4 мин.

21 год назад родилась Русская Пятерка

27 октября 1995 года в НХЛ родилась легенда. Пять российских игроков решением тренера "Детройт Ред Уингз" Скотти Боумэна были объединены в одну пятерку, что стало первой страницей в одном из самых ярких эпизодов истории команды.

 

Нападающие Игорь Ларионов, Сергей Федоров и Вячеслав Козлов, и защитники Вячеслав Фетисов и Владимир Константинов явили Северной Америке советский хоккей, которому долгое время никто не мог ничего противопоставить. Историческое событие произошло в поединке с "Калгари Флэймз", который "Ред Уингз" выиграли со счетом 3:0.

 

"Наблюдая за той игрой, я просто не мог поверить своим глазам, - говорил в прошлом году NHL.com/ru бывший в то время помощником генменеджера "Детройта" Кен Холланд. - Если мне не изменяет память, "Флэймз" нанесли около 10 бросков по нашим воротам за весь матч. Мы практически не выпускали соперников из их зоны, раскатав "Калгари" со счетом 3:0. Это было просто невероятно!"

 

В том сезоне "Детройт" установил рекорд лиги, выиграв 62 матча в регулярном сезоне. Он держится до сих пор. "Ред Уингз" не смогли сразу выиграть Кубок Стэнли, уступив в финале конференции "Колорадо Эвеланш", но на следующий год все пятеро россиян завоевали чемпионские перстни, добыв для Детройта Кубок впервые за 42 года.

 

Почему "Русская пятерка" добилась таких успехов? Сошелся ряд факторов, но суть такова: вместе собрались хоккеисты с высочайшим игровым интеллектом, которые показывали непривычный для того времени комбинационный хоккей. Этот стиль настолько прижился в "Детройте", что используется там до сих пор.

 

Идея формирования пятерки принадлежала Боумэну. Чтобы в полной мере оценить это решение, надо понимать, что пятерками в то время в НХЛ не играли. Эта практика была распространена в советском хоккее, но в Северной Америке не использовалась. В сезоне 1994-95 в "Детройте" уже играли Федоров, Козлов и Константинов, а в конце того сезона был приобретен Фетисов. Для полноценной пятерки не хватало одного игрока, и он был найден в "Сан-Хосе Шаркс". Ларионов стал последней деталью, после которой сложилась одна из самых красивых хоккейных мозаик в истории.

 

"Мой главный трюк заключался в том, что я не ставил всех пятерых россиян в одно звено в каждом матче, - рассказывал NHL.com/ru Боумэн. - Я волновался, что соперники могут быстро приноровиться к тому волшебному стилю хоккея, в который играла "Русская пятерка". Поэтому я всегда старался спутать оппонентам карты. Допустим, начинал матч, используя россиян в разных звеньях, а где-то во втором периоде выпускал их на лед вместе. Оппоненты не знали, куда бежать и кого держать".

 

 

При том, что Ларионов и Федоров был центрфорвардами, конфликта между ними не возникало. Федоров был моложе и крепче, хорошо играл на вбрасываниях, поэтому исполнял роль классического центра. А Ларионов исполнял роль свободного художника. При том одной из самых грозных сил пятерки были Константинов с Фетисовым, которые благодаря прекрасному катанию врывались в свободную зону и выходили один на один с вратарем. До "Русской пятерки" в НХЛ не привыкли, чтобы крайние форварды менялись местами. Здесь же это было в порядке вещей. Козлов не был таким же взрывным, как Федоров, но умел грамотно выбирать позицию и обладал прекрасным пасом и кистевым броском.

 

"Это сейчас в подобном стиле играют по всему миру, - говорил Холланд. - А тогда это было настолько в диковинку, что многие соперники просто не имели понятия, как с этим бороться".

"Русская пятерка" оказала большое влияние не только на "Детройт", но и на лигу в целом. Именно с нее начался бум комбинационного хоккея и постепенный уход от тафгаев и силовиков.

 

"Они были первыми, кто доказал эффективность стремления постоянно владеть шайбой и разыгрывать комбинации до верного, - вспоминал Боумэн. - Сейчас в такой хоккей играют практически все в НХЛ, а еще 20 лет назад это было невиданной диковинкой".

 

Федоров вспоминал, что одним из его впечатлений от игры того времени была заметенная снегом зона соперника, при том что их собственная зона была такой, будто ее только что залили.

 

Игра "Русской пятерки" сильно повлияла и на российских болельщиков. Спросите у того, кто середине-конце 1990-х открыл для себя мир компьютерных спортивных игр, за какую команду они играли в НХЛ? В большинстве случаев ответом будет, конечно, "Детройт".

 

 

Насколько яркой была игра "Русской пятерки", настолько же быстро закончилась ее история. Через несколько дней после завоевания Кубка Стэнли в 1997 году в автомобильной аварии тяжелую травму получил Константинов, чья карьера на это подошла к концу. В следующем сезоне "Детройт" снова выиграл Кубок Стэнли, но сделано это уже было без "Русской пятерки". Но ее след навсегда останется в сильнейшей хоккейной лиге мира.

 

"Больше всего мне запомнились моменты по ходу матчей, когда я неожиданно говорил своим пятерым русским парням: "Ребята, сейчас выходите вместе!" После этого можно было откинуться в кресле, взять попкорн и наслаждаться театром на льду, - вспоминал Боумэн. - Если бы на скамейке "Ред Уингз" было кресло, клянусь, я бы так и делал, потому что хоккей в исполнении "Русской пятерки" был просто божественным".

 

NHL.com