4 мин.

«Цыгуров был настоящим бригадиром, настоящим мужиком»

RussianHockeyStyle о великом тренере Геннадии Цыгурове – в воспоминаниях людей, его хорошо знавших.

«Человек с огромным сердцем»

Олег Выгузов, друг семьи Цыгуровых:

– Для нас хоккеисты были сопоставимы с людьми с другой планеты, с теми, кто играл в кино. Начали общаться два-три года назад – сначала по телефону, а потом в жизни, и я не слышал от него ни слова отказа. Очень закрытый человек, но с большим, с огромным сердцем. Знал много шуток и баек, а его фирменная цыгуровская улыбка навсегда останется в памяти.

Цыгуров был настоящим мужиком, бригадиром. Не зря он получил такое прозвище. Бригадир – это член коллектива. Его хоккейная жизнь была похожа на заводскую – рабочий процесс и требовательность, прежде всего, к себе. Он ставил задачу и требовал ее выполнения. Но при этом коллектив его любил. Не сказал бы, что Цыгуров был настолько авторитарным, насколько его пытаются представить. Строг он был только к тем, кто нарушал режим.

Он и есть челябинский хоккей, а челябинский хоккей – это Цыгуров. Любовь к Родине, к челябинскому хоккею он пронес через всю свою жизнь. Не зря это тренер, который больше всего проработал с «Трактором». Цыгуров принял команду, будучи молодым тренером и выводил на четвертое место.

Цыгуров не был золотым мальчиком. Есть тренеры, которым все легко давалось, их всех любили. Есть тренеры, которые работали только с сильными составами. Геннадий Федорович брался за любую работу и всегда достигал результата. После себя он оставил великих мастеров и самое ценное, что выше себя. Работал в юниорской и молодежной сборной России. Он воспитал целую плеяду игроков, вывел их в элитный хоккей – начиная от Вячеслава Быкова, заканчивая Андреем Поповым.

И он хотел жить. Очень. Он верил, что сможет выкарабкаться. Боролся как мог. Хотел быть с семьей и жить ради своих внуков.

2-z73-551e14a8-bf42-4a5d-b345-de947d4e3780

«Профессионал высочайшего уровня»

Марк Винницкий, бывший директор «Трактора»:

– Как тренер он все доказал и добился очень многого. Цыгуров это и неотъемлемая часть истории советского и российского хоккея. Профессионал высочайшего уровня, он знал о хоккее все, тайн для него практически не было. По почерку игры его команды всегда были узнаваемы, а на игроков у Геннадия Федоровича был настоящий нюх.

Цыгуров был очень начитанным человеком, любил цитировать великих людей – просил выписывать понравившиеся цитаты и постоянно вставлял яркие фразы в свои выступления. К каждой игре он подходил максимально скрупулезно, готовил индивидуальное задание для звена и отдельного хоккеиста. Его установки были всегда очень яркими, интересными и глубокими. Перед матчем рассказывал об истории противостояния, о сопернике, о каждом его звене, кто забивает, кто отдает, кто в какой манере любит играть, какие слабые и сильные стороны.

Чему должны учиться у него молодые тренеры? Быть требовательными, внимательными, чтобы не было никаких мелочей в работе. Быть независимыми и отстаивать свою точку зрения. При этом нужно уметь создавать условия для команды. Цыгуров всегда умел организовать коллектив, видел хоккеистов насквозь, находил им нужное место. Умению анализировать, смотреть вперед и выстраивать стратегию – вот чему у Цыгурова нужно учиться.

цыгуров

«Человек с сумасшедшей энергетикой»

Иван Савин, экс-защитник «Трактора»:

– Главное, что я могу сказать о Цыгурове, – это человек с сумасшедшей, мощнейшей энергетикой. Другого такого я не встречал. Именно эта энергетика позволяла ему бороться со всеми теми с трудностями, с которым он столкнулся в последнее время.

Цыгуров был идейным человеком – если что-то делал, то верил в это искренне. Очень положительные эмоции остались от той работы, которую мы делали вместе. После завершения своей карьеры я не обнимался ни с одним тренером. А с ним, как увиделись, обнялись сразу же, вспомнили те времена. Хотя, когда я был хоккеистом, Геннадий Федорович ругал почем зря. Но он сделал из меня настоящего игрока, как и из многих других. И я благодарен ему за такой толчок в карьере. После работы с Цыгуровым я поехал играть в Суперлигу, и, если бы не травмы, спортивная карьера бы сложилась совсем по-другому. Он закладывал в игрока физический, моральный, идейный фундамент.

Игрокам в его команде настраиваться лишний раз не нужно было. Весь год мы только и слышали: «Трактор», «Трактор». Более искренних патриотов клуба и Челябинска в городе найти было сложно. Мы прониклись его идеями и поняли, что являемся лицом легендарной команды. Геннадий Федорович для результата делал все. Мог выжать из любого игрока максимум.

Никто жестче, чем он, с игроков не спрашивал. Мы выходили со льда, и в течение часа не было сил снять форму, усталость была невероятная. Однако это было все во имя результата. К игрокам Цыгуров относился как к своим детям. Была отцовская забота – строгая, но справедливая. Никто на него сильно не обижался, все всё понимали. Цыгуров делал для своих хоккеистов все.