Точка отсчета
Первыми фамилиями, прозвучавшими 13 июня 1987 года на детройтской Джо Луис Арене, принимавшей тот драфт, ожидаемо стали Тюржон и Шенахан. Эти двое по всем прогнозам были фаворитами и отправились в Баффало и Нью-Джерси соответственно. Фамилия же хоккеиста, ставшего в итоге самым результативным (это медицинский факт) и просто самым лучшим (с этим утверждением мало кто осмелится поспорить) представителем "класса 1987", прозвучала только ближе к концу первого раунда. Команд НХЛ, а соответственно, и пиков в каждом раунде, тогда было всего 21, и под №15 Квебек Нордикс выбрали нападающего клуба Западной хоккейной лиги Swift Current Broncos Джо Сакика.
В преддрафтовом рейтинге Центрального скаутского бюро НХЛ Джо занимал 10-ю позицию, а в числе его слабых мест называли медлительность, небольшие габариты и средний уровень катания. Интересно, что Нордикс потратили на него свой второй по счету выбор в первом раунде. Под своим "законным" пиком №9 они выбрали талантливого атакующего защитника Брайана Фогерти, которого одно время называли не иначе как "новым Бобби Орром". Однако его карьера, как в общем, и личная жизнь, сложилась печально. Если вам интересны подробности, то об этом уже писали на sports.ru. Таким образом, сделав выбор в пользу Фогерти, Нордикс всерьез рисковали остаться без Сакика. Но к счастью, следующие пять команд тоже проигнорировали Джо, а Квебек тем временем выменял пик №15 у Вашингтона. В столицу США отправились находившийся тогда в отличной форме бомбардир и провокатор Дэйл Хантер, а также голкипер Клинт Маларчак, который в течение двух предыдущих сезонов был первым номером команды. Нордикс, в свою очередь, кроме пика получили также форвардов Гаэтана Дюшена и Алана Хэйворта, в итоге не оставивших сколько-нибудь значимого следа в истории клуба.
В интервью Washington Post тогдашний генеральный менеджер Кэпиталс Дэвид Пойл (тот самый, который уже долгое время занимает аналогичную должность в Нэшвилле) заявил, что очень доволен сделкой. Пойл назвал Хантера одним из лучших игроков лиги, умеющим завести команду, выполнять рутинную работу и добиваться побед любой ценой. Пойл также признался, что обмен вполне мог и не состояться. Решающим фактором стало заявление основного вратаря Вашингтона Боба Мэйсона о том, что он не собирается продлевать контракт с клубом. Именно это вынудило Пойла попросить Нордикс включить в сделку вратаря Маларчака. Стороны ударили по рукам за несколько минут до того момента, когда Кэпиталс нужно было делать свой выбор. Интересно, что сезон 1986/1987 стал первым, в котором Мэйсон был основным вратарем Кэпс. Он перейдет в Чикаго, где один сезон отыграет поровну со своим сменщиком и больше никогда не будет первым номером. Мэйсон завершит карьеру, имея на счету всего 145 матчей в НХЛ.
Тем не менее, этот обмен едва ли можно считать однозначно невыгодным для Вашингтона. В лице Хантера Кэпиталс получили действительно классного игрока и настоящего лидера, прослужившего им верой и правдой более 10 лет. К тому же неизвестно, кого бы они сами выбрали под №15, а ведь это могли быть, например, Брайан Дизли (№19, Калгари) или Питер Соберлак (№21, Эдмонтон), отыгравшие в НХЛ ноль матчей на двоих.
Что касается Джо Сакика, то он еще на год задержится в юниорской лиге и дебютирует в НХЛ 6 октября 1988 года. Довольно быстро Джо станет лидером и капитаном команды, а затем дважды приведет выбравшую его франшизу (правда, уже под другим названием) к триумфу в Кубке Стэнли. В его блестящей карьере будут также победы на Олимпиаде, Чемпионате и Кубке мира, шесть сезонов со 100+ очками в НХЛ и джентльменский набор индивидуальных призов: Конн Смайт, Харт, Лестер Б. Пирсон и Леди Бинг. А в качестве вишенки на торте - место в десятке лучших бомбардиров за всю историю НХЛ.
Напоследок давайте вспомним, а точнее, узнаем, кого некоторые клубы НХЛ предпочли Джо Сакику на драфте 1987 года.
Правый крайний Кит Осборн, выбранный Сент-Луисом под 12-м номером, провел всего 16 матчей в НХЛ, забросив одну шайбу. Вратарь Чикаго Джимми Уайт (№8) ни разу за карьеру не отыграл больше 20 матчей за сезон, а всего матчей в НХЛ у него набралось лишь 106. На счету выбранного Кингс под №4 защитника Уэйна Макбина - 211 матчей и 49 очков в НХЛ. Миннесота Норт Старс потратила свой 6-й пик на форварда Дэйва Арчибальда. Сходу попав в НХЛ, за первые два сезона он набрал 66 очков - больше половины того, что ему удастся набрать за всю карьеру. Крис Джозеф (№5, Питтсбург), Джейсон Мор (№10, Рейнджерс) и Ив Расин (№11, Детройт) провели в НХЛ по 400-500 матчей, что тоже нельзя считать удовлетворительным результатом для игроков, выбранных столь высоко. Бывший тренер фарма Эвеланш Дин Ченовет тоже был выбран тогда раньше Сакика - здесь отличились Айлендерс, забравшие его под №13. Дина называли "очень жестким защитником с характером", однако, эти качества не слишком пригодились ему в главной хоккейной лиге - всего 241 матч в НХЛ и завершение карьеры в 30 лет. Кстати, на тренерском поприще он также не преуспел - за четыре года под его руководством фарм Эвс ни разу не вышел в плей-офф.
В следующих раундах были выбраны такие парни как Эрик Дежарден, Джон ЛеКлер, Мэттью Шнайдер, Тео Флёри, да и ещё много благородных донов с менее звездными именами, но с весьма неплохими карьерами.
9 же человек из 21, выбранных в первом раунде, не оставили практически никакого следа в истории. Половина. Двое из этих девяти не сыграли ни одного матча в НХЛ.
А говоря о Джо, он конечно же велик и #1 того драфта.