4 мин.

Профессор хоккея. Реквием по Сергею Наильевичу

Максим Александров и его текст в память о Золотом человеке, каким был Сергей Наильевич Гимаев.

Идет примерно семидесятая минута дерби «Локомотив» - «Спартак». Нет пока на поле чего-то такого, от чего нельзя оторвать глаз. И в этот момент решил: дай-ка гляну новостную ленту ВКонтакте, может, есть какие-нибудь интересные новости. Футбола ли, политики – для меня это неважно. Листаю, листаю, и тут меня просто разорвало. От шока, естественно. Мол, умер Сергей Гимаев. Да не может быть, думаю про себя. Наверное, это просто глупая, тупая шутка. Ну, или просто бездарный интернет-инсайд. Ибо отказывался верить всему написанному. Категорически отказывался!

Да и если посудить – ну что может произойти с Наильевичем? Он же глыба! Здоровенный во всех смыслах человек! Тем более, не было в последнее время никаких новостей о том, что эксперт жаловался на здоровье. А это, как ни крути, еще один повод не доверять липовой новости с интернета. Желтизна же.

Спустя десять минут захожу на «Спорт-Экспресс» и «Советский Спорт». И новость – не стало Сергея Гимаева… В то, чего я не верил даже гипотетически, пришлось поверить. Во многом – от безысходности. Не стало того, благодаря кому ты тянулся к хоккею, как к своему родному, любимому. Даже если он, хоккей, не твой родной и любимый. Вот я, признаюсь, один из таких людей.

Нет, вид спорта уважаю. Смотрю, правда, только во время Олимпиады, да чемпионата Мира. Помнится, хотели меня когда-то втянуть в хоккей. И даже наиграть на позиции крайнего форварда. Но с катанием была беда. Она и сейчас есть – и этого тоже отнюдь не скрываю. Возможно, не мое это – хоккей. Вот футбол, да – для меня страсть, любовь с первого взгляда. Именно поэтому столь патриотично отношусь к нему. И вот Наильевич – тоже Патриот. Только хоккея.

И это – не просто красивые слова. Он доказывал делом свою любовь: когда играл, тренировал, работал на телевидении. Каким Гимаев был игроком и тренером – решайте для себя сами. Я же, в свою очередь, не пойду против дедушки, заставшего, в отличие от меня, хоккеиста Наильевича – крепкого, грамотно играющего в обороне. Зато застал Гимаева как эксперта и комментатора.

Знаете, любой матч с его комментарием – это большая победа. В первую очередь, для зрителей, для простых любителей хоккея (таких, как я, например). Когда слушаешь Гимаева, ты невольно чувствуешь себя студентом, сидящим на очередной интересной лекции у интересного преподавателя. Вот Наильевич для меня, зеленого – это профессор хоккея, который дает как раз умный, интересный, а главное – поучительный материал. От которого или глаза становятся по пять копеек, или ты просто витаешь где-то в облаках, в другом измерении.

Что цепляло и притягивало меня – это подача того самого материала. Да, он интересный. Второе – искренность и честность в его словах, порой резких. Но в них было видно, как Наильевич глубоко переживал за отечественный хоккей, за наших игроков, постоянно говорил о проблемах. Просто потому, что он не из тех людей, деливших что-то или кого-то на главное и второстепенное. Для него все равны. Ну, а его «епт» или «бл*» в конце каждой фразы – это уже народный фольклор. Третье – авторитет. Уж если меня и интересует чье-то мнение о хоккее, то только Наильевича, который и разложит все по полочкам, и объяснит, что да как – красиво, интеллектуально. Как футбольному человеку, сразу же приходит на ум Александр Бубнов. Ибо для обоих нет любимчиков, да и говорят о своем от чистого сердца, с душою.  

Вот я пишу, жду майский чемпионат Мира в Кельне и Париже. Жду голос Наильевича – его комментарий, разбор игры. Но, похоже, для меня, обыкновенного зрителя, чемпионат уже завершен. Потому что любое крупное соревнование без участия Гимаева, так и наоборот – это уже не хоккей. Которому, в свою очередь, Наильевич посвятил всю свою жизнь – он родился будто на ледовой площадке и умер, увы, тоже там. Тяжело осознавать, что мы потеряли икону. А вместе с ней – и нашу хоккейную аналитику, Большим мастером которой был, несомненно, Сергей Наильевич.

И я горжусь тем, что слушал его репортажи, чувствовал его боль за наш хоккей. Не забуду и его золотой репортаж с Квебека 2008-го, после которого страна, не побоюсь этого слова, гуляла, чувствовала себя счастливой – ведь спустя пятнадцать лет (вдумайтесь только - пятнадцать!), наша сборная выиграла мировое первенство – во второй раз в новейшей истории. И первый – в двадцать первом веке. Это было незабываемо и это не передать словами. Как и ту боль, что испытывают сейчас все поклонники хоккея.

Спасибо Вам за все, Сергей Наильевич! Нам будет не хватать Вас!

Твиттер