История одной маски... вратарской
От себя:
На сей раз решил окунуться в историю, и вас окунуть материалом о появлении и эволюции вратарской маски.
Материал написан не мной, а взят вот отсюда http://www.kuznya.net/fan/media/text/maski2/maski2.htm, но думаю, что вы простите мне копипаст, ибо материал действительно интересный.
Вступление.
Маска у хоккейных вратарей появилась не так давно. И сразу же сделалась самой отличительной чертой вратарской амуниции. Вратари почувствовали себя уверенней. Но они навсегда закрыли от публики свое лицо, свои эмоции. Взамен получив защиту и способ самовыражения. Послушаем прославленного Владислава Третьяка: «Маска мощный психологический фактор. В ней себя чувствуешь более защищенно. И дело здесь не в килограммах стали и пластика. Наденьте на себя карнавальную маску миллиметр картона и прочей мишуры все: вы другой человек. Вы уверены в себе и защищены. Даже если в вас из пистолета стрелять, будете вести себя по-другому. Доля бесстрашия увеличится в несколько раз. Потому к маске, и вратарской тоже, привыкаешь. Без нее неловко и немного страшновато. Маска, конечно, защищает лицо, но его и скрывает, прячет твои эмоции. Нужно тебе это или нет, маска все равно это сделает. За это я ей сказать спасибо не могу. Просто потому, что у меня никогда на льду не возникало желания скрыть выражение лица. Кстати, и для мелкого хамства вроде показывания языка противнику это решетчатое преимущество я не использовал » Попытаемся проследить историю масок, их дизайна.
1. Они были первыми.
К сожалению, маска не дает полной гарантии безопасности. Травмы возможны даже при использовании современных технологий и материалов. Тем невероятней кажется картина из не такого уж далекого прошлого, когда масок у вратарей вообще не было. Да, тогда много чего не было, а многое было просто не принято. Сборная СССР дебютировала на Олимпиаде в велосипедных шлемах. Вратари играли в лучшем случае в шапочках или кепках, а чаще вообще безо всякого головного убора. И вот появляется маска. Кто же первый надел ее, кто решил, что это так просто защитить себя? Россия, как известно, родина всех слонов, но на этот раз первенство мы не оспариваем. Первая пластиковая маска была не наша. Мы свое слово скажем позже. Лавры первопроходца в этом вопросе отданы канадцу Жаку Планту. 1ноября1959 года голкиперу «Canadiens» в матче с нью-йоркскими Rangers шайба попала в лицо. Он покидает лед, и после наложения 7 швов возвращается на площадку в маске, которую изготовил сам из стекловолокна и резины. С тех пор эта самая маска стала сопровождать Планта на всех матчах.
Общественность негативно восприняла это «недостойное игры настоящих мужчин» нововведение. Реакция других вратарей Лиги была неоднозначной. Так, легендарный вратарь Терри Савчук, который был первым, кто стоял в воротах чуть присев и согнувшись, а также поставил рекорд по количеству одержанных побед, продержавшийся 30 лет, заявил в "Хоки Ньюс", что это революционное изобретение в области защитной амуниции всего лишь причуда. "Только потому, что Жак Плант носит маску, некоторые полагают, что она сильно помогает, сказал Савчук, игравший тогда в Детройте. - Но Плант хороший вратарь вовсе не из-за маски. Я профессиональный вратарь более 10 лет, и никогда не играл в маске. И я не вижу причин, чтобы начать играть в ней теперь." Плант возражал скептикам: Если вы прыгните с самолета без парашюта, можно ли это считать храбростью? И все-таки, спустя 3 года Савчук тоже надел маску. Он был вторым в НХЛ после Планта, кто сделал это.
Интересный момент во многих видах спорта требуется защита лица, т.е. необходимо придумать маску, наиболее подходящую для данного вида. (Тот же Плант мог покинуть лед в 1959 году, но, одев маску, простоял на страже ворот аж до 1975 года!) Мысль простая, так почему же хоккей ждал до начала 60-х? Ведь были и более ранние попытки внедрить новинку в экипировку вратарей. Истории известен один североамериканский голкипер - Клинт Бенедикт, игравший еще в 30-х годах прошлого века. Он, как и все его коллеги, постоянно получал травмы и в конце концов его терпение иссякло. В монреальском дерби 7 января 1930 года между Canadiens и Maroons великий Хоу Моренц сильнейшим броском попадает шайбой в нос и скулу голкипера Maroons Клинта Бенедикта. Этот случай подтолкнул Бенедикта к попытке изготовить защитную маску для лица, используя в качестве основы маску для американского футбола и шлем боксера для спарринга. Через пару игр Бенедикт отказался от этой маски, потому как посчитал, что большая и несуразная защита носа ухудшает ему обзор.
Со временем, возможно, Бенедикт и усовершенствовал бы свое изобретение, но вскоре после злосчастного эпизода дальнейшее использование вратарской маски стало для него неприемлемым: дело в том, что очередная шайба, попавшая Бенедикту в голову, поставила крест на его дальнейшей карьере. Неудача канадского вратаря усилила позиции скептиков, и долгое время никто не помышлял о масках. Увы, эти опыты по изготовлению и использованию вратарской маски не были занесены в анналы хоккейной истории. Хотя попытки создания защиты лица продолжались! Тот же Клинт Бенедикт после завершения карьеры стал тренером и менеджером одной из команд хоккейной лиги Великобритании. И вот там он встретил молодого вратаря Роя Мосграва родом из Виннипега. Этот парень вынужден был постоянно носить очки, и, чтобы играть в воротах, соорудил себе некую проволочную конструкцию на основе маски бейсбольного кетчера. История повторилась лет через 30. Молодой парень, а впоследствии знаменитый вратарь Тони Эспозито после травмы глаза помимо пластиковой маски применил дополнительно и проволочную сетку. Сколько пройдет времени, прежде чем люди додумаются до современной комбинированной маски А идея была рядом.
Но вернемся в 1959г. Делберт Лауч из Онтарио изготовил несколько примитивных масок, наподобие карнавальных, из кусков пластика и раздал вратарям НХЛ на пробу. Этими вратарями были Терри Савчук, Гемп Уорсли, Жак Плант. Представленные образцы вратарям не понравились. Больше всего нареканий вызывало запотевание лица, вызванного плохой вентиляцией маски и блики от ламп освещения, мешающие обзору.
Для своей первой маски Жак Плант взял за основу одну из масок Делберта Лауча, увеличил диаметр отверстий для глаз и более точно передал в форме маски очертания собственного лица, с тем, чтобы снизить вероятность возможного временного ослепления от ламп освещения. Такой маской он пользовался на тренировках, но в матчах регулярного чемпионата Плант никогда ее не надевал, т.к. она не обеспечивала необходимой защиты в лобной части, носа и глаз. Первая маска, в которой Плант предстал на публике, представляла собой кусок плотного пластика с отверстиями для глаз и нижней части носа. В дальнейшем Плант изготовил новую маску, в стиле «кренделёк»(переплетения ее напоминали крендельки). Вдохновил его на это Кен Драйден, уже выступавший в похожей маске в одном с Плантом клубе, в Montreal Canadiens.
Изначально маски изготовлялись из стеклоткани и были либо коричневатые, некрашеные, либо чисто белыми. Но простой белый цвет многим казался примитивным. Первым голкипером, разукрасившим свою маску, был Джери Чиверс. В течение сезона 1966 года Чиверс стал отмечать следы от попадания шайбы и клюшек соперника. Маска стала выглядеть все зловещей, но шрамы, как известно, украшают мужчину.
Первый вратарь, вышедший на лед в цветной маске, был Дуг Фавел из Philadelphia Flyers. В ночь на Хеллуин его товарищи по команде шутки ради раскрасили его маску в ярко-рыжий цвет. Этот цвет напоминал праздничную тыкву-ужастик.
А вот в раскрашенной в цвета клуба маске впервые появился голкипер NY Islanders Глен Реш по прозвищу Чичо. Эту же маску можно считать первой художественно раскрашенной. А покорпела над ней студентка художественного колледжа Линда Спинелла. На белой маске работы Эрни Хиггинса она изобразила остров Манхэттен и буквы NY.
Впервые на Олимпиаде (а на Олимпиадах тогда разыгрывался и чемпионат мира) вратарь вышел в маске в 1936 году, в немецком ГармишПартенкирхене. Это был японец Т. Хонма. Японцы, кстати, тогда дебютировали на олимпиадах. А чемпионами стали англичане!
В СССР маска появилась в 1962 году на многострадальном лице Анатолия Рагулина, вратаря воскресенского "Химика", брата знаменитого защитника ЦСКА и сборной СССР Александра Рагулина. Однажды на тренировке шайба угодила ему в бровь. Врачи вынесли приговор: повреждена глазная мышца, и нормальное зрение не восстановить. С хоккеем придется заканчивать. Но тренер "Химика" Николай Эпштейн уговорил Рагулина встать в ворота. Анатолий понимал, что лицо надо защитить, потому что даже малейшая травма могла привести к тяжелейшим последствиям. Словом, нужна маска. Но как ее сделать? Рагулина выручил знакомый специалист по ракетным двигателям. От металлического бюста Жданова в натуральную величину специалист по двигателям ножовкой отпилил голову, распилил ее вдоль, затылочную часть отбросил, а на лицевой на месте глаз, ноздрей и рта высверлил дырки. Маска готова! Рагулин не запомнил имени умельца, так что первая в истории советского хоккея маска осталась безымянной. А суровая публика приклеила к Рагулину ярлык «трус» Вот так вот.
2. В маске и без...
Старые фотографии сохранили для нас лица вратарей, игравших без масок. Многие все же признавали разумность применения этой защиты, ну а некоторые держались до последнего. Прекрасный вратарь 60-х, защищавший ворота сборной СССР и горьковского «Торпедо» Виктор Коноваленко долго не хотел надевать маску. Но в 70г шайба все же угодила ему в лицо, он получил серьезную травму, и доигрывал свой вратарский век (еще два года) в маске.
Но были ли те первые, примитивные маски вполне надежными? Конечно же, нет. В том же 1970 году в финале кубка Стэнли могучий Boston Bruins встречался с St. Louis Blues, ворота которого защищал Плант. Во втором периоде первой встречи финала Фред Стенфилд с размаху бросил шайбу по воротам. Срикошетив от Фила Эспозито, шайба попала в лицо Планту, сломав маску. Плант потерял сознание и был вынужден досматривать оставшиеся игры плей-офф на больничной койке с аппаратом искусственного дыхания.
Находясь в больнице, Плант задумался об усовершенствовании конструкции маски, с тем, чтобы она могла выдерживать прямое попадание шайбы. Он пришел к выводу, что такая маска должна иметь ребра жесткости на лбу образующие единое целое с носовой частью. Такие ребра должны были обеспечить защиту от попадания шайбы и предохранить от прямого воздействия попадания шайбы. Кроме того, он уделил особое внимание защите ушей. Плант создал свою фирму по изготовлению масок, Fibrosport. Маски тестировались путем обстрела шайбами из пневматической пушки со скоростью 120 миль в час. От таких испытаний страдали только шайбы
Жак Плант был великолепным вратарем,(одних только призов лучшему вратарю НХЛ, «Везина трофи», он собрал аж 7 штук ! ) играл долго, и даже на старости лет (сезон 1974-75) поиграл годик в ВХА, в Эдмонтоне.
В конце концов, всё хоккейное начальство признало необходимость масок для вратарей. В октябре 1978 года Канадская Ассоциация Стандартов объявила маски обязательным атрибутом вратарей. Европа ввела такое правило еще раньше. Маска даже повлияла на стиль игры вратарей. Многие из них стали играть, низко присев, не опасаясь за лицо, которое находилось при этом ниже перекладины ворот, а значит, - на самой «линии огня». Но взгляните еще раз на лица этих подзабытых героев. Бесстрашие их будни, победа любой ценой их цель.
Некоторые вратари успели поиграть и в маске (причем иногда - в разных), и без нее
Но иногда вратарю приходится настолько туго, что даже маска не выдерживает!
3. Мастера
Итак, Плант не остался в одиночестве, другие вратари подхватили его инициативу. Стали появляться мастера по изготовлению масок. Вспомним пару - тройку имен этих ремесленников, внесших свой, хоть и не большой, но интересный и симпатичный камешек в основание индустрии хоккейной экипировки. Поначалу маски изготовляли паяльщики, дантисты и рабочие из гаражных мастерских. Затем за дело взялись сами вратари, как играющие, так и закончившие карьеру. Эрни Хиггинс первую маску сделал для своего сына, а в конце концов ею воспользовался молодой вратарь «Boston Bruins» Джерри Чиверс. До середины 70-ых годов маска Хиггинса оставалась такой же классической и престижной, как Cadillac в автомобильном мире. В этой маске выступало огромное количество профессиональных и любительских вратарей. Хиггинс изготовил большое количество масок, основным отличием которых были треугольные вырезы на щеках и Т-образные отверстия на лобной части. Видимо, Хиггинс стал первым профессиональным производителем хоккейных вратарских масок. Позднее Хиггинс увеличил защитную площадь масок, прикрывавшую уши и лоб. По просьбе голкипера Bruins Эдди Джонстауна Хиггинс изготовил маску, позволявшую защитить большую часть головы. Ранние образцы масок Хиггинса имели прорези в лобной части, которые затем трансформировались в Т-образные отверстия: три вертикальных и четыре горизонтальных. Через некоторое время Хиггинс модернизировал маски, добавив смягчающие подкладки в области лба и щек. Некоторые более поздние модели масок имели треугольные вырезы по обеим сторонам маски. Определенно маски Хиггинса имели свои отличительные черты, в первую очередь, треугольные вентилирующие отверстия по бокам маски, придававшие ей устрашающий характер. Кроме того, за каждым куском пластмассы, выходившей из его рук, чудилось некое живое лицо. Кто знает, может быть, он нашел бы себя и в Голливуде В 1974 году свою первую профессиональную маску изготовил Грег Харрисон. Он был голкипером в команде университета Торонто и в низшей лиге в Барри. Харрисон был настоящим мастером создания масок, сочетавшим в своих работах мастерство ремесленника и художника. Он был учеником Роя Визерби, который научил его работать со стеклопластиком. Кроме того, Харрисон внес революционные изменения в конструкцию масок, усиливших их прочность. Он так же стал первым изготовителем масок, декорировавшим их не только с помощью логотипов и знаков. К середине 70-ых Харрисон стал ведущим производителем масок для профессиональных хоккейных вратарей. Его маски всегда отличались точностью работы: отверстия для глаз были всегда одинаковы. Качество обработки и симметричность масок всегда были на самом высоком уровне. Непревзойденный шедевр Харрисона, например, маска Жиля Мелоша из кливледских Баронов (ВХА).
В 1970 году Джим Хомут изготовил маску, схожую с маской Жака Планта. В течение последующих двух лет Джим стал производителем масок для вратарей региона Оттавы. Совместно с Плантом Хомут занялся усовершенствованием конструкции масок, добавив ребра жесткости в лобной части маски, переходящих затем в защитную линию носа. К необходимости таких нововведений Хомут пришел после случая с Жаком Плантом в играх плей-офф 1970 года. У его маски была повышенная прочность, усиленная ребрами жесткости. Так же как и Плант, Хомут использовал маленькие круглые отверстия для дыхания. Многие голкиперы предпочитали маски с большим отверстием в районе рта, но Хомут убеждал всех, что дизайн его масок имеет больше преимуществ, от которых им будет сложно отказаться. Его маски были действительно новаторскими, они затем стали образцом для подражания. Хомут потратил массу времени , изучая особенности стеклопластика. Еще больше внимания он уделил экспериментам и тестированию, пока , наконец, он не пришел к выводу, что он достиг наилучшего сочетания конструкции масок и качества материала.
Мишель Лефебр изготавливал не только хоккейные маски, но и вратарские щитки и перчатки. Лефебр был ведущим производителем масок для голкиперов в юниорских лигах в 70-ых годах. Его клиентами были Мишель Дион, Сен-Лоурен, Роже Вашон и другие.
Рой Визерби из Торонто с середины 60-ых до начала 70-ых годов изготавливал маски для вратарей профессиональных и любительских хоккейных команд. Визерби делал маски для Берни Парента, Дуга Фавела и Данка Уилсона.
Лефти Уилсон считается одним из первых проектировщиков и изготовителей вратарских масок. Будучи тренером Detroit Red Wings, Уилсон оставил свой уникальный след в истории дизайна масок. Как и большинство тренеров, он понимал, что в изготовлении экипировки для вратарей грядут революционные перемены. Его маски защищали только лицо, имели большие отверстия для глаз, были достаточно примитивны по конструкции, но, тем не менее, вошли в историю. Его маски состояли из пяти слоев стеклопластика, и стоимость их была около 35 американских долларов. Сегодня расписанный вручную вратарский шлем может стоить уже до 1500 долларов!
Как же делались маски? Для изготовления маски необходимо было получить слепок головы. Способ получения не доставлял особой радости их будущим владельцам. Ведь нужно было нацепить на голову женский чулок, обмазать его вазелином и дышать через предварительно вставленные в рот трубочки во время всей процедуры, дабы не задохнуться. Далее слепку придавалась форма маски и на него наклеивалась стеклоткань с помощью эпоксидной смолы. Когда заготовка высыхала, ее доводили до ума: обрезали края, вырезали отверстия, шлифовали и красили. Раскрашивать маски стали многие. Это было красиво, это было модно. Образцом же для художественных опытов считались маски Грега Харрисона. Его традицию продолжили Мишель Лефебр, Дон Малерба, Дон Страусс, Гэри Варвик, Эд Каберли. Прошло немало времени, прежде чем подобная кустарщина закончилась и производство масок, как и прочей амуниции, перешло на промышленную основу. Однако почерк художника неоценим и некоторые фирмы по производству спортивного инвентаря брали старых мастеров под свое крыло и те выпускали свои маски уже под известными брэндами. Джерри Райт, например, работал под эгидой ITECH. Вот еще маски, изготовленные Мастерами:
4. Эволюция
Итак, Плант вышел на лед в маске. Это был простой кусок пластика с отверстиями для глаз и носа. Затем появились новые маски, а значит, появилась и история их дизайна. Самый популярный стиль масок в 60-х годах носил имя стиль Cавчука, названного в честь одного из первых голкиперов, последовавших примеру Планта и одевшего маску. Впервые Савчук появился на публике во вратарской маске в сезоне 1962 года. Схожие по виду маски использовали Сезар Маньяго, Рой Эдвардс, Жиль Мело и множество их коллег. А изготовлял им маски Лефти Уилсон.
Вторым популярным стилем масок был «кренделек» («pretzel»). Многие североамериканские и европейские вратари пользовались подобной маской, напоминающей переплетение кренделей. Применялись и разновидности этих стилей, но суть их была одна. Маска была простой, как правда. Из-за того, что она плотно прилегала к лицу, в ней было множество отверстий для вентиляции. Поэтому прочность оставляла желать лучшего. И глаза, самая, уязвимая часть лица оставалась практически беззащитной.
Дизайнеры, подобно Лаучу, пытались сделать маску полностью прозрачной. Ветеран Джонни Бауэр, похоже, сам не очень верил в подобные эксперименты...
Маски продолжались совершенствоваться. Появилось два основных «классических» типа. Отличались они длиной подбородочной части и расположением отверстий. Сформировалось пластиковое «лицо», закрывающее большую часть головы, имеющее одно основное(не ярко выраженное) ребро жесткости вертикальное и несколько дополнительных, в лобной части. Отверстия для глаз овальные(у Джерри Райта шестигранные, но это - изыск), минимально возможные. Множество мелких круглых или треугольных вентиляционных отверстий. Часто выполнялось отверстие для рта.
Следующий тип маски - с вытянутой нижней частью, защищающей шею. Отверстия для рта в них не было. Увеличенная нижняя часть маски мешала смотреть вниз, она упиралась в нагрудник. Поэтому был применен дополнительный щиток на шарнирной подвеске.
Конструкция несовершенна, но нечто подобное живо до сих пор. Выглядит болтающийся на веревочке щиток несуразно, но ничего лучше пока не придумали.
Упомянутый выше Тони Эспозито помимо накладной сетки пытался прилепить к лобной части дополнительный козырек, закрывающий голову.
Голова целиком нуждалась в защите, и дизайнеры стали придумывать маски, закрывающие практически все уязвимые места. Получился гибрид шлема и маски. Очевидно, что он был неудобен, громоздок и плохо вентилировался.
Некоторые смельчаки играли и просто в шлеме.
Дизайнеры не стояли на месте и постоянно придумывали новые фасоны и раскраски. Порой дело доходило до курьезов...
А некоторые вратари предпочитали один и тот же рисунок, даже сменив клуб. Таким был, например, Денис Херрон.
Но вот пора, наконец, появиться на нашей сцене великому Третьяку. Его заслуга не только в трех золотых и одной серебряной олимпийских медалях (и прочих регалиях), но и в том, что он ввел моду на «маску Третьяка».
Шел 1972 год. Эта сетка, переплетающаяся не под прямым углом, а дугами, настолько пришлась к месту, что ее рисунок используется до сих пор. А называть такую решетку стали «кошачий глаз». Взгляните на уникальный снимок Третьяка с его первым опытом и на его «классическую» маску.
Но кто-то предпочитал и прямой рисунок решетки. Например, дублеры Третьяка по сборной Мышкин и Седельников.
Кроме рисунка решетки, конструкции этих шлемов-масок практически не отличались. Подбородочная часть была усилена стальной пластиной со смягчающей прокладкой. Маска Третьяка давала лучший обзор, а маска Мышкина (назовем ее так) лучше закрывала подбородок из-за своей овальной формы. Был еще один стиль решетки: прямая, накладная, высоко налезающая на шлем боковыми «рожками». Сетка могла расползтись и в стороны... Кроме того, для защиты шеи вратари применяли сетчатые или пластиковые же подвески. Форма их была различной от овала до полумесяца. Великолепная игра Третьяка стала превосходной рекламой для решетчатых масок. Ну и, конечно же, такая маска имела свои преимущества перед закрытыми: отличный обзор, практически полная защита головы, лучшая вентиляция. Были, правда, у нее и недостатки: шлем был связан с маской «намертво», а сам шлем застегнут на хлястик и было очень сложно вытереть пот и попить воды. Вскоре весь хоккейный мир признал маски «а-ля Третьяк». В НХЛ это произошло из-за несчастья с Джери Дежарденом (ему шайба попала в глаз) и других многочисленных травм вратарей. В октябре 1978 года Канадская Ассоциация Стандартов объявила маски обязательным атрибутом вратарей, причем сертификация распространялась только на шлемы-маски.
В 1979 году Берни Парент из Flyers, игравший в «пластике», был вынужден завершить карьеру, т.к. ему повредили глаз торцом клюшки. Причем, что обиднее всего, сделать это умудрился собственный защитник. Если бы Парент играл в «решетке», такое бы вряд ли произошло. Дело в том, что она отстоит от лица гораздо дальше пластика, и контакт глаза, по крайней мере, с шайбой исключен.
Стало очевидно, что эре пластиковых масок приходит конец. Великолепные яркие динозавры вымирали...
Восьмидесятые годы двадцатого века прошли под знаком масок-решеток, прикрепляемых к обычному игровому шлему. Шлемы эти не расписывались, лишь изредка на них наносились небольшие логотипы клуба, или делалась надпись о принадлежности к сборной. Впрочем, это касалось всех игроков команды. Решетки же мало чем отличались друг от друга. Дейв Драйден тем временем совершил очередную революцию, соединив «в одном флаконе» старое и новое. Он взял послужившую свое пластиковую маску работы Грега Харрисона, вырезал у нее лицевую область и помощью проволоки и паяльника создал первый прототип комбинированной маски. Шел 1977 год.
Революция долго оставалась незамеченной. Как же! В моду со скрипом входил «Третьяк», а тут какой-то самопал! Еще не известно, как он себя поведет! Повел он себя отлично. Комбинированная маска совместила в себе достоинства обоих стилей и с небольшими усовершенствованиями дожила до наших дней. И, судя по всему, проживет она еще немало. Рисунок решетки по-прежнему каждый подбирал для себя.
Однако и в простой «решетке» со шлемом (как ее называют в НХЛ, «птичья клетка») и сейчас играют некоторые вратари. Но их меньшинство. Сравнительно большая площадь поверхности шлемов-масок дало возможность художникам вновь задуматься о превращении таких масок в художественные шедевры.
Современная «комби» сочетает достоинство глухих объемистых масок с «кошачьим глазом», имеет затылочную накладку и удлиненную подбородочную часть. Толстые смягчающие прокладки обязаны воспринимать большие ударные нагрузки. Решетка съемная. На шлеме достаточно места, что бы изобразить все, что душе угодно. Эта конструкция пришлась по душе всем и теперь вратарские шлемы отличаются в основном расцветкой. Цвет решетки чаще всего остается «естественным», металлическим «хромом». Но встречаются и цветные решетки: синие, красные и даже золотые.
Отдельного упоминания заслуживает маска, в которой выступает вратарь Тим Томас («Boston Bruins», «Jokerit») Это сетка своеобразной формы, повторяющей форму комбинированного шлема в районе подбородка. Сам шлем тоже интересный.
Раскраска шлема (уже и маской-то это не называется!) удовольствие дорогое. Краски для этого применяются специальные. Во многих клубах вратарь по контракту и не имеет права выходить на лед в абы какой маске. За него решает руководство. Но многие все же пытаются выразить себя с помощью нестандартной раскраски. Вратарь Джеймс Сторр, играя в «LA Kings», разукрасил свою маску в японском стиле. Дело в том, что у него японские корни. Сзади на маске были нанесены инициалы матери, спереди ее имя на японском, а по бокам нарисованы драконы.
Рисунки современных масок разнообразны. Тут и города, и монстры, и музыканты, и герои фильмов...Очень популярны кирпичи. Дескать, «я стена!». Но кому-то это все не интересно и они выступают в простых однотонных шлемах. Что ж, это тоже говорит об их характере. А вот Рон Хекстол, к примеру, обожал менять рисунок на своем шлеме, как перчатки, не меняя тем не менее основного - символики. Видимо, наудачу. Удача его не подвела, когда он первым из вратарей НХЛ забросил шайбу в ворота соперника.
Некоторым вратарям довелось на себе испытать большую часть эволюции масок и поиграть в разных конструкциях и расцветках.
Что ждет нас в будущем? Неужели комбинированная маска это само совершенство и развитие самой отличительной части вратарской защиты на этом закончится? Возможно, конечно. Но думается, вместо решетки должен появиться сверхпрочный прозрачный пластик, обеспечивающий абсолютный обзор. Нечто похожее уже есть у полевых игроков, но у вратарей совсем другие требования. Вратарь снимает маску, и зрители наконец-то могут увидеть его усталое, счастливое лицо. Не забывайте и вы иногда снимать свои маски!