Необычайная Яна Кудрявцева
И не то чтоб мне крышу сносило от Яны Кудрявцевой. И чтоб я по ней фанатела. Нет, я вряд ли ее поклонник в традиционном значении этого слова и болею чаще за ее соперниц. Но это абсолютно не мешает мне искренно восторгаться ею и безустанно повторять, что Яна Кудрявцева – необычайная гимнастка.
Только слепой может не заметить ее «иначесть». То, что она не такая, как все, чувствуется сразу. Отсюда и куча ее поэтических прозвищ – каждый пытается дать название этому феномену, а на ум приходят одни лишь метафоры. Романтическим журналистам понравилось выражение Яниной мамы, которая назвала гимнастку «ангелом с железными крыльями». Кто-то прозвал ее «хрустальной статуэткой». Президент ФИЖ Бруно Гранди после чемпионата мира в Штутгарте сказал, что Яна – словно с другой планеты и соревноваться она должна с ангелами, а не людьми.
И если б мое слово тоже чего-то значило, то я бы поддержала флешмоб и назвала Яну гением гимнастики. Непоэтично, но правдиво.
Восторженные отзывы о Яне Кудрявцевой начали доноситься, еще когда она была юниоркой. В составе юниорской сборной она приехала в 2012 году на Кубок Дерюгиной в Киев. И я не видела ее выступлений, потому что юниорки соревновались утром, а у меня были пары. Но когда я пришла в Дворец спорта и спросила у знающих людей, не пропустила ли я чего, мне ответили – в целом ничего такого, но вот Кудрявцева из России – это да, это стоило бы увидеть. Тот Кубок она выиграла. Но российский гимн на соревнованиях играет в 99% случаев, что тут необычного? А необычной, как оказалось, была та, в чью честь этот гимн играл.
Яна Кудрявцева перешла в сеньоры в послеолимпийский год, когда все звезды российской сборной ушли со спорта, и место лидера оказалось вакантным. Впрочем, было оно вакантным недолго. Ирина Винер уже перед первым стартом нового сезона объявила первым номером сборной Маргариту Мамун. Кудрявцева вначале не ездила на этапы Кубка мира, а на Гран-при выступала в рамках менее престижных международных турниров. Эти турниры она выигрывала с большим отрывом, да еще порой и обгоняя по баллам подруг по команде, выступающих в рамках Гран-при. Когда Яну все же отправили на Кубок мира – в Софию, она там стала первой, обыграв и Маргариту Мамун, и Сильвию Митеву, хозяйку соревнований. Дальше ее включили в состав сборной на чемпионат Европы. И Кудрявцева феерически выиграла золото в упражнении с мячом, получив рекордную оценку в 19 баллов. А так много в том сезоне не получал никто.
В 2013 году Яна Кудрявцева вместе с Маргаритой Мамун приехала в Киев на чемпионат мира. Традиционное противостояние «Россия – Украина» чувствовалось особенно остро. Украинские болельщики ждали побед своих гимнасток, это была необходимость. А главными соперницами Ризатдиновой и Максименко были, конечно, россиянки. Особенно Мамун, как провозглашенный лидер сборной. Наверное, поэтому в сторону Маргариты звучало так много «комплиментов» в ложе прессы. Но на то были причины - Мамун выступала не лучшим образом, валила элементы и тряслась (зато журналисты-мужчины были от нее без ума, внешность решает:). В общем, доставалось конкуренткам украинских гимнасток нормально. Но когда на ковер выходила Кудрявцева, все замолкали. Нет, никто не собирался за нее болеть, но, как мне кажется, говорить о ней плохо язык не поворачивался. Яна завораживала кажущейся кристальной чистотой своих выступлений, оказывая едва ли не гипнотическое воздействие.
И я помню, как за выступлениями Яны Кудрявцевой в многоборье тихонько наблюдала из-за кулис Альбина Дерюгина, тренер украинской сборной. А она больше ни за кем не наблюдала.
Да, Яна вмиг покорила весь мир своим коронным элементом, когда она делает переворот с крутящимся на пальце мячом. Но не только этим.
Появление Кудрявцевой было так необычно для мира гимнастики, где медали порой то даются, как пятерки в зачетку отличника-старшекурсника – по былым заслугам, то добываются в страшных боях. Вдруг под шум извечных разговоров о субъективности появляется эта маленькая девочка – гимнастка-эталон, с натянутыми коленями, выразительными руками, высокой культурой движений, словно сошедшая со страниц учебника. И свои элементы она выполняет так непринужденно, легко и качественно, что сомнений в том, кому нужно отдать золото, не возникает, и спорить об этом даже как-то не хочется.
Но был момент, который меня поначалу жутко злил.
После выигранных золотых медалей чемпионата мира Яна в интервью сообщила, что ей неважно, кто будет на первом месте – она или Мамун. И если Рита ее обгоняет, то она только радуется. А когда выигрывает она, то радуется Рита. И Мамун поспешно это подтвердила.
Такие высказывания не принимались моим сознанием. Почему Мелитина Станюта безумно радуется своему в сражениях доставшемуся третьему месту, а тот, кто оказывается на первой ступени пьедестала, вдруг сообщает, что ему это вовсе и не важно?!?
Но Яна свои победы воспринимала именно так. Еще через год на чемпионате она сдержанно и без эмоций кивала головой, увидев свою высочайшую оценку, которую остальным гимнасткам получить нереально, даже если они примут решение тренироваться по 24 часа в сутки. 19,999 балла из 20? Ну, ок. Мне казалось, что ей плевать на победы. И нет спортивной борьбы.
Художественную гимнастику на Европейских играх мы смотрели с девчонками.
«Ну посмотрите, ей ведь плевать на результаты, у нее космические оценки, а она просто кивает и идет дальше! Но таких оценок нет у ни кого! Почему она им не радуется? Почему зал ликует, а самой Яне до них нет дела? Это же нечестно. Почему остальные подают протесты, выбивая сотые балла, а Яна принимает все как должное?», - глупо возмущалась я.
«Ира, ты разве не видишь, Кудрявцева просто другая. Она из тех людей, которые не проявляют эмоций, она выше всего этого. Это благородство, это порода. Она голубых кровей и не будет открыто проявлять эмоции», - мудро отвечали мне.
И этот мудрый ответ куда больше был похож на правду.
А потом был Кубок мира в Казани. Яна Кудрявцева снялась с финальных соревнований из-за травмы. До лицензионного чемпионата мира оставался месяц. Поползли тревожные слухи. Но всех заверили – нет, травма не серьезная и Яна будет выступать в Штутгарте. Так и было – гимнастка выступила за команду, вышла в финалы, соревновалась в абсолютном первенстве. В многоборье она была не безупречна, в ленте путалась, ошибалась на элементах. И когда Кудрявцева, в последнем виде успешно выступив с мячом, в самом конце победно вскинула руку, я поняла, что эта победа далась ей непросто. Это не просто кивок головы при виде заоблачных оценок. Она обычно не проявляет так открыто свои эмоции.
Яна стала трехкратной абсолютной чемпионкой мира. В свои-то годы. «Что в свои 17 сделал ты?» – крутился вопрос в моей голове. А через несколько недель свой 18-й день рождения Яна встречала в больнице. Именно в этот день ей делали операцию. В 17 ты имеешь три золотые медали чемпионата мира, а в 18 – оказываешься на операционном столе?..
Оказалось, что травма ноги была серьезной. И на чемпионате мира выступать было больно. Но не выступать было уже нельзя. Делать замены было поздно. Снимись Яна с соревнований – Россия не смогла бы бороться за медаль в команде.
Я, конечно, понимаю Ирину Винер, рассказывающую о выступлениях Яны на чемпионате мира как о героическом поступке, проявлении патриотизма и готовности верно служить отечеству. Понятно, что не последнюю роль тут сыграли и личные амбиции Яны. Но мне больно слышать все это. Не выношу я героизаций. Все ведь намного проще – лучшей гимнастке мира просто поставили неправильный диагноз, запустили травму, дело закончилось операцией и довольно длительным как для гимнастки процессом восстановления. Но это ведь лучшая гимнастка мира. Будь хоть сто раз длинной скамейка запасных, сколько на этой скамейке сидит гениев вроде Кудрявцевой?
Яна же о своей травме рассказывала очень просто. А невеселые истории всегда еще страшнее, когда о них рассказывают с улыбкой.
«В конце августа на Кубке мира в Казани у меня сильно заболела нога. Там я поняла, что получила травму. Мне дали немножко отдыха и поставили диагноз «воспаление в зоне роста». То есть, ничего страшного, я могла выступать, и никаких рисков для получения серьезной травмы не было.
Сейчас нога прооперирована. Спасибо Ирине Александровне Винер, что после того как я приехала после чемпионата мира, мне протянули руку помощи и дали клинику в Германии, в которую мы с папой поехали. Но, к сожалению, там предложили операцию, которая требовала очень длительный процесс восстановления, и это могло поставить под угрозу мою дальнейшую карьеру и соревнования.
Но удача повернулась к нам лицом. Папе его друзья-спортсмены посоветовали клинику в Германии, где оперировались великие футболисты, хоккеисты. Вот там я и оказалась в свой 18-й день рождения. Считаю, что день рождения удался (улыбаясь) – операция прошла замечательно. И сейчас шесть недель после операции пройдут, мне снимут ортопедический сапог, и я уже смогу приступать к набору формы и включаться в тренировочный процесс».
Сейчас уже осталось около двух-трех недель. И я совсем не хочу нагнетать обстановку. Я верю, что Яна успешно вернется в соревновательный процесс, поедет в Рио и продолжит выступать после Олимпиады, ей ведь исполнится только 20!
Я просто хочу сказать, что таких, как Яна, нужно беречь. Такие, как она, бывают редко. Все так привыкли к тому, что Россия всегда первая, что стало уже практически неважно, кто именно стоит на пьедестале – гимн играет российский, очередной рекорд, опять Россия непобедима и выше всех на две головы. Но все-таки важно, кто стоит на пьедестале. Чертовски важно. Потому что художественная гимнастика - не конвейер медалей. Здесь тоже судьбы. Здесь тоже яркие личности. Звезды мирового уровня. Юные гении. Необычайные спортсменки. Никто не знает, как их беречь, но беречь их как-то нужно. И лучше бы обойтись без героических рассказов.