На скользкую дорожку
И опять случился застой в блогерской деятельности, хотя зима, все говорит о том, что должен быть хоккей. В эту пору, как раз и случается тот самый ворох воспоминаний.
Кладовка.
1983 год. Владислав Третьяк.
Иной раз так хочется вернуть время назад и сделать так, чтобы Владислав Третьяк не стал чиновником. Помню, как же я радовался, когда в студии несуществующего ныне канала ТВ-6, сидели участники суперсерии 1972 года. По доброму обсуждали былое, улыбались, предваряя первый показ этих игр на нашем телевидении спустя десятки лет. И самым активным участником обсуждений был именно Третьяк - всегда покладистый, веселый, приятный человек, на которого было очень приятно смотреть. Я бы даже сказал, что эта была самая красивая улыбка нашего хоккея.
Когда-то мне казалось, что именно Третьяк, поработавший там, где мечтал играть (в "Монреале") в НХЛ, и куда его на закате карьеры не отпустили, станет тем самым звеном, которое повернет наш хоккей в правильную сторону.
Когда Владислав Александрович рассуждал о том или ином действующем вратаре, к нему, как ни к кому, прислушивались, ведь это была весьма компетентная и авторитетная позиция некогда лучшего в мире вратаря (а может и в истории хоккея).А потом, всё рухнуло. И нынче, Третьяка нормально воспринимают только относительно прошлого. Грустно.
Рисованный эпизод Кубка Канады 1981 года.
Рисовал, судя по всему, североамериканский художник, потому что на льду сборная Канады играет со сборной США.
1987 год. Валерий Каменский. Молодость и озорство.
1963 год. Кострома. Каток в сквере между драмтеатром и дворцом пионеров.
Красота! Игра без ворот, как бы вратарь стоит в стороне и защищает свой кусок льда. И главное, сколько хоккеистов стоят по сторонам и ждут своей очереди. В хоккей хотели играть все.
1985 год. Сергей Мыльников и Владимир Мышкин.
Сейчас их называют средними вратарями. Сравнивают с Третьяком и Белошейкиным и проводят какие-то параллели. А мне, помню, все казались очень крутыми. И Мыльников, и Мышкин, и Ирбе, и Браташ. Может я чего-то не понимал, может потому что на тот момент уже не играл Третьяк, а Евгений Белошейкин был совсем вне кондиций большого хоккея.
1988/89 гг. Клубная суперсерия. "Нью-Йорк Айлендерс" - ЦСКА. Капитан "Айлендерс" Брент Саттер противостоит Игорю Ларионову.
Эти матчи - мои предновогодние бессонные ночи. На дворе уже было 29 декабря 1988 года, вроде уже не учились, не помню. Знаю, что вроде смотрел, и вроде не в повторе.Было что-то необыкновенное в этой североамериканской нхловской атмосфере. Некий туман, то ли такое качество передачи картинки "оттуда", то ли моей, тогда еще совсем мелкой голове оно таким казалось. ЦСКА должен был всегда побеждать. Так сложилось исторически.
В чемпионате СССР я всегда был против, а в матчах с клубами НХЛ, кроме победного исхода я никакого другого результата не ждал. С таким составом они не умели проигрывать никому в то время: Мыльников; Фетисов — Константинов, Касатонов — Гусаров, Стельнов — Малахов; Макаров — Ларионов — Крутов, Хомутов - Быков — Каменский, Бякин — Немчинов — Костичкин, Давыдов — Черных — Зелепукин.
Легендарная троица из "Колорадо Эвеланш". Джо Сакик, Валерий Каменский и Петер Форсберг. Мастерюги и легенды мирового хоккея.
Все трое входят в Triple Gold Club (победы на Олимпийских играх, Stanley Cup и чемпионате мира).
Кен Сабурин и Даг Гилмор (оба "Калгари") против Юрия Хмылева и Сергея Харина ("Крылья Советов").
Фотография сделана легендарным фотографом Сергеем Колгановым.
Мой любимая тема. Клубная суперсерия 1989/90 гг. Тогда не могло быть клубных симпатий. Играли наши с клубами НХЛ. За "Крылья Советов" я болел также яростно, как и за "Спартак", тем более, что Крылышкам выпало играть с обладателем Кубка Стэнли "Калгари".
Перчику добавляло то, что в составе канадцев на лед выехали наши первые нхловские звезды Сергей Макаров и Сергей Пряхин.
1984 год. Москва.
Кто-то на санках, кто-то на попе, а были дети, которые с клюшкой и на коньках катались с ледяных горок! "Сухой" финал 1996 года "Флорида Пантерз" - "Колорадо Эвеланш". "Пантерам" удалось всего лишь четыре раза за четыре игры поразить ворота "Колорадо". Великий Патрик Руа сделал свое дело.
Патрик Руа и "крысопад". Словно сцена из "Щелкунчика".
Ум, честь и совесть "Виннипег Джетс" 70-х гг. Ульф Нильссон - Бобби Халл - Андерс Хедберг.
А мне просто нравилось это название команды наряду с "Квебек Нордикс". В нашем же советском чемпионате всё было как-то скучно: название и город. А у них, прям командная кличка. Какие-то там "клинки", "нефтяники", "пингвины" и т.д.
Почему нравились названия именно канадских команд, они роднее что-ли американских были. Я, конечно, не застал тех славных времен, когда в "Джетс" играли звездные шведы и Бобби Халл, но мне повезло видеть в форме "Виннипега" Теему Селянне, Алексея Жамнова, Кейта Ткачука, Николая Хабибулина, даже героя былых времен Дэйла Хаверчука удалось рассмотреть.А потом их не стало. Как-то грустно было. Виннипег, Квебек... все то, что нравилось в НХЛ, как-то исчезло.
Кубок Шпенглера. Швейцария. Давос. 31 декабря 1977 года. СКА (Ленинград) - Дукла (Йиглава) 2-0. Иржи Холик - Алексей Тверизовский. Послематчевые буллиты.
Вратарь СКА Алексей Тверизовскийо Кубке Шпенглера.
- В 1977 году СКА стал первой нашей командой, которой удалось трижды победить в старейшем европейском клубном соревновании – Кубке Шпенглера. Мне довелось сыграть во всех матчах того турнира. Очень яркие остались впечатления. Играли в горах, на открытом стадионе. Если светило солнце, то отблеск ото льда был такой, что не видно шайбу. Мы под глазами мазали углем, чтобы немного ослабить блики. Перед последним туром «Дукла» из Йиглавы опережала нас на два очка, и в очной встрече нам нужна была только победа.
31 декабря 1978 года. Спартак (Москва) - Дукла (Йиглава) 3-4. Юрий Ляпкин - Юрий Новиков - Ярослав Холик.
Я этот Кубок Шпенглера в детстве отслеживал только с уличных стендов с "Советским спортом". В 80-е меня интересовало как там сыграл "Спартак", сколько и кому наколотили. Я был просто уверен, что кого-то, в очередной раз, с треском вынесли. Этот турнир сам по себе завораживал. Сытая, сырно-шоколадная банковская Швейцария, горный Давос, в красивейшем высокогорье бьются наши с не нашими. И пускай там не та Канада была, сама надпись "сборная Канады" располагала к тому, чтобы глазами искать искомые буковки. Ну и фактор пред-новогодней сказки, которая в детстве ощущалась совершенно иначе, нежели сейчас. Другое настроение, все кругом бегают, что-то покупают, подарки, еду, стараются разыскать диковинные фрукты, снег, мороз. Эх...
Kalinka Cup. Швеция. Вестерос. 20 декабря 1989 года. "Вестерос" - "Динамо" (Москва) 3:7. Петер Попович - Олег Знарок.
Счастливые лица советских хоккеистов. Игорь Кравчук, Алексей Гусаров, Игорь Стельнов и Илья Бякин.
Бросив на фото современный взгляд, можно предположить, что это селфи от Ильи Бякина. Не правда ли?
ОИ-1988 года в Калгари. СССР-США 7-5. Очень расстроенный Алексей Касатонов, Корри Миллен №10, Скотт Янг №14, Аллен Борби №20, Петер Лавиолетт №26, Кевин Стивенс №18.
Алексей Касатонов о былых заработках.
- Мы в советские времена играли отнюдь не даром. Почему все так стремились в сборную? Да потому что в ту пору, только играя в национальной команде, можно было заработать на хорошую жизнь. У хоккеистов сборной были машины, квартиры, ордена. Хотя проблема есть. Сегодня ребята стремятся подписать контракты с клубами, которые платят хорошие деньги. И сборная для многих не так уж важна. А в прежние годы сборная СССР должна была показывать, что мы – передовая страна, что можем играть с профессионалами и побеждать. И ничего плохого в такой политике не было. Когда изменилась политика, рухнул и наш спорт. Умерли многие виды, уехали лучшие спортсмены, исчезли традиции.
60-е гг. Нетипичное место для зимних видов спорта, но это Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и единственный городской каток.
Много-много любителей покататься на коньках, и редкий паренек с клюшечкой вышел погонять в хоккей. Тут шайбу можно было только аккуратно вести, даже не щёлкнуть от души.
50-е гг. Уличный хоккей на его же Родине. Можно было не бояться проезжей части, припаркованные автомобили не могут нанести урона детям, в таких условиях, им никуда не выехать. Погода "съела" движение, хоккей "поглотил" проезжую часть. Отбивайся "О, презренный, Монреаль!"
Владимир Крутов о том, как трудно быть комментатором.
— Помнится, на трансляцию матча предыдущего чемпионата мира меня Сергей Ческидов пригласил в телевизионную студию для комментариев. Трое нас там было. Я, Андрей Разин и звезда мини-футбола Константин Еременко. Мы должны были назвать имена лучших хоккеистов этого матча. Матч закончился. Я спрашиваю у Ческидова: «Серег, а правду можно?». Он говорит: «Ни в коем случае». Не было ни одной звезды. Непонятно, что на льду каталось.
Борис Александров со своим озорным лицом, да с подвязанной рукой. Не иначе, какое-то увечье должно было быть, это же Александров!
Борис Александров о том, как был отправлен из ЦСКА.
– Мы играли в Ленинграде парные игры со СКА. Отыграли первую встречу. И вот стою я на ступеньках гостиницы и разговариваю со своей тогдашней ленинградской подружкой – фигуристкой Мариной Леонидовой. Время – пятнадцать минут двенадцатого. Подходит Виктор Васильевич: ах ты такой-сякой, завтра игра, а ты тут с проститутками стоишь… Ну, я ему ответил в том же духе… Когда через пару недель Борис прилетел в Москву, узнал, что играет уже за СКА МВО.
Начало 80-х гг. Еще волосатый и кучерявый молодой Сергей Макаров.
Николай Макаров о детстве.
- Когда мы жили в коммунальной квартире, а у соседей тоже были мальчишки, двое, ребята сделали себе маленькие клюшечки, игрушечные, вроде «сувенирных», которые сейчас выпускают перед чемпионатами мира, и ими гоняли, стоя на коленях, шайбу по квартире. Где играли? А у нас был большой общий коридор. Там и проводили свой «чемпионат СССР».
Юра, средний наш брат, болел за «Спартак», Сергей всегда представлял интересы ЦСКА, кто-то из соседей играл за «Трактор», а брат его – за московское «Динамо». Расчертили и вывесили на всеобщее обозрение турнирную таблицу, куда заносили результаты всех матчей. Ребята не только выстругивали сами клюшки, но и соперничали в их раскраске. Писали на них такие же надписи, что были на клюшках мастеров, приезжавших в Челябинск. «Кохо», например. Играли этими клюшками только, повторяю, ползая на коленях. Иногда шайбу заменяли шариком от пинг-понга. Баталии были азартные, до ссор и слез. Сергей и здесь был заводилой – и в игре, и в спорах.
1988 год. Евгений Белошейкин.
Меня его взгляд просто восхищает. Там вся боль хоккейного вратаря. Таланта, почти гения, но... "Разбежавшись, прыгну со скалы. Вот я был, и вот меня не стало".
Вся информация взята с различных сайтов. Особую признательность выражаю сайту ворлдхоккейклассик и сайту ретро-фотографий.
Подписывайте на сообщество в ВК "Был такой хоккей". Самое интересное из мира ретро-хоккея именно там.
Человеческие отношения наверняка были проще. Жизнь была проще. А вот про честность не уверен.
Спасибо, что дарите воспоминания!