Григорий Панин: Нет такого, что ты можешь насытиться, выиграть и потом почивать на лаврах
Публикуем вторую часть разговора Григория Панина в эфире «Спорт ФМ». Первую часть вы можете прочитать здесь.
– Переходим к рубрике «Блиц-вопросы». На эти вопросы надо попытаться быстро ответить. Первый вопрос: любимый фильм?
– «Начало».
– Любимая книга?
– Книги Дэна Брауна.
– Любимый напиток, кроме воды?
– Кока-кола. (смеется)
– «Зеро» или обычная?
– Обычная. Иногда можно себе позволить.
– Любимое блюдо?
– Суши, скорее всего. С лососем и угрем.
– Есть ли любимый клуб в НХЛ?
– В НХЛ нет любимого клуба. (смеется)
– Как относишься к киберспорту?
– Положительно. Иногда в течение сезона играю в Counter-Strike.
– Без чего не можешь обходиться в поездках?
– Без зарядного устройства для телефона.
– Твой жизненный принцип?
– Стоп. (смеется) Стоп-игра. (смеется)
– Хорошо, следующий вопрос. Любимая марка автомобилей.
– «Мерседес».
– Какое качество больше всего ценишь в людях?
– Порядочность.
– А какое, наоборот, больше всего не нравится?
– Не нравится, когда предают.
– Какое качество не любишь в себе?
– Не люблю порой чрезмерные доброту и доверчивость.
– Как выглядит твой идеальный выходной день?
– Активно. Я должен заниматься какими-то вещами. А если это длительные выходные, то восхождение в горы, я очень это люблю.
– В своем инстаграме ты часто выкладываешь фото с детьми.
– Я всегда стараюсь при каждой возможности проводить время с детьми, очень сильно их люблю.
– Что такое «счастье»?
– Счастье для меня – это семейный очаг, домашний, крепкий.
– Хоккей – это…
– Жизнь.
– Есть ли ты в социальных сетях?
– В инстаграме есть, panin_57. Еще в фейсбуке есть, но там у меня минимальная активность.
– Возвращаемся к хоккейным вопросам. Из Ярославля вопрос: «Ударить Козуна – это былатренерская установка?»
– Нет. Я могу разъяснить ситуацию с Козуном. Я развернулся после момента с Тальбо, увидел, что на меня едет Козун, и его руки пошли в мою сторону. Но так как я оказался повыше и порезче, получилось так, что я первый его ударил. Но он тоже мне попал. На видео, к сожалению, этого не видно, и никому уже это не интересно, но факт остается фактом. Так же мог и я пострадать, если бы не выставил руки. Не хотел ни в коем случае нанести травму. Я извиняюсь перед ним.
– Чего ждать от СКА? От кого в этой команде исходит главная угроза?
– Да там у них от каждого звена угроза исходит. Все прекрасно видят Ковальчука, Дацюка, Шипачёва, Дадонова. Того же Гусева, который сейчас очень хорошо раскрылся в плей-офф. Он и в сезоне отлично играл, молодец парень, прогрессирует. Такими темпами он поедет в тройку к Панарину и Кейну.
– Вопрос есть по судейству. Понятно, что критиковать нельзя, потому что оштрафуют. Для кого-то это серьезная сумма, для кого-то не очень…
– 300 тысяч. За то, что критикуешь судей, не важно, какой подтекст.
– Вот скажи, пожалуйста, есть ли действительно какие-то претензии к арбитрам?
– К арбитрам всегда есть претензии.
– Вот у нас почему-то, когда команда проигрывает, не предъявляются претензии ни к себе, ни к своей игре, а виноватыми оказываются судьи или еще кто-нибудь.
– По большому счету, это себе такая слабинка дается. Но это по горячим следам. Потом, когда начинаешь копаться и смотреть, то прекрасно понимаешь, что судьи ни при чем. Если ты забиваешь, отдаешь, команда выигрывает, то нет никаких претензий к судьям, как бы они ни судили.
– А сейчас ты следишь за плей-офф КХЛ?
– Такого, чтобы прям смотреть матчи, нет. Захожу в приложение, смотрю опасные моменты, голы – мне этого достаточно.
– А матчи НХЛ смотришь?
– Так же, в приложении смотрю подборку хайлайтов за неделю.
– И на что обращаешь внимание?
– На то, что у них там красивый, раскрепощенный хоккей с обилием силовых приемов.
– Вопрос по поводу площадок. На каких тебе больше нравится играть – на наших, европейских, или североамериканских?
– Основная масса наших площадок – большие, и когда ты приезжаешь на арену, где площадка маленькая, очень интересно играть. Все решения быстрее принимаешь, до ворот ближе, до игрока ближе. Мне по душе больше американские коробки.
– Сейчас спортсмены, завершившие карьеру, часто снимаются в фильмах. Например, Дэвид Бэкхем выложил фото со съемочной площадки нового фильма Гая Ричи «Меч короля Артура». А у какого режиссера, в какой роли и каком жанре хотел бы сняться ты?
– Наверное, в какой-нибудь драме. Хочется какого-то спокойного действия: разговоры, люди – и потом что-то происходит. Все же фильмы сейчас с хэппи-эндом, мы привыкли к этому. А мне хочется, чтобы начиналось все хорошо, а закончилось печально.
– Может, после карьеры хотелось бы стать тренером и выиграть Кубок Гагарина?
– Нет, точно нет. После спорта надо переключаться на что-то другое.
– Карьера любого спортсмена рано или поздно заканчивается. Понятно, что у тебя сейчас ее пик, но все же, не появлялись у тебя мысли о том, чем бы хотел заниматься после нее?
– У меня есть мысли, и я уже двигаюсь в этом направлении, но пока оставлю это при себе. Я хочу получить еще одно образование, которое поможет мне в будущем. Пусть это будет недвижимость, пусть это будут какие-то IT-проекты, пусть это будет сфера спортивного управления. Для последнего у меня есть образование. И вот потихоньку я в этих направлениях двигаюсь.
– Андрей Назаров какое-то время выпускал водку под своим брендом. Кто-то занимается строительством, кто-то открыл автосалон, в котором продаются автомобили твоей любимой марки…
– Молодцы. Они планировали, чем будут заниматься после хоккея, и в итоге у них это получилось.
– А какое у тебя образование?
– У меня есть юридическое и по специальности «Менеджмент и управление в сфере спорта».
– То есть, потом ты откроешь юридическую контору, станешь хоккейным агентом…
– Вполне возможно, я этого не исключаю. Потому что сейчас я вижу достаточно много пробелов в современном взаимодействии агентов с клубами. Они потихоньку движутся к тому, как это выглядит в Северной Америке. Когда агент тебе становится вторым папой.
– У нас тоже есть такие агенты.
– Да, есть, но как-то они все равно в тени находятся.
– Есть такие агенты, которые говорят больше, чем сами игроки.
– У них род деятельности такой.
– В НХЛ агенты редко много говорят. Они там решают именно проблемы игрока и выступают в его интересах. А здесь они конечно тоже выступают в интересах игрока, но, скорее с позиции силы…
– Это еще и от агента зависит. Его основная работа – переговоры. И грамотный агент может привести кучу доводов по поводу и тактики, и как этот игрок в нее впишется, и под какого тренера, и под какие задачи.
– Раз мы затронули эту тему, продолжим. Ты – игрок, видишь эту систему изнутри: взаимоотношения менеджеров с тренерами, внутреннюю кухню. Нет такого желания – попробовать себя в будущем в роли генерального менеджера?
– Хочется, конечно, но это тернистый путь. Поживем – увидим.
– Еще вопрос от болельщиков: «Что нужно, чтобы клуб из ВХЛ попал в КХЛ?»
– Хорошее финансирование нужно.
– Вот сейчас очень распространена ситуация: если губернатор, к примеру, увлечен хоккеем, команда появляется в КХЛ, меняется губернатор – и клуб пропадает. Это нормальная ситуация?
– Судя по всему, для нашей действительности это нормально.
– Пошли такие, провокационные вопросы.
– Очень провокационные.
– Сейчас идет разговор о сокращении лиги. Для тебя 60 матчей – это нормально?
– Я бы даже увеличил количество матчей. Чтобы сократилось количество тренировок по ходу сезона. (смеется) Если серьезно, то лучше играть. Если будет больше игр, то тренировочный процесс будет построен немного в другом ключе.
– Начало сезона в августе – это нормально?
– Вполне нормальная ситуация. Нет такого, что хочется начать 7 или 8 сентября. Мы собираемся в начале июля, полтора-два месяца готовимся.
– Собираться за два месяца и потом тренироваться – нормально для тебя?
– Для определенного количества игроков это нормально. Потому что все приходят в команду по-разному подготовленными. Чтобы хоккеист вышел на пик, или вышел, ушел в пике, а потом обратно вернулся, требуется как раз это время.
– Ты приезжаешь на сборы подготовленным?
– Это вопрос профессионализма. Не скажут же: «Панин, ты готовый приехал, молодец, можешь приезжать за две недели до начала чемпионата. А вот вы, ребята, кто с лишним весом пришел, давайте-ка поработайте».
– Интересная ситуация. Все же деньги хотят получать, и получают. А прийти подготовленными к началу сборов не у всех получается.
– Я повторюсь, это вопрос профессионализма, отношения к работе. Но сейчас основная масса игроков приходит более-менее подготовленной. Главный вопрос – кто как готовился. И кому сколько нужно для того, чтобы форму набрать. Есть игроки, которым в принципе можно не готовиться, он выйдет и так сыграет, на мастерстве. Есть такие, мы их знаем. Но если ты профессионал – ты в любом случае будешь готовиться.
– Ты родился в Караганде, продолжал свой хоккейный путь в Тольятти. Не задумывался о том, чтобы завершить карьеру в «Ладе»?
– Сейчас таких мыслей нет. Каждый год, в каждой команде, в которой оказываешься, ты хочешь стать чемпионом. Без обид, но все прекрасно понимают, что сейчас «Лада» борется за попадание в плей-офф. А мне нужна команда, которая борется за Кубок Гагарина. Это основной критерий.
– Последний вопрос. Ты дважды выигрывал Кубок Гагарина. Для тебя важно стать трехкратным его обладателем?
– И трех- и четырех- и пятикратным. Нет такого, что ты можешь насытиться, выиграть и потом почивать на лаврах. Каждый день – это преодоление больших трудностей на пути к вершине.