Стикеры: сравнение НХЛ, КХЛ и... КХЛ
То, о чем мы сегодня поговорим, в маркетинге (которого, как известно, не существует) характеризуется двумя жуткими англицизмами: мерчендайзинг и франчайзинг. Но так как современные развитые профессиональные лиги и клубы не мыслят о том, как выживать без денег, полученных путем эксплуатации своего имени, было бы преступно не осветить несколько моментов, связанных с этой деятельностью.
На самом деле, мир един не только пивом и шоколадками с логотипом рижского "Динамо". Хотелось бы поведать о стикерах. Что это такое? Если кто не знает, стикеры, по-нашему, наклейки - это что-то вроде филателии. Человек покупает альбом, и покупает к нему пакетики с наклейками, которые вклеивает в альбом. Чаще всего, в альбоме около полутысячи мест, а в пакетике - около 5 наклеек.
Придирчивый читатель возмутится: что за фигня? Что за детская забава? И будет отчасти прав. Наклейки - это действительно хобби для детей. Множество ребятишек собирают коллекции Скуби-Ду, Смешариков и прочей лабуды. Даже автор этих строк в середине 90-х начал с коллекции Том и Джерри. Правда, закончил я на "Евро-96". И тут кроется самое главное: спортивные коллекции, посвященные различным турнирам - имеют популярность как у взрослых, так и у детей. Разве плохо собрать альбом из всех участников мирового первенства! Игрока за игроком, команды за командой.
Это забавно, но когда я после 14-летнего перерыва, решил шутки ради попробовать собрать случайно оказавшуюся у меня коллекцию КХЛ 2010, я думал что буду краснеть во время обменов с 10-летними детьми. Какого же было мое удивление, когда я обменявшись с двумя десятками людьми, не обнаружил ни одного, кто бы был младше меня. А каждый второй - это вообще был 40-летний дядя с портфелем документов или 30-летний поставщик продуктов в торговые сети.
Все это, довольно давно поняли в Америке и Европе. В Старом Свете, стикеры появились в начале 60-х, уже тогда законодателем мод была итальянская "Панини". Они выпустили альбом со всеми командами футбольной серии А (а чего же еще?). В Америке же в почете были карточки игроков, которые стали производить еще в 40-х. Впоследствии, и там и там, производители диверсифицировали свои усилия: кому-то больше нравятся карточки, кому-то наклейки.
Какая с этого выгода КХЛ и ей подобным?
Во-первых, это отличный шанс заработать буквально на пустом месте. Все, что нужно - лишь эксплуатировать свои коммерческие права. Забегая вперед, скажу, что на то, чтобы собрать официальную коллекцию КХЛ, я потратил около 2500 рублей. А сколько таких коллекционеров? Во-вторых, так как все-таки продукция расчитана в том числе и на детей, это открывает дополнительные возможности. К примеру, на сайте sports.ru масса людей, влюбленных в НХЛ. Я этой любви не понимаю, конечно, но могу объяснить откуда она взялась. В 80-х, у всех были убогие трансляции отечественного чемпионата, куча серых команд, похожих одна на другую даже по форме. И тут в 90-х, появляется возможность следить за НХЛ. Где красочная картинка, где даже в нищей России можно купить атрибутики, где можно собирать наклейки. Наклейки НХЛ были в продаже даже когда я был ребенком. Сейчас эти коллекции - раритет. Но коллекционеры в нашей стране собирают и их. Обертка - это очень важно. Поэтому, такими вещами, как коллекция КХЛ просто необходимо заниматься. Чтобы маленькие детишки интересовались именно нашими героями, нашими клубами и нашей лигой, а не заморскими чужеродными образованиями.
Поэтому делать качественный продукт важнее даже не в том смысле, что его будут больше покупать.
Кстати, благодаря этому мы узнали как выглядит "форма КХЛ"
Но мы живем в условиях свободной конкуренции (Газпром не в счет ))). Поэтому предлагаю пробежаться по той хоккейной продукции, которая сейчас предлагается на рынке наклеек как маленькому ребенку, так и взрослому дяде.
В минувшем сезоне у коллекционеров была возможность собирать три хоккейные коллекции: официальная коллекция КХЛ (производитель Уппер Дек), официальная коллекция НХЛ (производитель Панини) и контрафактная коллекция Хоккей 2010 (производитель "Наклей-ка"), которая по сути наживалась на отечественных клубах и КХЛ.
Самое удивительное, что в каждой коллекции были вещи, которые отличали их от конкурентов. Пройдемся по пунктам.
1. Доступность. КХЛ лезла буквально из каждого ларька. НХЛ если и отставала, то ненамного (а может и не отставала, но почему так могло показаться, ниже), Хоккей 2010 - было практически невозможно купить в Москве. В городе было только одно место, где альбом и наклейки свободно продавались. Это результат деятельности КХЛ. Контрафактную продукцию просто задушили (и правильно сделали). Хотя единственная точка, находится прямо под носом у КХЛ. Я не буду говорить где, из уважения к людям, еще не собравшим этот альбом. В других городах ситуация аналогична. За исключением Ярославля и Череповца. Там Хоккей 2010 продается достаточно свободно.
2. Цена. Накладнее всего собирать КХЛ. Стоимость альбома в среднем достигает 140 рублей. Стоимость пакетика с 5 наклейнками - 23 рубля. Попадается и по 20, но чаще по 25. Оптом можно купить по 18. НХЛ в данном отношении выглядит демократичнее: в среднем они на 3-4 рубля дешевле. Альбом менее 100 рублей, но точно сказать не берусь, мне он достался случайно и бесплатно (сразу скажу, что из всех трех альбомов я не собирал только НХЛ). Хоккей 2010 же поражает своей доступностью: 50 рублей за альбом и 10 рублей за пакетик в Москве! В провинции еще дешевле.
3. Альбомы.
Обложка впринципе у всех неплохая. Правда, у КХЛ-овцев раздражают убогие шрифты, а НХЛ - несколько пестровата.
Качество полиграфии намного выше у КХЛ: плотные страницы, отличная печать. Два других альбома в этом отношении похожи на туалетную бумагу.
4. Дизайн пакетиков. Это тоже очень важно. В газетных ларьках (основные точки распространения) у наклеек всегда отдельное место. Очень важно бросаться в глаза. НХЛ-овский пакетик аналогичный по дизайну альбому проигрывает из-за своей пестроты, КХЛ-овский - наоборот очень сочно смотрится и бросается в глаза. Можно сколько угодно критиковать лого КХЛ, но оно стало узнаваемым, поэтому за выбор дизайна пакетика - браво!
Хоккей 2010 же разочаровал. Но что можно хотеть от пакетика за 10 рублей, которым торгуют из-под полы?
5. Качество наклеек. Вот тут происходят самые ожесточенные споры среди коллекционеров. Правда, большинство единодушно сходятся в мнении, что лучшие наклейки - у НХЛ. Худшие же у КХЛ. Это связано как с тем, что Панини сделала банально лучше напечатанные, лучше обрезанные и с лучшим изображением наклейки, как и с тем, что Уппер Дек использовал портреты хоккеистов (что традиционно для футбольных коллекций), в отличие от конкурентов, изобразивших хоккеистов в динамике и в полный рост.
Для сравнения:
КХЛ. В полный рост только "блестяшки" - по 2 штуки на команду и 4 стикера с обладателями индивидуальных призов.
НХЛ же пошел дальше. У них лучше и стикеры, и блестяшки (наклейки на твердой блестящей бумаге, обычно ей отмечается звезда команды), разве что только до НБА не дотянулись, у которых есть наклейки из ткани.
Также НХЛ в плане формата отметилась хорошей идеей с новичками сезона:
Ну и конечно же, совсем нелепо смотрелся следующий КХЛ-косяк: в каждом альбоме были подарочные наклейки, все бы ничего, только те же номера попадались в пакетиках. Мало того, что они были никому не нужны, но и они умудрились отличиться от собратьев.
Альбом КХЛ был выпущен в первый раз, поэтому неточностей там многовато. Например, Хосса был маркирован как чех, кто-то из наших игроков - как словенец. Хорошо хоть Ягра в чехи записали.
6. Дизайн страниц и их наполнение.
НХЛ. Неплохой дизайн, но слишком мало хоккеистов. Лишь 7 на команду. Зато есть лого каждого клуба. С другой стороны, очень много места потрачено на лого конференций, новичков и других не очень нужных вещей. Разумеется, очень много классных игроков не попали в альбом. Я не слежу за НХЛ, но, по-моему, Дэни Хитли заслуживал бы места в коллекции даже если бы надо было выбрать лишь трех игроков из команды.
Кстати, вся статистика игроков размещена на стикерах, а не в альбоме. Это американская традиция. Для европейского футбола Панини традиционно размещает эту информацию в альбоме. Забавно, но американская Уппер Дек для альбома КХЛ сделала как раз все в европейской футбольной традиции.
КХЛ. Здесь у каждой команды не один, а целых два разворота. Выглядит это так.
14 игроков, включая двух звезд-блестяшек, общая фотка команды из двух стикеров, неплохая статистика. Правда, немного совковый дизайн. Лого + один из хоккеистов в качестве фона - это перебор. Из недостатков также бы отметил совсем уж вопиющий выбор игроков. Например, в состав "Спартака" не попали Князев и Людучин, в состав "Сибири" - Тарасенко, а в составе СКА, 30-летний Рыбин был назван лучшим молодым игроком клуба. Хотя, может у составителей просто проявилось очень тонкое чувство юмора :)
Хоккей 2010.
Альбом очень аскетичен. Дизайн еще более совковый чем у КХЛ. Ни о какой статистики даже не ведется речи. Даже фамилии в альбоме не прописаны, только номера. Зато помещаются 18 хоккеистов. И вроде никого из лидеров не забыли :) Кстати, актуальность у альбома выше чем у КХЛ-собрата. Хотя вышел он в продажу раньше. Это можно проследить по ранним трансферам, которые тут уже отражены.
Правда, места хватило даже на какую-то несусветную чушь. Я изначально удивился целому развороту под названием "Партнеры игры". Я-то думал, что речь идет о "Согазе" и "Кама-Евро", но правда оказалась шокирующей.
Ушлые ярославцы продали места в альбоме разным типографиям, прачечным и шашлычнм. Хорошо хоть без сауны обошлось. Правда, на той же странице оказались два игрока МХЛ команды Северстали. Говорят, родители заплатили, чтобы сыночки оказались в альбоме. Охотно верится.
7. Собираемость. Хоккей хоккеем, но прежде всего хочется собрать коллекцию. НХЛ я не собирал, но судя по моим данным, там все аналогично КХЛ. На КХЛ у меня ушел месяц неспешного собирания и 2500 рублей. Вся коллекция собирается с двух блоков и пары часов обмена. Это можно проследить по этой этой обменной статистике. То есть, на каждую наклейку есть как большой спрос, так и большое предложение. Любую наклейку можно достать. С НХЛ - тоже самое.
Что касается Хоккея 2010 - то тут все наоборот. Ярославский производитель не устоял перед искушением сорвать куш, путем создания дефицита на некоторые номера с одной стороны, и напечатанием огромного количества повторок с другой. То есть, тут есть дофига примеров, когда один номер ищут пол-сотни человек, а есть он только у одного. Или наоборот, у 50 на руках есть повторка, которая никому не нужна. Иллюстрация здесь. Огромное количество "зеленых" номеров - ненужные повторки, у меня у самого их 200 штук. Номера с рейтингом 47 или 63 - наоборот: они нужнее в 47 и 63 раза. При этом, сейчас ситуация улучшилась. Альбом смогли собрать аж 22 человека на этом сайте. КХЛ и НХЛ - в 10 раз больше народу.
Я собираю его уже больше полугода, осталось около 40 номеров, а денег потрачено уже даже больше, чем на КХЛ (и это при такой разнице в стоимости пакетиков!). Поэтому, друзья, если кто решит собирать коллекцию в следующем сезоне (выйдут они все в сентябре-октябре), не собирайте контрафакт. Не кормите ушлого дядю. НХЛ собирать тоже не стоит, кормить ушлого, но более честного дядю Бэттмена (вот парадокс!) тоже не стоит.
Покритиковал я все альбомы, но некоторые горячие головы спросят: а сам-то что можешь? Хотя я вообще-то всегда считал, что не надо быть искусным поваром, чтобы вынести суровый приговор приготовленной стрепне, но в данном случае, у меня есть предложения, как сделать альбом КХЛ лучше.
Весной я уже написал письмо одному сотруднику КХЛ, общающегося с Уппер Дек (кстати, по иронии судьбы, эти американцы являются лидерами как раз в производстве карточек, в отличие от наклеечников Панини), и который это письмо до Уппер Дека довел. Приведу его здесь без купюр:
Если взять за основу, что их количество будет примерно таким же - примерно 450 штук, то я бы сделал так.
На каждую из 24 команд - 19 штук. Итого: 456
Плюс 0 - эмблемка КХЛ (ее точно надо делать блестяшкой, можно даже кожанной, как в НБА) и еще с десяток дополнительных стикеров как было в этом альбоме. Ну там лучшие игроки, кубок, может быть эмблемы конференций, если они будут.
19 командных я бы распределил так: 1 эмблема (блестяшка), 1 арена, 1 командная (сейчас две, но всю команду не рассмотришь, лучше сделать одну, но хоккеистов там будет пятеро + вратарь). 16 на хоккеистов. Из них выделить одного, назвать "звездой" и сделать тоже блестяшкой. Но не повторять его дополнительно. Так, кстати, делают в альбоме НХЛ, который мне попался недавно в руки. 16 игроков - это оптимально. Так как это 2 вратаря и почти три полные пятерки. Этого достаточно. Меньше - можно забыть кого-то важного. Как не раз получилось в этом году. Если будет возможность, добавить главного тренера дополнительно.
Теперь по доп. информации. Помимо роста, веса, даты рождения и статистики предыдущего сезона, я бы добавил пару "вкусняшек", а именно: позиция на льду для нападающих. А то непонятно кто это: центр, правый край или левый. Этим альбом переплюнул бы даже сайт КХЛ, на котором этого нет, к сожалению. А это многим интересно. И если со Спартаком я худо-бедно разобрался кто где играет, то с остальными командами...
Также можно добавить у кого какой хват клюшки (в НХЛ-альбоме есть - нравится), и какой по счету сезон игрок проводит в данной команде. Ну или с какого года он в ней.
Для вратарей дополнительной информацией может стать стиль в котором он играет. "Бабочка" там, еще что. Но это сложно, я понимаю ))
Теперь как это все разместить. Предположим, количество страниц такое же, чтобы не удорожать производство. И точно также на каждую команду выделяется 4 полосы. На первой: как и сейчас фотка игрока на всю полосу + эмблема (блестяшка) и арена. На второй полосе наверху командная наклейка и наклейка главного тренера. Внизу: 4 хоккеиста, из которых два вратаря, одна звезда и капитан. Капитана отдельно никак выделять не надо, просто это его месторасположение. Если капитан еще и звезда, то ассистента рядом. На третьей и четвертой полосе все без изменений - 12 хоккеистов. Лучший молодой игрок - вообще не нужно это. Только запутаются. А то 30-летний Рыбин в этом году оказывается лучшим молодым в СКА (это такой намек на команду-ветеранов?)). Но только вот фон я там сделал бы поинтереснее, а не просто клубный логотип.
Например, если количество наклеек должно быть 447 и баста, то фоном на 3 и 4 полосе может стать арена. А соответствующая наклейка удалится из списка.
Точно также можно поступить с городом, который представляет команда. Включить в дизайн полосы элементы или фотографии того или иного города.
По самим наклейкам. Если они останутся такого же размера (а это как раз лучше, имхо), а не станут как у НХЛ - огромными. То действительно стоит по футбольному фоткать портреты. Но!
Не надо забирать 1/8 под имя и фамилию. Их можно писать на фоне фотографии, можно просто сократить эту плашку и выбрать более маленький шрифт. Кстати, о шрифтах, написание строчными буквами Arial решило бы эту проблему на раз-два.
Клубную эмблему из-за спин игроков стоит убрать. А то у спартаковцев на фоне получились поросячьи ушки, а у витязей - нимб (опять намеки? ))). Эмблему лучше сделать маленькую, четкую и размещать ее на левом верхнем углу, к примеру.
Про то, что сами фотки должны быть откуда угодно, но только не из профайла на сайте КХЛ, в Уппер Деке уже наверное поняли.
У них, кстати, есть уже такой опыт. Это стикеры с хоккеистами Трактора. Игроков можно изображать как во время игры (фото лица крупным планом), так и обычным портретом.
Ну и как обычно, не косячить с нумерацией, не путать чехов со словаками, не путать русский флаг со словенским, резать наклейки ровно, чтобы сборные стикеры не приходилось обрезать, над составами работать в самый крайний момент, лучше уже когда чемпионат начался, чтобы не забыть добавить Князева в "Спартак", а Тарасенко в "Сибирь" и т.д.
Если уж с составами возиться совсем невмоготу, то обратится к болельщикам. Они достаточно быстро подскажут кого нужно включать в альбом.
Говорят, это стало ценной информацией. Вроде даже обещали подарить блок :) Посмотрим.
Но я решил на этом не останавливаться. Я попросил дизайнера Михаила (многим из вас он уже полюбился после поста о Мегафоне) набросать парочку эскизов как мог бы выглядеть следующий альбом КХЛ. Я набросал свои идеи, он придумал свои. Получилось вот что.
Разворот:
Посмотреть в большем размере можно тут.
В нынешнем КХЛ альбоме нет эмблемы клубов, это упущение. Михаил предлагает следующие варианты ее размещения:
Вариант б) похож на нынешний НХЛ-овский. Можно также использовать европейскую футбольную традицию - делать эмблему блестяшкой.
Обязательно надо сделать фотографию тренера, ну или хотя бы арены. К счастью, у нас осталось всего пара сараев, которые будет стыдно вставлять в альбом. Но эти фишки - это здорово, такого нет у НХЛ. Хотя арены встречаются в футбольных коллекциях.
Насчет дизайна наклеек полное раздолье. Можно сделать как привыкли хоккейные коллекционеры: в полный рост.
Можно, как в первом альбоме КХЛ: только морду лица.
Сорри за Зедника. Михаил делал эту работу еще в мае.
Морда лица в стиле разворота:
Можно добавить еще разные ништячки, как например вот этот:
В общем, идей куча. Михаил, если захочет, прокомментирует все это в комментариях.
Хотелось бы, чтобы КХЛ гналась за НХЛ не только в размерах контрактных выплат, но и базовых спортивно-маркетинговых вещах, без которых нельзя представить финансово благополучный клуб или лигу.
P.S. Спасибо всем, кто смог осилить весь этот объем.
PS Мне кажется или последние две картинки абсолютно одинаковые?
По цене альбома согласен, она должна быть минимальной.
Хотя то, что КХЛ альбом должен быть дороже - нет никаких сомнений. Все отмечают его достоинство - классную бумагу. По сравнению с ней, та что используется в НХЛ - просто туалетная.
Думаю, цена в 60-70 рублей была бы оптимальна.
Что касается спора рожа/полный рост, то мне кажется, что морда лица для хоккея лучше. Потому что так проще наконец увидеть лица хоккеистов. Которые обычно из-за шлемов теряются и не запоминаются.
В этом коллекция мне очень помогла. Я теперь почтю всю КХЛ знаю в лицо :)