Жиллетт - лучше для Канады нет
Его зовут Джордж Жиллетт-младший. Он живет в Колорадо. Ему 62 года. В 1992 году потерпел полный и безоговорочный финансовый крах, когда принадлежавший ему холдинг закончил год с долгами в 938 миллионов долларов. Сегодня он не стесняется называть себя "фанатиком спорта с юных лет". В середине шестидесятых обладал частью акций бейсбольного "Майами Долфинс" и гастролирующей по миру баскетбольной шоу-труппы "Гарлем Глобтроттерс". Давно вынашивал идею стать совладельцем хоккейного клуба (правда, в этой игре, по собственному признанию, смыслит немного), но попытки приобрести "Колорадо Эвеланш" год назад и "Флориду Пантерс" чуть позднее успехом не увенчались.
И вот теперь его мечта сбылась: Жиллетт приобрел у бывшего единоличного хозяина "Монреаля" канадского пивоваренного концерна Molson Inc. 80 процентов акций "Канадиенс", оставив пивоварам всего 20. Такой дорогой игрушки у Жиллетта никогда не было -- она обошлась американскому предпринимателю в 183 миллиона долларов. "Я отношусь к этому клубу с огромным уважением и считаю его одной из величайших династий за всю историю спорта", -- поспешил сразу набрать вес в глазах почитателей команды новый владелец на инаугурационной пресс-конференции. Кроме клуба, Жиллетт приобрел и выставленный на продажу прошлым летом "Молсон Центр", гигантский развлекательный центр и домашний каток "Канадиенс".
Содержание и обслуживание этого ледового дворца в последние годы являлось серьезным испытанием для психики теперь уже экс-владельцев клуба -- в первую очередь из-за огромных налогов. Впрочем, давно известно, что высокие налоги и слабость позиций канадского доллара по отношению к американскому -- два червя, разъедающие в последние годы канадский хоккей. Словно внезапно осознав это, монреальские власти буквально на днях после жестких дискуссий и прений приняли во многом революционное решение -- снизить с 9,2 до 7 миллионов долларов ставку налогу на "Молсон Центр" (тем не менее "Молсон Центр" по-прежнему занимает одно из ведущих мест по налогообложению среди объектов города).
"Монреаль" в этом сезоне пережил настоящую революцию. Переход клуба из рук одного владельца в руки другого -- лишь последний штрих в новый портрет команды. Ранее в "Канадиенс" сменились генеральный менеджер и главный тренер. Наследство, которое принял Жиллетт, совершенно непрезентабельно -- на сегодняшний день "Монреаль" занимает последнее место в своем дивизионе и одно из последних в лиге, сохраняя лишь призрачные надежды пробиться в плей-офф. Если этого не произойдет, то "канадцы" окажутся досрочно выключены из борьбы за Кубок Стэнли третий год подряд -- ранее такая затяжная провальная серия случилась с ними лишь однажды, в начале двадцатых годов прошлого столетия. Тем не менее на своей первой пресс-конференции Жиллетт оптимистично заявил, что "Монреаль" в кратчайшие сроки не только вернет себе статус "великого клуба", но и выиграет двадцать пятый Кубок Стэнли. "Если бы у нас не было такой прорвы травмированных, мы играли бы в плей-офф уже в этом сезоне, -- убежден новый владелец. -- Вы только вспомните, как красиво играл "Монреаль" в последние пару недель, когда его лазарет опустел".
И все же разумность решения американца вбросить деньги в -- как все еще кажется -- заведомо убыточный хоккейный проект будет проверена временем. По мнению журнала Forbes, поставившего "Монреаль Канадиенс" на восьмое место в рейтинге самых ценных клубов в профессиональном спорте (оценочная стоимость "Монреаля" -- 191 миллион долларов), игра Жиллетта, потратившего почти на десять миллионов меньше, стоит свеч. С другой стороны, кажется отнюдь не случайным тот факт, что ни одна из канадских корпораций, ни один крупный предприниматель Канады не проявили ни малейшего интереса к приобретению клуба. Как признался один из канадских спортивных обозревателей, теперь стало очевидно, что канадские бизнесмены гораздо умнее американских.