0

Интервью вице-президента ПХЛ Владимира Шалаева

- Владимир Тимофеевич, по вашему мнению, не пришла ли пора, когда стоит каким-то образом ограничить бюджеты российских хоккейных клубов?

- Следует озаботиться не бюджетами клубов, а такой составляющей бюджета как доходы игроков, что составляет львиную долю от бюджета любого клуба. Если бюджет клуба растет за счет стремления к улучшению его инфраструктуры - к примеру, строительства тренировочного катка, расширения деятельности детско-юношеской спортивной школы и т.п., то это необходимо не только приветствовать, но и поощрять, в том числе и со стороны государства.

Что касается ограничения доходов игроков, именно доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной формах и являющихся налоговой базой, а не заработной платы, то это достаточно сложный вопрос, как с точки зрения экономики, права, так и развития отрасли в целом.

Популистские призывы ограничить, выровнять, ввести потолок зарплат и т.п. это все пустое. Любой запрет по линии администрирования легко обходится как минимум сотней вполне законных способов. Таковы сегодняшние и на ближайшую перспективу реалии. А вот симбиоз рыночных механизмов и локального нормотворчества результат принести может. И такой план действий в лиге был разработан еще три года назад.

- А как повлиял на этот план массовый приезд в Россию в прошлом сезоне хоккеистов из Национальной хоккейной лиги?

- К сожалению, прошедший сезон существенно затормозил его реализацию. Приезд хоккеистов из НХЛ послужил катализатором резкого скачка бюджетов клубов. Следует признать, что мы допустили тогда ошибку, разрешив клубам без каких-либо ограничений приглашать этих игроков. Но тогда нам бы такого шага любители хоккея не простили. В итоге мы сделали шаг вперед в популяризации хоккея, позволили россиянам воочию лицезреть мировых звезд, но в плане реализации экономической стратегии лиги и клубов сделали два шага назад.

- А каковы пути реализации этой стратегии?

- На рынке хоккейной рабочей силы предложения должны превышать спрос. На сегодняшний день реальной силой воспроизводства хоккеистов высокого уровня являются только профессиональные клубы. В составах их команд должны появляться собственные воспитанники, а невостребованные уходить на свободный рынок предложений. Уже в действующий регламент лига включила положение, к которому, например, европейский футбол пришел несколько позже, а именно: в заявки команд, начиная с сезона-2006/07 и далее, должны будут в обязательном порядке включаться воспитанники либо собственной детско-юношеской спортивной школы, либо школы, состоящей с клубом в договорных отношениях. При этом количество таких игроков с каждым годом будет возрастать. Это лишь один пример из регламента и выработанной стратегии. Вкупе с другими решениями это обязательно приведет к достижению поставленной цели.

Никто три года назад не верил, что лига сдвинет с мертвой точки проблему отживших свой век хоккейных арен. Но после серьезной аналитической проработки было принято решение: сезон 2007/08 г.г. все клубы Суперлиги должны начинать во Дворцах спорта, отвечающих всем мировым стандартам. Были приняты не только такое решение, но и, что является определяющим, механизм его реализации. Результат известен: казанский Ак Барс, нижнекамский Нефтехимик, магнитогорский Металлург, подмосковный Химик, омский Авангард, уфимский Салават Юлаев будут начинать указанный сезон на новых современных аренах.Но нельзя в рассматриваемом вопросе и перегнуть палку, иначе мы вернемся к временам, когда наши хоккеисты поедут на заработки в Европу. Показатель здоровья и эффективности любой отрасли это ее инвестиционная привлекательность. И чем больше денег будет вкладываться в хоккей, тем лучше. Вот только баланс между двумя чашами расходов - доходы игроков и инфраструктура клуба - необходимо постоянно очень четко выверять.

- С расходами понятно, а что Вы можете сказать о доходах лиги и клубов?

- Лига, как некоммерческое партнерство клубов, по определению не может быть нерентабельной. На сегодняшний день продано коммерческих прав на сумму более тринадцати миллионов долларов на три года, которые распределяются между клубами Суперлиги. С одной стороны деньги значительные, но если поделить на все клубы Суперлиги, то серьезно пока укрепить их бюджеты они не в состоянии. Анализ рекламного рынка в России показывает, что его объем составляет менее трех миллиардов долларов. Для сравнения в Англии более 300 миллиардов. Поэтому, к сожалению, в ближайшие 57 лет не стоит надеяться на тот уровень доходов от реализации коммерческих прав, какой достигнут в НХЛ, несмотря на то, что рынок рекламы в России прогрессирует невиданными темпами для США и Канады около 30% в год.

Не в состоянии и телевидение за значительные суммы выкупать соответствующие права у лиги по той же самой причине нет конкуренции предложений на рекламном рынке. А ведь это базовые элементы доходности.

Что касается клубов, то они могут пополнить свой бюджет от собственной коммерческой деятельности в лучшем случае в объеме 10-15%. И, объективно, в силу социально-экономических условий существенно повысить этот показатель в обозримом будущем не получится. Но, поскольку, нельзя столько заработать, а всё время надеяться на социальную ответственность бизнеса и региональных бюджетов не дальновидно, необходимо меньше тратить, о чём выше мы уже говорили.

- Напоминает ситуацию, сложившуюся в последнее время в тольяттинской Ладе и пермском Молоте-Прикамье

- Вот-вот. Когда хоккейный клуб Лада Тольятти объявил о резком сокращении бюджета клуба, стали раздаваться голоса о банкротстве клуба, крахе клубного хоккея, российском локауте и т.п. А нам представляется, что это первые признаки выздоровления, понимания того, что гонка зарплатных вооружений достигла высоты под названием социально-экономический абсурд. Другое дело, что владельцы Лады включив эти действия в общую программу сокращения, либо избавления своего бизнеса от непрофильных активов, на наш взгляд, сделали это несколько поспешно, в разгар сезона. Подобная работа в межсезонье выглядела бы значительно понятнее и избавила от некоторых сопутствующих негативных явлений. Это и зря потраченные средства на селекционную работу, и сложный микроклимат в команде, неопределенность перспектив, подрыв имиджа, нелестный PR и т.д.

Таким образом, случай с Ладой в большей степени позитивный, чем негативный. У клуба достаточно средств, чтобы участвовать в чемпионате России и выполнять все свои обязательства по отношению к лиге и своим игрокам.

Другое дело история с клубом Молот-Прикамье Пермь. Вот здесь уже в чистом виде мы наблюдаем утрату экономического потенциала, который позволяет играть в элите российского хоккея. Но это уже другая история, из разряда рыночных отношений. Но уж если мы играем теперь по этим правилам, то и относиться к подобным случаям следует соответствующим образом. К примеру, в 1995 году клуб Квебек из НХЛ обанкротился и в полном составе перебрался в Денвер, а через некоторое время выиграл Кубок Стэнли. Или вот в элитном дивизионе итальянского футбола приказала долго жить Перуджа и никто там голову пеплом не посыпает и не говорит о кризисе итальянского футбола.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости