Как «Витязь» и «Динамо-Минск» сыграли самый эпичный матч года
Подольск – небольшой по российским меркам подмосковный городок. Здесь базируется команда КХЛ «Витязь», которая у себя же на арене позиционирует себя как «Витязь Подмосковье» – недаром «Витязь» десять лет отыграл в другом подмосковном городе, Чехове.
Попасть сюда несложно: нужно много грешить сесть на электричку от Курского вокзала и подождать часок, любуясь видами на Царицыно и Бутово. В самом Подольске таксисты любезно подскажут номер автобуса, который отвезет вас точно к арене. Словом, попасть на арену не так уж сложно, сложнее выбраться.
За полчаса до матча у касс огромная очередь. Мимо проходит семейная пара:
– Может, домой пойдем?
– Нет уж!
Рядом носятся дети в символике «Витязя». Один из них таскает за собой щит с клубной эмблемой – эта игра ему явно нравится. Проходит болельщик из Беларуси:
– «Динамо» Минск! – кричит он.
– Ага, ща-а-ас! Домой уедете! – бурчит себе под нос мужчина с шарфом «Витязя».
Очереди конца и края нет, а до стартового вбрасывания остается всего ничего. Ситуацию спасает мужчина с пачкой билетов в руках:
– Мужики, есть один лишний билет, кому продать по номиналу? 350 рублей.
Слово «мне» вырвалось еще до того, как я успел тщательно обдумать это предложение и принять единственное верное взвешенное решение (сказать «мне»). Тридцать секунд – и билет на руках.
Процесс досмотра является практически формальностью. Люди проходят через рамку. Ничего не пищит? Спасибо, приятного хоккея! У меня ничего не пищало. Но без досмотра я все равно не ушел. Наверное, не стоило приходить с рюкзаком.
Наверное, в России принято верить людям на слово. Поэтому я коварно (честно говоря, случайно) умудрился пронести на арену «Витязя» львовское пиво (не успел вручить перед игрой товарищу), нож (вспомнил о его существовании только в Минске) и ноутбук.
Сразу на входе девушки раздают трещотки с эмблемой «Витязя». На другой стороне располагаются гимн России и интересные факты.
Несмотря на то, что они были в руках у каждого второго зрителя, по факту на шумовое содержание атмосферы эти трещотки повлияли не сильно. Люди предпочитали скандировать.
Развлечений и отвлечений внутри арены немного: фан-шоп, горячая кукуруза, экспресс-бар и прочие точки питания. При этом коридоры довольно узкие для арены на 5500 зрителей – в перерывах натурально не протолкнуться. И ведь даже не аншлаг.
Словом, в коридорах делать особо нечего. Зато внутри арены веселее.
Первое, что бросается в глаза – красочный баннер «Витязя». На противоположной стороне висят аналогичные баннеры, но уже меньших размеров.
Один из секторов накрыт гигантским джерси с эмблемой «Витязя». Интересно, под джерси идет какая-то реконструкция?
Создатели арены передали большой и пламенный привет всем любителям проходить на свои места со стаканчиками. Черт, а ведь и впрямь удобно же!
Свет выключается и под бодрую музыку на арену выходят хоккеисты: сначала «Динамо», затем «Витязя». Их встречают клубные маскоты.
«Витязь» вообще позиционирует себя как носитель российской духовности, русского и богатырского духа, судя по баннерам. И это сделано не абы как.
В конце концов, красочный баннер или надписи в духе «кто к нам с мечом придет» настраивают на знатную рубку.
Неспроста «Витязь» еще несколько лет назад слыл самой бойцовской и задиристой командой, о тафгаях которых разве что не слагали легенды. Болельщики «Динамо» наверняка еще не забыли, как Андрей Назаров – главный тренер «Витязя» в свое время – пытался подраться со зрителями «Минск-арены».
Словом, выбранный образ «богатырского» клуба и впрямь оправдывался драчливыми тафгаями. Сейчас чуть иначе.
Фан-сектор «Витязя» занимает свои места. Удивила некоторая разрозненность сектора. Из их уст кричалка «один за всех и все за одного» звучала несколько странно и комично. И уж вряд ли они болели громче гостевого сектора. Просто гостевой сектор периодически заглушался остальной ареной.
После стартового вбрасывания проходит всего 12 секунд. Арена вскакивает – в первый же бросок влетает в ворота «Динамо». Сказать, что приехавшие минчане ошарашены, пожалуй, ничего не сказать. Да чего уж там, даже местные зрители в шоке, пусть и приятном.
Фан-сектор хозяев даже не успел толком завестись, а уже надо вскакивать и орать. Эдакая разминочка.
Второй гол в ворота «Динамо» пришел как зима для коммунальщиков – внезапно. Казалось бы, удаление, ничего страшного и необычного, но Алексей Макеев оформляет дубль за две минуты. 2:0.
– На такие команды надо пускать бесплатно! – чуть высокомерно говорит сидящая рядом девушка. «Динамо», к сожалению, не СКА и не ЦСКА – арена не пришла смотреть на топового соперника. Зато пришли точно те, кому интересен хоккей и «Витязь», а не соперник. Это даже лучше с точки зрения атмосферы.
Приунывшие было белорусы получают свой заряд бодрости спустя всего три минуты. Большинство, Эллисон бьет, Клинкхаммер подставляет клюшку – арена грустит, минчане вскакивают. 2:1 и жить становится веселее.
На приутихшей арене раздается громкое:
– Ди-на-мо! Ди-на-мо! Шайбу забросил номер двенадцатый… Роб! Клинкхаммер! Роб! Клинкхаммер!
В ответ на такую дерзость оживает хозяйский фан-сектор.
– Один за всех! И все за одного! Подольск! Подольск!
За ними подтягивается и остальная часть арены. Почти вся. Хоккей все-таки интересен не всем. Отец привел ребенка на хоккей и даже одел его в джерси «Витязя», но, кажется, беготня и толкание на льду не сильно привлекают дитя. Планшет куда интереснее!
И волки сыты (жене можно сказать, что с ребенком погулял), и овцы целы (ребенок не мешает смотреть и изо всех сил болеть за «Витязь»). Одни плюсы!
Игра успокаивается, «динамовцы» потихоньку подминают под себя инициативу, «витязь» удаляется за «витязем» – и есть результат (2:2). В этот раз динамовская торсида шумит еще громче.
Во-первых, сравняли. Во-вторых…
– Шайбу забросил номер двадцать третий… Андрей! Стась! – скандирует сектор. И тут же, почти без перерыва: – Стасик! Стасик! Стасик!
Стася любят, что уж тут говорить.
– Удаления эти глупые, тьфу! – в сердцах бросает мужчина в джерси «Витязя» и еще до сирены уходит.
– Ты куда?
– Курить! Нервов никаких нет!
На перерыв уходит курить чуть ли не вся арена. Так, во всяком случае, кажется, когда наблюдаешь огромную толпу, идущую к выходу. Специально для курильщиков в перерывах открывают пожарный выход.
Народ выходит на свежий воздух и под первый (или почти первый) снег эмоционально обсуждает хоккей, сверкая зажженными сигаретами. Болельщики «Динамо» спокойно расхаживают среди «витязей» – никакой агрессии нет. Более того, белорусы и русские спокойно общаются и даже фотографируются на память. И не только болельщики «Динамо» или «Витязя».
«Атлант», живи!
– Надо побеждать, тогда в восьмерку войдем, а там и плей-офф, – мечтательно произносит один из болельщиков «Витязя».
– Ужасная концовка, надо что-то делать!
Те, кто не заняты курением, стоят в очередях. Без разницы, каких: либо это очередь за едой, либо очередь за атрибутикой. Счастливчики, отстоявшие свое, прижимаются к стене, удерживая драгоценную добычу.
В уголке тоже собирается толпа. Там – поют. Женщина в платье заводит «это не шутки, мы встретились в маршрутке» и старательно разогревает толпу. Кто-то танцует, некоторые подпевают.
Ну, и, конечно, фотография на память. Для этого «Витязь» выставил стенд с командным фото. И надо признать, популярностью этот стенд пользуется.
Ко второму периоду народ подтягивается активно. Мало кто остается ожидать в фойе. На то немало причин. Во-первых, довольно активная игра хоккеистов. А вдруг снова на 12-й секунде забьют?
Во-вторых, телевизоры, установленные в фойе. Наблюдать по ним хоккей – удовольствие не самого высшего сорта, к сожалению. Во всяком случае, в этот раз.
К вбрасыванию диджей разогревает трибуны, включая «классику» спортивных мероприятий.
– We will, – надрывается солист «Queen», – we will…
Музыка смолкает и вся арена хором заводит:
– «Витязь»!!!
– We will, we will… «Витязь»!!! – повторяется вновь.
В ответ на это белорусские фанаты начинают заводить свое:
– Гол у браму! Гол у браму!
– Папа, а что такое «брама»? – спрашивает ребенок. Отец терпеливо объясняет.
«Динамо» активно прет на ворота «витязей», словно и не было никакого перерыва. Аккурат до удаления Знахаренко. Теперь уже обстреливают Скривенса.
– Шайбу! Шайбу! Шайбу! – заводится арена.
– Ну! Ну! Давай! Давай!! Го-о-о-о-о-ол! – кричат зрители.
– Леха, молоток! – орут болельщики Алексею Копейкину. Их радость была недолгой – буквально две минуты счет оставался 3:2. Потом радость перешла в восторг – забили четвертую.
«Динамовский» сектор смолкает. Арена «Витязь», устав от постоянного шума, тоже утихает. И в этой тишине раздается одинокий голос:
– Верим в команду!
«Заряд» подхватывают остальные белорусы:
– Верим в команду!!!
Окрыленное «Динамо» зарабатывает большинство. Крыльев на большее не хватило, «Витязь» под улюлюканье арены практически не пустил минчан к своим воротам. Зато заставил всю арену разочарованно выдохнуть, а белорусов – восторженно ойкнуть после сейва Скривенса.
– Давай, бери их тепленькими! – кричит ярый болельщик «Витязя».
Белорусы чуть приуныли. 4:2 и до конца периода всего ничего – надо отыгрываться!
«Динамо» забивает. Настроение улучшается.
«Динамо» пропускает. Настроение ухудшается.
– Просто мистика какая-то, влетает совершенно все, – недовольно качает головой один из белорусов.
– Как же круто играет «Витязь»! – вступает в заочную полемику российский болельщик.
Второй период заканчивается (5:3) и народ выход в фойе, чтобы купить пиццу или обсудить игру.
– Порвали их как гармонь во втором периоде!
– Наши молодцы сегодня!
– Главное, чтобы в третьем периоде не сдулись.
– Ага, а то возомнят о себе, выйдут такие звезды…
Для тех, кто остался на трибунах, клуб устраивает развлекательную программу. Например, рассказывают, чем знаменателен этот день в истории.
– В этот день год назад Сергей Мозякин забросил свою 400-ю шайбу и вошел в Клуб 400!
А позже устраивают конкурс на льду. Суть проста: попасть шайбой сначала в пустые ворота, а затем – в небольшой уголок других, уже «заполненных» ворот. В первом случае счастливчик получит сертификат на 3000 рублей, во втором – iPhone.
Болельщики «Динамо» за конкурсами не следят. Они выходят в фойе и либо спускаются на улицу (курить), либо уходят за едой.
– Надо Скривенса менять!
– Ага. Нельзя же каждый бросок получать!
– Да ладно, он же спасал…
Но в третьем периоде Скривенса все-таки меняют. На лед выходит Михаил Карнаухов. И уже через четыре минуты легендарный Максим Афиногенов забивает свою пятидесятую шайбу за «Витязь» (6:3).
– Шайбу забросил Максим… – надрывается диктор.
– Афиногенов! – с удовольствием кричит вся, абсолютно вся арена. Ни один хоккеист за предыдущие пять шайб не удостаивался такой сплоченного хора.
Сектор «Динамо» умолкает, зато арена «Витязь» окончательно и бесповоротно заводится. Зрители окончательно поверили в то, что они не спят и это не сказка.
– Давай еще! – кричат с трибун.
Минские болельщики снова начинают грустить. Отыграть три шайбы за десять минут видится довольно непростой задачей. Вот, например, сейчас шайба у Шинкевича. Ну что он может сделать?
– Го-о-о-о-о-ол! – взрывается «динамовский» сектор (6:4)
Я поднимаю глаза и понимаю, что Шинкевич-то может, еще как может сделать!
– Раз в год и палка стреляет! – вдруг слышится откуда-то со стороны болельщиков «Витязя». Огрызнуться на эту реплику болельщики «Динамо» не успевают. Огрызается сам Шинкевич (6:5).
– Го-о-о-о-о-ол! – снова ревут от восторга «динамовцы».
Главный тренер «Витязя» Валерий Белов понимает, что Илья Шинкевич еще не успокоился и в следующие 19 секунд снова может забить. Поэтому он берет тайм-аут.
Сразу же после тайм-аута у «Витязя» удаляется Афиногенов. Вот он, шанс! Это чувствуют все: и болельщики «Витязя», и болельщики «Динамо». Именно в эти две минуты на арене жарче всего.
Но «Витязь» устоял. Тут же удаляется Эллисон. Теперь проверка на прочность предстоит «Динамо»,
– За что?!
– Судья, ты чего?!
Удаление с трибуны кажется спорным, а повтора как такового нет.
– Продай свисток! – негодующе скандирует фан-сектор «Динамо».
Но это еще не все: почти сразу же удаляется Стась. Команды будут играть 5 на 3. Мощный экзамен, ничего не скажешь.
Кемпе бьет – мимо. Болельщики «Динамо» выдыхают. И снова задерживают дыхание. Шайба у Якуба Ержабека. Он бросает…
7:5.
– Опять две шайбы отыгрывать, – вздыхают минчане. В меньшинстве играть еще целую минуту.
Нет, не придется две шайбы отыгрывать.
Придется отыгрывать три. Пас, бросок, протяжный вздох, сирена, арена вскакивает. 8:5.
– С «Динамо» навсегда! – начинают скандировать минчане. С игрой все становится уже понятно. Три шайбы отыграть будет сложно. Тут бы одну забить-то! Вон, Лисовец с шайбой…
Бросок, голкипер отбивает перед собой, Матерухин добивает. 8:6! Есть еще три минуты, есть еще шансы! Практически сразу же Вудкрофт снимает голкипера. Терять нечего, пора идти ва-банк.
«Динамо» наседает, «Витязь» огрызается, но непоправимое все же происходит – за пять секунд до сирены шайба попадает в пустые ворота. 9:6.
Болельщики «Витязя» долго скандируют: «Молодцы!». Белорусы молча и грустно стоят на секторе.
«Витязи» прокатываются по льду, наслаждаясь этим моментом. Забросить девять шайб в одной игре – да, черт побери, это эпично. Диктор радостно объявляет: Якуб Ержабек набрал пять очков в этой встрече. Чех счастливо улыбается, ему аплодируют, он аплодирует в ответ.
Арена опустевает. Белорусов выводят через отдельный вход к автобусу. Уезжать болельщики не спешат: они подходят к клубному автобусу. Эмоции бурлят, адреналин еще гуляет в крови, в голову лезут плохие мысли, с языка срываются не лучшие эпитеты.
– Не грустите! – кричат минчанам болельщики «Витязя».
– С победой, мужики, – отвечают белорусы.
Команду ждут долго и упорно.
– Скривенс, гад! Пропустил все, что можно! Ну, уж я ему выскажу! – ворчит болельщик. Но голкипер «Динамо» выйдет еще не скоро.
На улице холодно. Идет мелкий снег. Фонари, словно осознавая момент, окрашивают стоянку в светло-синий цвет. Проходит добрых полчаса, прежде чем хоккеисты выходят к автобусу.
– Саш, вот ты скажи честно, вы что, тренера сливаете? – раздается женский голос.
– Мужики, какого черта?! Мы 12 часов ехали ради вас!
«Динамовцы» ничего не успевают ответить. Обстановку разряжает тихий, но спокойный и уверенный голос разума:
– Они не обязаны побеждать только из-за того что ты приехал. Можно пенять им на плохую игру или отсутствие желания, но не на то, что ты приехал, а они проиграли. Тебе они ничего не должны. Болей за СКА, если хочешь всегда побеждать.
И эта речь болельщика производит впечатление. Негатив уходит. Из дверей дворца появляется Александр Матерухин – и он становится первым, кого встречают аплодисментами. Илье Шинкевичу, смеясь, кричат:
– Илья, ты сегодня забил больше, чем за предыдущий год! – и хоккеист тоже смеется.
Бену Скривенсу ничего не высказывают. Только просят его показать носки (жена хоккеиста как-то порадовала инстаграм фотографией носков своего мужа). Голкипер хихикает, поднимает штанину и демонстрирует яркие, цветастые «socks».
Шарль Лингле выходит хмурым, но, завидев болельщиков, улыбается. Фотографируется, расписывается, а затем неожиданно говорит на русском языке:
– Спасибо за поддержку!
Болельщики тоже улыбаются.
На часах всего полдевятого, но вечерний Подольск накрывает абсолютная тишина. В лучах фонарей медленно падает снег. Автобус с хоккеистами трогается с места.
И тогда тишину нарушают болельщики:
– Динамо! Динамо! Динамо!
Удачи Витязю!