандующего (как у нас), сколько сам участвуешь в реалити-шоу «На войне» в роли солдата. В общем, Владимир описывал всё это ранее во время обзора арены в Подольске. Разный подход к хоккею у нас и у североамериканцев, и выражается он не только в размерах площадок, стиле игры (умный, тактический, техничный хоккей в России и быстрый, атлетичный, с короткими комбинациями, силовой в Америке), но и даже в таких вещах, как самые дорогие и престижные места. Очень показательно.
Лично я считаю, что разные стили разных лиг это здорово, и уменьшать площадки до НХЛовских размеров нам нет смысла. Иначе станем абсолютным клоном НХЛ, только с менее мастеровитыми исполнителями. Хоккей, возможно, чуть прибавит в динамичности, но игра в этих «коридорах» упростится очень сильно. Уверен, что нам не нужен наш ответ Чемберлену, «скользи-бросай» по-русски. Надо просто учиться правильно и выгодно позиционировать свою Лигу. Вот с помощью телетрансляций, например, ведущихся с таких камер.
Очень много камер под потолком, около видеокуба или чуть выше (мы увидим их дальше по тексту). Они работают на своей половине площадки (не закрытой видеокубом) и вылавливают всё, от крупных планов хоккеистов и тренеров до общих планов целых трибун. Есть камеры за воротами, около судейской будки.
Эти камеры полностью автоматические и управляемые удалённо из аппаратной. Во время матча, когда основные события происходят на другой стороне площадки, она вполне может развернуться и показывать зрителей.
Мне кажется, логичнее было бы ещё разместить камеры внутри ворот. Всё-таки, вдруг вставший за воротами игрок банально закроет ей вид, и спорный вопрос взятия ворот станет чисто теоретическим. Да и судья за воротами, по сути, дублирует эту камеру по функциям.
Но в целом система трансляций продумана в Ярославле довольно удобно. Чего не скажешь об официальных лицах матча, которым в перерыве почему-то приходится идти из пространства между скамейками штрафников в свою комнату прямо по льду.
Довольно нелепо им приходится перемещаться в ботинках по льду. Но возвращаются они уже в обход площадки, по её периметру. Может, в начале перерыва им просто лень обходить, вот они и срезают?
Ну а пока до перерывов ещё долго, обратим внимание на наиболее заметные для посетителя детали чаш.
Сидения
Ни в Нью-Йорке, ни в Ярославле проблем с нахождением своего места нет. Ищешь сектор, потом ряд, потом место. Все таблички и указатели на каждом шагу, навигация простая и лёгкая, перепутать что-либо невозможно.
В MSGкресла примерно как в советском провинциальном Доме Культуры Железнодорожников города N-ска, из 70-х годов. Лестницы тоже, как на каком-нибудь стадионе «Красный Кировец», просто бетонные.
Внешне полный совок, хотя ничего не ломается, всё работает и неудобств не доставляет. Кресла мягкие и не скрипучие, но расстояние между рядами небольшое. Мне с моим 197-сантиметровым ростом это особенно актуально: нужно постараться, чтобы расположить ноги удобно, даже если рядом никто не сидит. Между двумя креслами по одному деревянному лакированному подлокотнику. Просто сделаем скидку на то, что построено всё это было в 1968 году.
Если приглядеться к фотке выше, то можно увидеть на нижних креслах подставочки под стаканчики около кресел. Такие удобства не на всех местах, но они есть. В Америке это в порядке вещей. В Ярославле, как и почти везде в России (исключение Подольск и Чехов), такого не конструируют, да и вообще напитки в стаканах в чашу проносить запрещают (кроме Магнитогорска и, по всей видимости, того же Подольска). Это, конечно, мелочь, но тоже показательная. В Америке отношение к болельщикам цивилизованное, доверительное, как к равным. Потому что знают: болельщику надо сделать удобно, чтобы он пришёл и в следующий раз, заплатил деньги за билет, за напиток и за что-то ещё (благо соблазн потратиться есть на что). Потому что за счёт болельщиков клуб зарабатывает и живёт, болельщик основа и гарантии клуба. В России клубы не могут (не умеют) существовать за счёт болельщиков, основой и гарантией клуба обычно является денежный спонсор или амбиции главы региона. Зыбкая и изменчивая гарантия, согласитесь. Привет тольяттинской Ладе. Оттого и такие нередкие проблемы с сервисом, зато на VIP-ложах всё хорошо.
Но вернёмся в Ярославль. Кресла здесь более мягкие и более современные, чем в Нью-Йорке, тоже откидные. Подлокотников нет вообще. Они и не нужны, так как кресла расположены не очень плотной шеренгой.
Расстояние между рядами для людей моего роста тоже создаёт проблемы, как и в Нью-Йорке. Когда кто-то идёт по ряду мимо меня, приходится вставать и пропускать, иначе человеку негде пройти. Ещё не нравится, что при откидывании сидушки кресла - чуть назад откидывается и спинка (в Нью-Йорке спинка в одинаковом положении вне зависимости от сидушки). Пришёл ты пораньше, расположился, устроился удобно, а перед самым матчем на ряд ниже сел сосед, спинка его кресла отклонилась, и вот она уже впивается тебе в колени. Приходится переустраиваться. Неприятно.
Лестницы из лакированного материала, представляющего из себя что-то среднее между паркетом и линелеумом. Ступеньки окантованы всё железом, не сказать чтобы очень уж качественным и дорогим. Наверху, ближе к выходам, появляется и бетон.
Лёд
Многое уже сказано, в том числе и в этом блоге, о том, что в НХЛ лёд белее, чем у нас.
На первый взгляд это практически незаметно. Но если присмотреться ко льду в Ярославле, то можно заметить, что фон логотипов спонсоров смотрится белоснежнее, чем основное покрытие. Вот на этой фотке специально подобрал угол наклона и уровень освещения, чтобы это было очень наглядно видно.
Тут же при жёлтизне льда мы получаем и якобы затемнённых зрителей во время трансляций. Всё дело в том, что настройки камеры остались стандартными.
В реальности глазами это воспринимается, конечно, не такой желтизной, но всё равно разница с логотипами заметна.
В НХЛ этой разницы нет совсем. Про то, почему так происходит, про старый метод нанесения разметки и спонсорских логотипов на наши площадки Владимир уже неоднократно писал в этом блоге.
Вообще яркость льда и разметки вживую воспринимается везде очень ярко и красочно. А вот по телевизору сильно зависит от трансляции, от настроек видеокамер, освещения. Можно, например, показать американский лёд белоснежным, а ряды кресел освещёнными.
А можно всё испортить и показать жёлтым и затемнённым.
На российских телетрансляциях, почему-то, предпочитают второй, «жёлтый» вариант, да ещё иногда и с еле различимой разметкой. Если проблема в оборудовании его надо менять. Много уже было сказано о том, что из Ярославля до Москвы телевизионный сигнал идёт не через спутник, а по старинке, по земле, через кабель: здесь злую шутку сыграла близость к столице. В результате мы имеем такую ситуацию, когда по местному ярославскому ТВ трансляции матчей Локомотива вполне себе красочны и привлекательны, а на всю Россию идёт неприятная убогая картинка. Надо срочно модернизироваться, учиться, перенимать опыт. Это одна из первостепенных задач, если КХЛ хочет привлекать людей к себе. Среди моих знакомых из других городов, самый популярный ответ на вопрос, почему они не смотрят хоккей, был таким: «потому что там шайбы не видно». Но трансляции матчей хоккейной Лиги Чемпионов, организованные европейскими бродкастерами доказали, что и лёд, и картинку из тех же Магнитогорска и Уфы можно делать не хуже, чем из Филадельфии и Чикаго, было бы желание. Уфа, кстати, радует качеством своих общероссийских трансляций последнее время. Это ещё не уровень НХЛ, но уже где-то близко.
Но шоу, как известно, делается не только по телевизору, но и на льду.
Предматчевое шоу
В Америке всё показалось унылым, хотя, безусловно, нужно делать скидку на то, что это был предсезонный матч. Стандартность и официальность хоккейного праздника прямо-таки неприличная. Ну, постелили ковровую дорожку, ну, сделали свет поменьше. Типа, нагнали пафоса.
Дальше объявили стартовые пятёрки, вышла обычная американская девушка и обычным американским голосом затянула обычный гимн США. Немножко не по себе стало от реакции американцев на исполнение собственного гимна.
Поначалу я думал, что там что-то не так. Но потом быстро сообразил, что американцы просто вот так вот выражают эмоции. Ну, имеют право.
Обратите внимание ещё на то, что в Северной Америке принято, чтобы во время исполнения гимнов на льду находились только стартовые пятёрки и вратари команд.
На этом всё, предматчевое, кхм, шоу закончилось. Но думаю, некорректно по выставочному матчу строить выводы.
В Ярославле после разминки хоккеистов и заливки льда свет тоже притушают, а на лёд выпускают символ клуба и города медведя.
Естественно, он одет в свитер Локомотива, на шее повязан шарфик Локомотива, а в руках флаг Локомотива. Ну кто бы сомневался. Превед, медвед!
Как вы, наверно, заметили, свет тухнет постепенно, и ближе к кульминации (это объявление диктора «Добрый вечер, уважаемые болельщики! Сегодня ») трибуны погружаются в кромешную тьму. А до кульминации на первой трибуне находится заводящий ви-джей (конечно же весь в атрибутике Локомотива) и нагоняет клубного патриотизма, пытается завести трибуны. Обычно это какая-нибудь кричалка вместе с болельщиками или перекличка-расчёт секторов на «первый-второй».
После речи диктора принято запускать на видеокубе какой-нибудь красивый, динамичный и современно сделанный ролик о Локомотиве (меняются ролики довольно часто, примерно раз в домашнюю серию игр, не приходится весь сезон пялиться на одно и то же). Где-то в этот же момент на лёд выезжают «три-два-разы». Потом в кромешной тьме под лучами прожекторов объявляют выезжающих на лёд игроков, которые начнут матч, а за ними высыпают полные составы команд. И, как принято у нас, уже полные составы команд, выстроившись на синей линии, слушают гимн. На трибунах в этот момент болельщики подпевают и демонстрируют друг другу шарфики, опять же, как принято в Европе везде.
Эта фотка сделана на матче с Нефтехимиком.
В общем-то, о предматчевых шоу всё. Они могут быть сколько угодно красочными, но за столько сезонов постоянных походов на хоккей приедаются. Совершенно понятно, что каждую игру что-то новое придумывать нельзя (иначе пришлось бы создавать в клубе специальный отдел с большим количеством рабочих мест), да и ни к чему. В целом нагонять пафос перед матчем мы умеем неплохо.
Своды и видеокуб
В Нью-Йорке и то, и другое выглядит повнушительнее, что логично, учитывая вместимость дворцов. Кроме флагов США и Канады, под сводами находятся символические свитеры легенд Нью-Йорк Рейнджерс (с одной стороны) и баскетбольного Нью-Йорк Никс (с другой). Чтобы не вешать одним свитеры, а другим майки (несуразно получится), решили повесить просто полотна с номерами и фамилиями. Так же есть полотна с цифрами сезонов, в которых эти команды выигрывали что-нибудь значительное.
Лично я, как увидел этот видеокуб, сразу понял, насколько же у нас в Ярославле на самом деле он маленький. Здесь совершенно другое восприятие информации, как со средних размеров телевизора перейти на плазменную панель. Куб восьмигранный, на каждой грани полноценный огромный монитор. 4 главные грани транслируют матч, показывают время, счёт и, что интересно, количество бросков. Довольно удобно следить за статистикой бросков прямо во время матча.
А ещё удобнее на 4-ёх второстепенных, боковых гранях, следить за тем, кто в данный момент находится на льду.
Здесь американцы выше всяких похвал. Я просто сидел и кайфовал от того, насколько у меня много информации по игре прямо перед собой. У нас как-то всегда разрываешься между собственно просмотром хоккея и слежением за сочетаниями, статистикой, тренерской мыслью во время матча. В Америке разрываться и держать в уме ничего не надо, всё оно вот тут, на блюдечке, ничто и никто не уйдёт из виду. Казалось бы, добавили-то совсем ничего, а понимание скелета игры сразу выходит на новый уровень. После выхода из МСГ у меня совершенно не было скрытой потребности в перепросмотре матча по интернету (в России это часто бывает), вся игра была как на ладони. Очень, очень надо перенимать это у американцев.
Кроме того, зрители здесь могут писать СМСки, которые будут транслироваться во время матча.
Или в паузах участвовать в небольшой викторине по истории и настоящему Рейнджерс.
Видеокубы вообще сильная часть НХЛовских арен.
После такого, ярославские своды с видеокубом выглядят скромняжками.
Здесь мы видим множество красных рельсов, с двух сторон подвешены планшеты с прожекторами и видеокамерами (именно эти камеры снимают площадку и зрителей с самых разных ракурсов, давая режиссёру большой выбор интересных эпизодов), флаги ФХР, КХЛ, Ярославля, стран с представительством в Лиге, Ярославской области и МХЛ.
Кое-какая статистика по игре (количество бросков, штрафных минут, лидеры команд по проведённому на площадке времени) доступна лишь в перерывах.
А во время игры на основных экранах полностью транслируют хоккей, на боковых время, счёт и удаления.
Болельщики
В Нью-Йорке болельщики любят своих кумиров по-обычному, по-кузьмичёвски. С автографами, идолопоклонничеством и преданностью. В целом их можно похвалить.
Очень много людей ходят в разнообразных свитерах с абсолютно разными фамилиями.
Интересно, сейчас эта девушка болеет за омский Авангард? Знает о существовании такого хоккейного клуба?:)
Мне было очень приятно увидеть в толпе парочку Анисимовых. Поддерживают своих после заброшенных шайб они тоже очень неплохо.
Слаженно и громко. Заметьте, это треть стадиона.
А в целом народ на трибунах разношёрстный (много детей, девушек, женщин), позитивный и какой-то такой незаморачивающийся и стабильный в своих взглядах, это чувствуется. В общем, американцы. Радует, что и у нас таких всё больше и больше. Я бы даже сказал, что в Ярославле такой контингент хоккейно-ориентированных преуспевающих людей уже сформирован. От людей в клубных свитерах тоже приятно рябит в глазах. Симпатичных девушек, интеллигентных мужчин, детей среди хоккейного населения Ярославля - тоже много. На футболе у нас всё же намного больше совковых ворчащих мужичков-истеричек или дерзкого пиво-семки-зрелищного быдла. Это одна из причин, по которой на футбол в Ярославле ходить менее приятно.
Впрочем, с футбола сюда тоже понагнали стоячий, типа фанатский, сектор. Вон они, черлидерш закрывают.
Хоккеисты же считают частью своей работы поблагодарить болельщиков. В Нью-Йорке более охотно.
В Ярославле менее, по описанным выше причинам.
Уходим с Арены
Что повергло в шок в МСГ - это нахождение в толпе на выходе из дворца. Сделал несколько некачественных фоток этого безобразия.
И это при том, что я пошёл на выход не с основным потоком, а попозже, ибо хотелось ещё побывать в «Гардене». Вроде бы и все дополнительные выходы открыли, но всё равно не очень приятно. Сказалась узость коридоров и эскалаторов. На мгновение даже ощутил себя спускающимся в московское метро в час-пик.
А ещё не забываем, что на матч пришла лишь треть стадиона. Что же тут бывает при аншлагах?
Впрочем, ближе к выходу уже полегче дышать.
Выход из «Арены-2000» как-то и не приходило в голову никогда фоткать. Чаша пустеет за 3 минуты, дополнительные выходы все открыты. После приветствия игроков (когда основные потоки уже покинули чашу) выход на улицу занимает, ну, может минуты две. Всё очень быстро и легко.
В этом плане (а исходя из этого, и в плане безопасности) «Арена-2000», как мне видится, обыграла «Гарден» всухую.
Прочее
Обратим внимание на другие примечательные детали. В Нью-Йорке, да и вообще в НХЛ, в паузах на лёд выезжают специальные сборщики снега. Лёгкая и интересная работа у парней, между звёздами хоккея снег возить.
В перерывах всегда что-то происходит, нету ощущения бездействия. В первом перерыве, например, высыпали на лёд будущие рейнджеры, красные крылья, островитяне, лётчики, утки, хищники, звёзды, акулы, короли, молнии, пингвины, ураганы, пантеры, чёрные ястребы и так далее, показывать своё мастерство. Дети из какой-то частной нью-йоржской хоккейной школы (своих хоккейных школ у клубов НХЛ нет, в Северной Америке все спортивные школы частные, воспитывают игроков и продают их в разные клубы, получая за это неплохие деньги) в белых и чёрных свитерах, никакого намёка на принадлежность к Рейнджерс. Да и нет этой принадлежности.
А во втором перерыве на лёд вышли трое мужчин вот в таких вот костюмах шайб, участвовать в потешном забеге.
Суровый американский юмор.
После игры, когда все хоккеисты уже покинули лёд, обязательно объявляют трёх звёзд матча. Эти игроки потом выкатываются на площадку на бис, под аплодисменты толпы.
Театр, шоу, что вы хотели.
В Ярославле хотелось бы отдельно остановиться на чирлидершах. Это группа поддержки «Грация».
В обоих дворцах работает по две одинаковые машины для заливки льда. Американская рекламирует «Быдлайт».
Ярославская официальных партнёров КХЛ и саму Лигу. Уныло это. А раньше, помню, машинки представляли из себя такие игрушечные паравозики, было креативное оформление. Теперь всеобщая стандартизация. У нас теперь все заливочные машины в Лиге одинаковые что-ли? Интересно было бы узнать ответ на этот вопрос. (Нет, везде разные. Смотрим, например, Череповец - прим. В.)
Здесь, кстати, уже в Ярославле лёд кажется белее.:) На самом деле, разницы почти нет, всё зависит от настроек камеры и угла освещения. Ещё раз хочется обратиться к нашим телевизионщикам: делайте хоккей привлекательнее!
В целом же, быть многолетним хоккейным болельщиком в Ярославле приятно. Чувствуется принадлежность к достойному, уважительному, элитарному. И достоинству этому хочется соответствовать.
Я считаю, что наоборот: на такие города как Хабаровск молиться надо. Проще всего болеть за сильных, а 20 тыс. желающих посмотреть на аутсайдера - это сильно.
В регулярном чемпионате вместо мужичков в черных костюмах выходят девочки в костюмчиках с теми же лопатами.
Гимн вживую - это класс. Это отличная традиция. Намного интереснее унылой фонограммы. Один только этот гимн создает настроение. Стартовые пятерки это тоже намного интереснее, чем весь состав. Когда объявляют весь состав ты просто перестаешь слушать и реагировать. А пятерку очень живенько все подкрикивают и еще овациями встречают.
Лед в КХЛ отвратительный, а картинка и того хуже.
Сравнение двух стилей чисто шаблонное.
Чувствуется, что автор из Ярославля) Первую часть тоже читал.
Почему «наоборот»? Я разве против того, чтобы хвалить Хабаровск за его посещаемость несмотря на результаты? Напротив же, отметил в тексте этот город, его помешательство на хоккее, только лишь отличия от помешательства в Ярославле привёл. Они же есть, и их причина - в титулованности команд.