10 мин.

«Может, они не знают арифметику?» Минспорт раскрыл призовые за Спартакиаду, но деньги дадут не всем 🤷‍♂️

В России закончилась летняя Спартакиада – мероприятие, которое возродили, чтобы заместить спортсменам импортные старты.

А значит, пришло время раздавать подарки – правительство приравняло их к премиям, которые гарантировались государством за медали, гипотетически выигранные бы на чемпионатах мира:

• спортсменам 358 400 рублей за золото, 179 200 – за серебро и 107 500 – за бронзу;

• тренерам и специалистам, обеспечившим их подготовку, 171 500 рублей за золото, 84 500 – за серебро, 51 200 – за бронзу.

Как выбирали, кого именно наградить?

1 ноября премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление «О денежных вознаграждениях (премиях) спортсменам – победителям и призерам Всероссийской спартакиады», которое запутало всех. И в первую очередь участников Спартакиады.

Речь о пункте а) первого параграфа из постановления, который дословно звучит так:

«Денежные вознаграждения (премии) спортсменам-победителям и призерам спортивных соревнований Всероссийской Спартакиады среди сильнейших спортсменов без ограничения верхней границы возраста, а также тренерам и специалистам, обеспечившим подготовку таких спортсменов, устанавливаются при участии российского спортсмена в соответствующем виде спорта (группе спортивных дисциплин вида спорта) на последних Олимпийских играх» (юношеских Олимпийских играх)».

При первом прочтении формулировка хоть и сложная, но с очевидным посылом – премии положены только спортсменам, которые участвовали в Играх-2020 в Токио. Это сразу сужало круг награждаемых почти наполовину – большинства призеров Спартакиады в легкой атлетике, боксе, плавании, гребле, борьбе, игровых видах спорта по разным причинам в составе сборной на Играх-2020 не было.   

Позже выяснилось, что постановления Правительства могут иметь несколько трактовок – пресс-служба Минспорта дала официальное пояснение одной из них:

«Постановление Правительства определяет, что денежные вознаграждения победителям и призерам Всероссийской Спартакиады среди сильнейших 2022, а также тренерам и специалистам, обеспечившим подготовку таких спортсменов, предусмотрены в тех видах спорта (группах дисциплин видов спорта), в которых Российская Федерация была представлена спортсменами на Олимпийских играх в Токио 2020 и Юношеских олимпийских играх 2018».

Ясности не добавилось, а вопросов, кажется, стало еще больше:

• что именно значит «вид спорта» или «группа дисциплин видов спорта»? Например, достаточно выступления в легкой атлетике в целом, в группе прыжковых видов, или конкретно в прыжках в длину? И если речь о группах дисциплин, то получается, что, например, все спринтеры получат призовые благодаря барьеристу Сергею Шубенкову (был в составе в Токио, но снялся с предварительного забега из-за травмы), а все бегуны на выносливость – не получат? 

• есть ли деление на мужские и женские дисциплины в конкретном виде спорта? И если мужчины выступали в Токио-2020, а женщины нет, или наоборот – значит ли это, что противоположный пол не получит выплат?

• обязательно ли, чтобы вид спорта был представлен одновременно в Токио и на Юношеских Играх 2018 года, или достаточно одного из этих турниров?

Самое удивительное, что спортсменам и тренерам так ничего и не объяснили – некоторые до сих пор не в курсе, имеют ли право на выплаты по итогам Спартакиады.

Шеф гандболистов-чемпионов не понимает, будут ли призовые/звания и вообще в чем смысл Спартакиады

Например, Владимир Максимов – главный тренер мужской сборной Московской области. Его команда выиграла на Спартакиаде гандбольный турнир, но Максимов уверен: призовых не будет, поскольку на Олимпийских играх в Токио мужской гандбол не был представлен – играли только женщины.

Кто не знает, 77-летний Максимов – мощный специалист, который приводил сборную России к победе на Олимпиаде-2000, не чуждый бюрократии (президент подмосковных «Чеховских медведей» и бывший глава федерации), умеет читать юридические документы и общаться с чиновниками разного уровня. 

Ниже его короткий монолог для Sports.ru:

– Сначала Спартакиаду превратили в Олимпиаду и хотели давать за первое место звание заслуженного мастера спорта. Потом одумались, решили: нет, все-таки будет достаточно мастера спорта международного класса. Присвоят в итоге звания МСМК или нет, непонятно, пока просто все тихо.

Теперь с призовыми. Изначально говорили о суммах за победу в районе 400 тысяч рублей. Но это ведь не было официальным документом Минспорта, это были просто слухи. Может быть, те, кто это обещали, не знают арифметику. Когда все сложили, получилась значительная сумма.

Но дело ведь не столько в призовых. В конце концов, это их право – платить или не платить. Но я считаю, что было бы полезно, если бы победители Спартакиады получали звания и финансовые выплаты. Это был бы дополнительный стимул. Ведь каких целей мы добивались этой Спартакиадой? Хотели придать импульс развитию спорта внутри страны, так? Тогда при чем тут Олимпийские игры? Олимпиада к Спартакиаде не имеет вообще никакого отношения, это принципиально другие соревнования.

Я прекрасно помню Спартакиады советских времен, был их участником и как спортсмен, и как тренер. Это были грандиозные соревнования. Главная их задача – поднять регионы, помочь местным спорткомитетам. Это такой своеобразный отчет: а что у нас есть в закромах, кого мы подготовили? В мужском гандболе сборная России на первом же чемпионате мира после распада СССР взяла золото. Хотя до этого команда никогда не играла вместе. Все – благодаря структуре внутренних соревнований, в том числе и Спартакиадам.

Нашу советскую систему подготовки резерва скопировала Франция. У них есть училища олимпийского резерва наподобие наших. В результате они – олимпийские чемпионы по баскетболу, гандболу, волейболу... А мы, создавшие эту систему, находимся там, где мы находимся. 

Сама идея провести Спартакиаду – правильная. Мы ограничены в выборе соревнований, и необходимо поднимать уровень внутренних турниров. Когда играют «Чеховские медведи» – это одно, а когда Московская область, куда попадают люди и из более низших лиг, интересные молодые игроки – совсем другое. В этом и есть смысл.

Но получилось, что за регионы выступали команды Суперлиги. А те регионы, у которых нет своей команды, сыграли слабо. У нас в Чехове играли 12 мужских команд. Мы, по сути, провели все сами – Минспорт заплатил только судьям. Так часто бывает: смысл – одно, а реализация – совсем другое. Надеюсь, в будущем все станет логичнее.

***

Судя по дополнительным разъяснениям пресс-службы Минспорта, призовые команда Максимова все же получит. Для выплат достаточно представительства в конкретном виде спорта, независимо от пола – а женская команда по гандболу в Токио взяла серебро. Теперь благодаря женщинам выплаты за Спартакиаду причитаются и мужчинам.

Но, согласитесь, ситуация аномальная – спортсмены ни во время соревнований, ни после них не понимают, что (кроме экзотичного титула) получат за победу.

Почему вообще возник вопрос с призовыми за Спартакиаду?

История давняя – еще весной президент поручил Минспорту «обеспечить совершенствование порядка организации и проведения всероссийских спортивных соревнований, включая учреждение и проведение коммерчески привлекательных многоэтапных открытых спортивных турниров, предусмотрев возможность установления денежных вознаграждений российским и иностранным участникам».

Логика понятна – топ-спортсмены и их тренеры остались без большой части заработка от международных стартов; а если нет связи с ними, то наш спорт живет лишь в конкретных игровых видах.

Остальным дали возможность зарабатывать на Спартакиадах (в 2022-м ее провели по всем дисциплинам летней программы Игр) и чемпионатами России – их тоже включили в перечень соревнований с повышенными призовыми на время отстранения российских спортсменов от международных турниров.  

По данным Минспорта, более 2 тысяч спортсменов, их тренеров и специалистов заработали премии по итогам Спартакиады суммарно около 620 миллионов рублей. 

«Соревнования Спартакиады позволили нам увидеть общую картину и потенциал в каждом виде спорта. Многие лидеры подтвердили свое преимущество и показали яркие результаты. Их победы – это яркое подтверждение того, что спорт должен оставаться конкурентоспособным и быть вне политики.

В настоящее время очень важно поощрять наших спортсменов за их высокие достижения. Решение о выплатах стимулирует членов спортивных сборных команд России сохранять и поддерживать высокий уровень подготовки. Важно, что суммы за призовые места на Всероссийских спартакиадах равнозначны премиям за чемпионаты мира, что говорит о высокой оценке вновь созданных соревнований от государства», – отчитался об итогах министр спорта Олег Матыцин.

Кстати, денежные компенсации теперь обещаны и за подиумы на чемпионатах России, но в сезоны, свободные от Спартакиад, – это касается и летних, и зимних видов. Правда, ставки уже ниже:

• спортсменам 125 000 рублей за золото, 62 500 – за серебро и 37 500 – за бронзу;

• тренерам и специалистам 76 800 рублей за золото, 38 400 – за серебро и 23 000 за бронзу.

Но и здесь появилось несколько дополнительных условий:

а) быть призером чемпионата мира или Европы в последнем олимпийском цикле;

б) показать на чемпионате России результат, «соответствующий результату, показанному победителем и (или) призером среди зарубежных спортсменов на ЧМ и (или) ЧЕ в том же году».

Например, в фигурном катании такое требование не станет помехой ни для кого из призеров – на чемпионатах России судьи ставят заоблачные оценки, которые точно будут соответствовать результатам чемпионата мира, а иногда и превосходить мировые рекорды.

В гимнастиках, прыжках в воду, синхронном плавании и других видах с судейскими баллами сценарий максимальной судейской поддержки похожий – здесь спортсменам будет проще.

А, например, в плавании, легкой или тяжелой атлетике, коньках такие условия отсекут от премий многих призеров – превзойти результаты мировых лидеров здесь способны лишь единицы.

Механизм «соответствия результатам зарубежных спортсменов» в биатлоне, лыжах или плавании на открытой в воде, где результаты разных турниров в принципе не сравнимы, в постановлении не прописан. Как соизмерять результаты в боксе, фехтовании, борьбе, других единоборствах с международными в Правительстве и Минспорта, видимо, тоже пока не задумывались.  

Кроме того, в командных игровых видах спорта – волейболе, гандболе, футболе (его, по словам Матыцина, тоже могут включить в программу Спартакиад), хоккее – призовые за чемпионаты России не предусмотрены для спортсменов и тренеров, у которых в наличии трудовые отношения с профессиональными спортивными клубами.

Этот пункт пока не распространяется на Спартакиады, где клубы выступали в формате сборных регионов – но в чемпионатах России по волейболу, гандболу или баскету победа условных «Зенита» или ЦСКА не станет поводом для выплаты государственных премий конкретным спортсменам. 

Вектор требований к призерам национальных чемпионатов очевидно направлен на поддержку топ-спортсменов уровня Большунова/Рылова/Ласицкене/Авериных в дисциплинах, где наш спорт производил мировых лидеров. Остальным будет сложнее, хотя, возможно, и здесь появятся новые трактовки.    

«Уверен, что принятые решения будут способствовать увеличению конкуренции в сборных командах и станут важным элементом поддержки не только для лидеров сборной России, но и ближайшего резерва», – главное, что Матыцин традиционно оптимистичен.

Спартакиада в России – недоразумение: рейтинги ниже танкового биатлона, волейбол снимали с одной камеры – зато 400 тысяч за золото

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев, Рамиль Ситдиков, Павел Бедняков, Владимир Астапкович, Александр Вильф