Тимур Билялов: «Когда начался плей-офф, творилось что-то непонятное»
Он стал самым ценным игроком и лучшим новичком ВХЛ, а также чемпионом Высшей хоккейной лиги, теперь он жаждет играть в КХЛ. О том, как это было, что необходимо, чтобы быть одним из лучших голкиперов, и что придает ему сил, рассказал нам Тимур Билялов.
-Начнем с самого главного. Каково это – стать чемпионом ВХЛ? Что Вы почувствовали в первые минуты?
-От усталости в тот момент я ни о чем не думал, внутри было непередаваемое ощущения радости. Команда была опустошена, но мы были счастливы, что не сдались в тяжелую минуту, добились того чего хотели. Хотя я думал, что не станем чемпионами, а в итоге мы чемпионы!
-В конце Вы бросаете всё: перчатки, клюшку - и устремляетесь к команде.
-Я вратарь, я стою на месте, ко мне все побежали обниматься (улыбается).
- До последнего не верили?
-Немного поверили, когда прошли ХК «Саров». Потом были тяжелые соперники и игры, но мы выигрывали со счетом 4:1 или 4:0 в серии, поэтому какая-то вера в себя появилась. Иногда проскакивало, что кто-нибудь возьмет да и вынесет нас, и всё - мы расстроимся. Но этого не случилось, мы своего добились (улыбается).
-Поддержка болельщиков прибавляла сил?
-Когда начался плей-офф, творилось что-то непонятное: полный стадион настолько, что люди даже вставали на лестницы. На арене в Альметьевске стояла просто неописуемая атмосфера, когда видишь, что стадион забит под завязку и все кричат: «Вперед, вперед!» Это гнало нас, и мы старались порадовать болельщиков. Они большие молодцы.
-На улицах стали узнавать?
-Кто-то узнавал, кто - нет. Бывало, едешь один на такси, у тебя куртка «Нефтяник», и тебе водитель: «Вперед! Мы в вас верим!»
-Мисхат Фахрутдинов - наставник усть-каменогорского «Торпедо» заявил: «У «Нефтяника игру во многом определяет Билялов.» Вы согласны с его мнением? Насколько сами оцениваете свой вклад в победу?
-Во-первых, спасибо Мисхату Фазрутдинову, что он такого мнения обо мне (улыбается). Вратарь, как говорят, это 50% команды, но я думаю, это был именно командный успех. Пропустить как можно меньше шайб - это моя работа, и ребята мне помогают в этом: где-то лягут под шайбу, поймают её за тебя. Один человек не может выиграть, выигрывает команда! Ребятам, конечно, огромное спасибо.
-А как тренерский штаб настраивал вас перед играми?
-Тренера знают свою работу, когда нас надо подстегнуть. Бывает, команда не играет, тогда предпринимают определенные действия. Могут поговорить на повышенных тонах...
-А главный тренер Ришат Гимаев на повышенных тонах с Вами разговаривал?
-Только когда видел, что у нас вообще ничего не получается, тогда может сказать. Чтобы каждый раз - нет. Это опять же все зависит от команды. Мы понимали, чего хотим добиться, ребята отнеслись ко всему серьезно: не нарушали режим, настраивались на игры, поэтому разговор на повышенных тонах особо не требовался (улыбается).
-Большая часть команды состояла из своих воспитанников. Насколько это сказалось на слаженности и самой игре?
-Сам по себе очень сильный состав собрался. Все друг друга подбадривали и вместе шли вперед. Ведь если команда не будет сплоченная, она много не добьется.
-В 18 матчах розыгрыша «Братины» Вы одержали 16 побед, при этом в трех матчах оставили свои ворота «сухими». По итогам плей-офф Высшей хоккейной лиги признаны самым ценным игроком. Ожидали, что это будете именно Вы?
-Нет. Думал, кому-то из ребят могут дать. Опять же, этот приз заслуживал Даниэль Насыбуллин (лучший снайпер плей-офф. - Прим А.Г.). Да, хотелось получить этот приз, но то, что обязательно мне – этого не ожидал. Приятно (улыбается).
- Какой матч Вам запомнился больше остальных и почему?
-Мне запомнилась игра с ХК «Сарыарка». Мы выиграли матч только во втором овертайме, счет был 0:0, играли очень долго, до первой ошибки. Получилось так, что вратарь соперников допустил такую, и мы выиграли. Еще тот матч запомнился большим количеством бросков по моим воротам, такая игра для меня в радость (улыбается).
-Часто получаете удовольствие от игры?
-Конечно! Я кайфую от того чем занимаюсь. Радуюсь, когда не пропускаю, когда команда мне помогает. Это уже моя жизнь. Когда шайба летит, а я ее ловлю - от этого получаю огромное удовольствие.
-На церемонии закрытия сезона приз «лучший голкипер ВХЛ» достался тоже Вам. Это однозначно успех! Как Вы относитесь к этому? Звездной болезни нет?
-Нет! Зачем?! У меня не такой возраст, чтобы подхватить звездную болезнь (смеется). Надо дальше работать. Одна цель уже достигнута, но есть еще цели поважнее: выиграть КХЛ, попасть в НХЛ, тогда уже и можно говорить о чем-то.
-В прошлый раз так и не смогли увидеть Вас в деле в воротах «Ак Барс». После прошедших сборов как расцениваете свои шансы на попадание в состав?
-В пробы раз мне было 18 лет, я сидел вторым вратарем на скамейке игр пять. Так получилась, что шанс не получил. На тот момент я и не думал о том, что мне его дадут. Был момент, когда мог сыграть, но меня не выпустили.
-А хотелось?
-В том возрасте, наверное, я еще не был готов даже играть в Континентальной лиге, надо было получать опыт, где его получил в Высшей лиге. Поэтому если в этот раз мне дадут шанс проявить себя, и я покажу себя с хороший стороны, то шанс играть в Континентальной лиге, конечно, есть.
-Готовы ли Вы сейчас, пройдя такой путь в ВХЛ, конкурировать наравне с Галимовым и Гариповым?
-Да, готов. Я чувствую, что у меня есть силы бороться за место в составе, есть силы доказывать тренерам, команде, что я могу и хочу играть здесь, в Казани. Буду дальше усердно работать и доказывать свою компетентность.
-В чем Вам еще необходимо прибавить, чтобы вывести Вашу игру на новый уровень?
-У меня есть слабые места, раскрывать не буду (улыбается). Я знаю, в чем мне нужно добавлять, и в этом мне помогают тренера вратарей.
-Какие остались ощущения от сборов с главной командой?
-Только самые приятные. Все ребята хорошие, отзывчивые, где надо помогут, чувствуешь себя в этой команде уверенно. Хорошо поработали, у всех огромное желание добиться самой высокой цели, к чему и будем стремиться .
-Долгожданный Кубок Гагарина?
-Да (улыбается).
-После Вашего дебюта в 18 лет в ХК «Ак Барс». Скажи, как получилось, что Вы после оказались в «Южном Урале»?
-Я был на учебе в институте, в это время Кофтун Олег Владимирович (директор детско-юношеской школы «Ак Барс». - Прим. А.Г.) позвонил и сказал, что в «Южный Урал» Андрею Павловичу Кирдяшову (бывший главный тренер «Южного Урала». - Прим. А.Г.) нужен молодой вратарь, они предпочли взять меня. Я сразу, кончено, согласился - это шанс, за который нужно было цепляться.
-Вы могли остаться в МХЛ среди сверстников, но решили дебютировать в ВХЛ. Почему?
-Мог, но я захотел перейти в ВХЛ. Переход туда был огромным плюсом: в скором времени стали давать играть понемногу, игра пошла, начал выходить на ведущие роли среди вратарей. Сезон заканчивал уже как основной вратарь.
А так, нормальная обстановка. Знаете, если ты играешь в МХЛ и переходишь в другую лигу, это другие заботы у людей, совсем другие разговоры, другая ответственность – приходилось приспосабливаться. Ты только в этом плане прибавляешь, потому что общаешься с взрослыми ребятами, у которых уже за плечами богатый опыт.
-Сложно было адаптироваться? Привыкнуть к чему было трудней всего?
-Сложно психологически было переехать в другой город, до этого я никогда не переезжал. Команда хорошо приняла, тренера по-доброму отнеслись.
-А свою первую игру помните?
-Помню, когда я вышел на первую игру ВХЛ, проходит пять минут, и мне сразу забивают, причём забивают броском в девятку с такой силой, что я сижу на коленях в шоке.
-А как так вышло, что Вы перешли в «Нефтяник»?
-В том году прошел сборы в «Ак Барсе», но не пригодился команде. Позвонили с Альметьевска, поговорил с Ришатом Гимаевым (главный тренер ХК «Нефтяник». - Прим. А.Г.) Он сразу сказал: "Мы в тебя верим с Рафиком Якубовым (генеральный менеджер ХК «Нефтяник». - Прим. А.Г.), приедешь на основную роль, а дальше все зависит только от тебя. Если будешь играть хорошо - будешь играть до конца, а будешь играть плохо, значит, не будешь играть вообще». Поэтому пришлось с самого начала уже доказывать то, что я буду играть до конца (смеётся).
-Родители поддерживали?
-Когда я уезжал в Орск, мама плакала. Никогда не уезжал от родителей, а тут уехал и сразу на полтора гола. Потом уже привыкла. Папа спокойнее отнесся.
-А в прошедшем сезоне стать чемпионом помогла поддержка родителей?
-В Альметьевске во время плей-офф родители приезжали на все домашние игры, были рядом. Я всегда видел, как мама сидела и молилась за меня, как папа переживал. Они всегда меня поддерживают, всегда за меня и за мое будущее, за что им спасибо.
-Насколько разные хоккейные школы в Казани и Орске?
-В Татарстане школа вратарей развивается намного лучше и больше, чем в Орске. Скорее всего, дело в нехватке тренеров в Оренбургской области. В Орске стараются развивать больше детский хоккей, и я думаю, они на правильном пути, все тренера высокой квалификации там есть, поэтому в этом направлении они будут добавлять.
-Какой вратарский стиль Вам ближе?
-Я предпочитаю комбинированный стиль, можно сказать современный и немного советский. Современный стиль - это баттерфляй, движение на щитках, садиться на каждый бросок. Но при своих небольших габаритах мне не очень удобно играть в этом стиле, поэтому я его смешиваю с русским стилем, где-то не садится на броски, ловить стоя, могу упасть, прыгнуть. Мне это как-то больше по душе.
-Кто твои кумиры?
-Всегда равнялся на вратарей, которые играют в том же стиле: Евгений Набоков, Тим Томас, Мартин Бродо, Доминик Гашек.
-Какая вратарская школа повлияла?
-Когда я был в Казани, до 18 лет играл в стиле баттерфляй. Казанская школа больше делает акцент на этот стиль. Потом в Орске встретился с тренером вратарей Шигаповым Айдаром Закирзяновичем, который, увидев, как я пропускаю верхом, начал менять немного мой стиль игры. И в каких-то моментах это мне реально стало помогать. Спасибо ему, он преподнес мне именно то, что сейчас очень сильно помогает.
-Как Вы настраиваетесь на игры?
- Последовал совету тренера готовиться на игру в день игры, никогда не делать этого за день, потому что можно немного перегореть.
- Тогда как Вы готовитесь в день матча?
- Особо ничего не делаю. Пришёл с раскатки, лёг спать, проснулся, включил музыку и отправляюсь в раздевалку. Там обматываю клюшку, снимаю наушники и слушаю, что говорят на собрании. Далее разминка, после нее спокойно отпускаю все мысли и выхожу на матч.
- А какую музыку слушаете?
- Не представляю себя без «Рамштайна» перед игрой. Не все сторонники этой музыки, особенно вратарям не советуют ее слушать, но в моих наушниках именно они. Их музыка заводит меня еще больше (улыбается).
- Если защитник подвел тебя, что Вы сделаете, рассердитесь?
-Защитник имеет право на ошибку, на ошибку не имею права я. Моя работа - это почистить за защитниками, а их работа почистить за нападающими. Могу разозлиться, могу у себя в уме сказать пару слов неприятных. Опять же, после игры можем спокойно обсудить, что мы сделали не так и исправляем это.
Я заметила, Вы часто улыбаетесь.
-Ну а как по-другому. Сам по себе я очень позитивный человек, не люблю горевать и стараюсь относиться ко всему с юмором. Идти по жизни с улыбкой, мне кажется, это правильный путь.
-После проигрыша можешь «погоревать»?
- Могу расстроиться, но на следующий день стараюсь как-то себя настроить на позитивный лад.
- На фотографиях только с улыбкой…
- Потому что я люблю фотографироваться и улыбаться.
-В составе ХК «Нефтяник» Вы стали чемпионом ВХЛ, при этом клуб впервые за свою историю стал обладателем Кубка Братины. Если Вам удастся попасть в состав «Ак Барс», готовы ли Вы завоевать «Кубок Гагарина»?
- Я думаю, для этого и мы все здесь собираемся и готовимся к чемпионату, правильно? Неважно сколько мне лет, неважно какая команда, каждый хочет завоевать Кубок Гагарина. Поэтому, конечно, я буду делать все от себя зависящее.
Беседовала Гой Анастасия