Почему Овечкин – главный хоккеист эпохи
Супергерой нашего времени.
В НХЛ большие проблемы с прозвищами игроков. Вот из хоккеистов прошлого можно собрать приличную команду супергероев. Мистер Хоккей, Ракета, Русская ракета, Финская вспышка, Доминатор – сразу представляешь, как под эпическую музыку Ханса Циммера эти парни вразвалочку идут спасать Землю от злобных инопланетных тафгаев (да, в ГХЛ тафгаи по-прежнему играют важную роль – собственно, в команды только их и берут).
А сейчас что? Джонатан «Капитан Серьезность» Тэйвс? Сидни «Хороший мальчик» Кросби? Макдэвид уже сколько лет на виду, а к нему и то ничего достойного не прилипло, кроме ужасного слова «Некстван», которое до Коннора человек пять успели поносить. Ладно, накинем эпохе полбалла за «Хосс Босса», «Чубакку» и «Хлебушка», но это явно другой уровень.
Точнее, одно все-таки есть. Мощное, настоящее, обязывающее. Вот только за десятилетия его смысл растекся по тысячам интервью и статей, растворился в других эпитетах и сравнениях. Александра Овечкина так долго и часто называли великим, что мы перестали считать это чем-то особенным. Попробуйте всмотреться в любое слово этого текста, прожевать его и разложить на буквы – секунд через 10 это слово в вашем сознании открепится от своего значения, вы перестанете понимать, зачем кто-то сложил буквы в такую несуразицу. То же самое и с Овечкиным: да, Александр Великий – ну и что?
Он идет на 40 голов и 70 очков – этот сезон называют провальным. Он набирает по очку за матч в плей-офф – его называют некубковым игроком. Он семь раз выбивал 50+ голов, попав на одну из самых малорезультативных эпох в НХЛ, – но какой в этом толк, если его фанаты плачут после очередного поражения в плей-офф? Толк, конечно, есть. Безоговорочное звание лучшего снайпера поколения или два-три Кубка Стэнли – нам понадобятся очень, очень точные весы, чтобы объективно определить, что важнее. Субъективно это не получится сделать никогда.
Сегодня Овечкин снова положил из левого круга вбрасывания в большинстве. Сколько было таких шайб – сто, сто пятьдесят, двести? Сколько раз его называли игроком одной точки – а он все продолжал и продолжал забивать. Не бойся бойца, который изучил тысячу ударов, бойся того, кто тысячу раз тренировал один единственный удар.
Символично, что свое тысячное очко Овечкин набрал в первой же смене, против Сидни Кросби. Постоянные сравнения, пересечения в плей-офф, погоня более молодого, но ломкого канадца за здоровым как бык россиянином – например, Кросби явно обгонит Овечкина по числу очков, да и тысячу заработает быстрее. Эти двое связаны чем-то похожим на предназначение, как бы высокопарно это ни звучало. Нам стоит надеяться, что так и есть, ведь тогда не избежать еще одной-двух встреч в борьбе на вылет. Их противостояние не стало таким же легендарным, как многолетняя битва Берда и Мэджика, например, но без соперника и Кросби, и Овечкину было бы сложнее пройти свой путь.
Что есть величие? Его очень редко можно почувствовать без точки отсчета. Мы как-то решили, что вот этот, этот и этот игроки – великие, и сравниваем претендентов-современников с ними. К примеру, мы точно поняли, что Леброн Джеймс стал великим баскетболистом, когда начал замахиваться на наследие Джордана. Мы уже обсуждали, что Овечкин забивает больше Гретцки с поправкой на общую результативность НХЛ в разные сезоны, но не это главное. Овечкин заставил нас поверить, что теоретически, с очень небольшой вероятностью, если очень сильно повезет, а здоровье не выветрится, он сможет забить больше Гретцки. Он заставил нас прикидывать оставшиеся сезоны, высчитывать, сколько еще лет Овечкину нужно забрасывать по 50 шайб за сезон (семь, не считая этого), со страхом ждать чистого чека из КХЛ. Свое место в Зале славы Овечкин получит не столько за цифры, сколько за то, что приблизился к мифу, увидел его – пусть и на другом краю огромного каньона.
Кросби это так и не удалось. Да, его сравнивали и будут сравнивать с Уэйном, но Сидни никогда его не превзойти – за добрую половину карьеры он не набрал и половины очков или голевых передач от показателей Гретцки. Вполне возможно, даже вероятно, Кросби проведет остаток карьеры удачнее Овечкина и займет второе место в истории хоккея.
Вот только Александр – Великий именно потому, что до сих пор держится в гонке за первое.
Фото: Gettyimages.ru/Patrick Smith, Rob Carr
Просто эпоха другая. Во времена Грецки забразывали двухзначное количество шайб в каждома матче почти. Отсюда и показатели.
А Ови любят не смотря на его путинизм. Любят как харизматичнейшего игрока. Да и просто Ови-игрок эпоха.
Никто о нем не забывает, все лишь восхищаются. Но это человек из другой эпохи. Как выживший динозавр. Он начал играть, когда меня еще на свете не было. Он великий игрок своей эпохи. А Ови - своей. Вот в чем весь разговор. И Ягру уже скоро 44. Наберет он 2000 или нет - не важно. Всмысле важно конечно, это будет просто нереальный результат, но Грецки он не догонит уже никогда, вот о чем разговор. А у Ови есть шанс. Маленький,мизерный, да почти нереальный - но есть. С той скорострельностью, которая у него есть сейчас. Даст Бог и тело Саша проведет в лиге еще чуть больше, чем 7 сезонов. А вдруг будет играть до тех же лет, что Ягр. Ведь здоров как бык!
Вот хочется в это верить. Что судьба не зря лишает Ови всех возможных самых ценных командных наград, чтобы сделать из него лучшего снайпера всех времен статистически (чисто технически - он уже им стал).
И это в эпоху, когда забивают сравнительно мало, а играют максимально жестко. Такой результат будет невероятным и героическим одновременно.
Именно поэтому автор написал такую статью об Овечкине. Потому что, несмотря на возраст, его карьера все еще полна интриг, в отличие от карьеры Кросби, в которой уже все хорошо и может стать еще по - лучше. А у Сани впереди борьба. С самим собой, телом, временем, соперниками и обстоятельствами. И, надеюсь, он из нее выйдет победителем.