Иван Стретович: «Профессиональный спорт – это работа на износ»
В эпоху отстранения россиян от международных стартов, важно не забывать о заслугах наших талантов. На этой неделе спортивные гимнасты лишились статусов чемпионов мира, но в истории ребята останутся навсегда. Про начало профессиональной карьеры, жизнь после Олимпийских игр и именной турнир поговорили с серебряным призером Олимпиады в Рио-де-Жанейро в командном первенстве, чемпионом мира 2019 года в командном многоборье – Иваном Стретовичем.
- Ты не впервые в столице Южного Урала, что уже успел посмотреть в Челябинске? Появились ли любимые места?
- В этом году я уже во второй раз приезжаю в Челябинск. Мне нравится, что он похож на мой родной город – Новосибирск: такие же панельные дома. Приезжаю сюда, потому что мне нравится философия местных ребят. Нравится то, что они хотят сделать со спортивной гимнастикой в Челябинской области: они хотят развивать ее, проводя мастер-классы. Два месяца назад я прилетал поучаствовать в благотворительном мастер-классе, собранные с которого деньги передали в фонд помощи онкобольным детям. Через спорт мы стараемся помогать людям.
- Ты с шести лет занимаешься гимнастикой. Насколько ты разделил желание родителей отвести тебя в зал?
- Я ходил в детский сад, где на меня постоянно жаловались. В один прекрасный день туда пришел тренер по спортивной гимнастике и пригласил на отбор. Маме понравилась идея, так все и началось. В гимнастике уже 20 лет.
- Когда за твоей спиной длинный путь, считаешь ли ты, что для начала тренировок нужен определенный опыт, или дверь в гимнастику открыта для всех?
- После футбола, хоккея и любого другого вида спорта начать профессионально заниматься спортивной гимнастикой невозможно. После спортивной гимнастики можно пойти в любой вид спорта, потому что у тебя будет координация, растяжка. Многих детей приводят в гимнастику для общего развития, а потом отдают в другой вид спорта.
У меня есть знакомый хоккеист из клуба «Сибирь». Когда я занимался профессионально, он просто приходил, чтобы улучшить растяжку, так как был вратарем, а им это очень помогает.
- Кем ты хотел стать в детстве?
- Я уже ходил на гимнастику, мама у меня как-то спрашивает: кем будешь после гимнастики? Я отвечаю – тренером.
Тренерство – это очень интересно, но это адский труд. Я бы, наверное, не справился с этим. Тренер – это второй отец, второй родитель, который воспитывает.
Сейчас молодое поколение не особо рвется к тренерству. Молодые тренеры пытаются реализовать себя в местных городах. На большой арене, наверное, еще не место для них.
- Когда ты понял, что не представляешь свою жизнь без спортивной гимнастики?
- Я понял, что именно спортивная гимнастика – это моё всё, когда в 13 лет попал в сборную команду России. Когда я приехал на Олимпийскую базу, где тренируются спортсмены, за которыми я следил по телевизору и которыми восхищался, я не мог осознать, что сейчас буду с этими ребятами заниматься в одном зале. Это меня очень сильно мотивировало.
- Как изменились твои тренировки, когда ты осознал, что можешь поехать представлять страну на Олимпиаде? Когда началась серьезная подготовка?
- Моя подготовка началась с 13 лет. Как только ты попадаешь в сборную, ты понимаешь, что каждый день важен. Если ты дашь себе передышку, то откатишься назад. Профессиональный спорт – это большой труд. Иногда кажется, что можно совмещать учебу и профессиональную спортивную карьеру, но ничего подобного. Ты делаешь свой осознанный выбор: либо ты занимаешься спортом, либо ты занимаешься учебой. Здесь найдется только один человек из ста, который сможет совмещать.
- Попасть на Олимпийские игры и вернуться оттуда с медалью – мечта любого профессионального спортсмена. Когда у тебя появилась цель покорить спортивный Олимп?
- Каждый, кто профессионально занимается спортом, хочет достичь этого Эвереста. Олимпийские игры – самое важное событие спортивной карьеры. Не каждому покоряется эта вершина. Некоторые оступаются на низких этапах, кто-то не может шагнуть выше Чемпионата России или Чемпионата Европы – это их максимум. На самом деле максимум – это Олимпийские игры.
- Что самое главное дала тебе эта Олимпиада? Что ты из нее вынес?
- Облегчение и опустошение. Я не верил, что смог.
Когда я приезжаю на какие-то мероприятия, пока меня там не огласят, я забываю об этом. Ты просто тренируешься, тренируешься. Ты занял какое-то призовое место, прозвучал гимн твоей страны, ты сошел с пьедестала и все начинается заново.
Так же и здесь. Я испытал эту минуту славы. Поцеловал, погрыз медаль, почувствовал ее на груди.
- Есть такое выражение «занять второе место обиднее, чем последнее». Разделяешь ли эту позицию?
- В моей ситуации не обидно. Последняя олимпийская медаль до Рио-2016 было только в 2000-м году. Для спортивной гимнастики – это стало перерождением.
Профессиональному спортсмену важно, чтобы у него была медаль. Второе место значит, что ты где-то недоработал, третье место значит, что ты сильно где-то недоработал. Первое место не означает, что ты все сделал на максимум. Ты должен подтверждать это из года в год.
- После Олимпиады выяснилось, что ты выступал с травмой кисти. Как получилось преодолеть боль и продолжить бороться?
- Подготовка к Олимпийским играм – долгий путь, во время которого ты не застрахован от травм. Так, я сломал средний палец и не почувствовал этого, а он у меня неправильно сросся. Прошел месяц тренировок, все также больно. Оказалось, что у меня было три перелома: вся кисть была перерезана и перешита в итоге.
Мне сделали операцию в Германии. Я вернулся и смог восстановиться, хотя врачи говорили, что шанс 20 на 80. Гимнастика – это тот вид спорта, где ты постоянно держишь свое тело на руках.
Потом мы стали чемпионами мира в 2019 году. И вот кажется, что Олимпийские игры близко, осталось чуть-чуть потерпеть, а у меня старая травма опять дала о себе знать. Я оторвал две связки на этой же кисти: лучевую и локтевую. Сделали экстренную операцию в декабре 2020 года. Я понимал, что у меня остается пять-шесть месяцев и не факт, что я успею восстановиться. Тренерский штаб решил, что я еще не готов, поэтому я пропустил Токио.
- Чтобы стать профессиональным спортсменом нужна дисциплина. Как сейчас у тебя выстроен распорядок дня?
- Последние года два – очень сложно, так как нужно совмещать мероприятия в разных городах и тренировки. Я уже практически ветеран своего вида спорта, поэтому у меня есть поблажки. Я могу тренироваться по своему графику и параллельно общаться с людьми, принося пользу виду спорта.
- С таким плотным графиком находится ли время для отдыха?
- Отдых – это редкость. Один день без дел – это уже здорово, но тогда я стараюсь хотя бы на час съездить в зал, чтобы потренироваться.
Профессиональный спорт – это работа на износ. Поэтому нужно постоянно подпитывать свой организм.
- В этом году тебе исполнилось 26 лет. Собственный турнир – это подарок больше для тебя или для юных спортсменов?
- В начале октября мы провели мой именной турнир в Новосибирске. Открытие совпало с моим днем рождения. В нем приняли участие более 200 спортсменов. Нас даже поддержали три страны из ближайшего зарубежья: Казахстан, Беларусь и Азербайджан. Также приехали ребята из ДНР и ЛНР, для которых это первые соревнования. Они были в шоке от масштабов. Для них это был новый глоток воздуха.
Поэтому я толком не понял был ли день рождения. Из-за того, что ты - профессиональный спортсмен, день рождения постоянно выпадает на какие-то соревнования или мероприятия, поэтому праздновал я один-два раза за всю карьеру.
- Находится ли в твоем плотном календаре время для каких-то праздников?
- Не особо слежу за праздниками. Надо будет скачать приложение с праздниками на каждый день (смеется).
- Жизнь спортсменов полна аэропортов, переездов, городов и стран. Расскажи про самое интересное место, которое тебе удалось посетить.
- Мне очень понравилось в Латинской Америке. Бразилия – криминальная страна, но туда точно хочется вернуться. Я был там два раза, но готов поехать еще: природа и красота.
- Где еще ты хотел бы побывать, помимо тех стран, в которых уже был?
- В Америку очень хотел съездить, получил визу на три года, она еще год действует, но никак не получается. Очень хочу съездить в Перу. Там есть знаки на горах, хочется вживую их увидеть. В Египте хочется с рыбками поплавать. Много куда хочется. Было бы время.
- Ты из тех, кто больше мечтает, или ты более рационален?
- Я не мечтаю. Это, наверное, тоже минус. Если ставить какую-то цель, то глобальную, и идти к ней. Я такой человек, который если поставит цель и не дойдет до нее, то разочаруется в себе, поэтому я предпочитаю вообще никакие цели не ставить. Просто делаю то, что я умею, могу и хочу. Если все складывается, то хорошо. Как говорится, ваши ожидания – ваши проблемы. Не надо от других людей ничего ждать, нужно самому все делать.
Я не просто плыву по течению. Каждый сам выбирает для себя свои мечты. Если я хочу, то я стремлюсь. Здесь можно долго обсуждать. Я пока свою мечту не нашел.
Екатерина Акимова
Фото: Владислав Яковлев; Олег Наумов; ГАУ НСО «Центр подготовки по спортивной гимнастике Евгения Подгорного»