8 мин.

Олимпиадой в Токио спасли поколение спортсменов, но все ограничения превратили ее в бутафорию. Объясняем изнутри

Токио вкатился в Олимпиаду: теперь – каждый день звон медалей и каскад сюжетов.

Мы в Японии уже неделю, присмотрелись, хотя бы частично поняли процессы, маршруты, принципы. Это действительно особенные Игры – их такими сделала пандемия. Глава МОК Томас Бах, добившись проведения Олимпиады (с переносом на год и почти без зрителей), произнес важные слова: с полной отменой мы бы потеряли целое поколение спортсменов.

Спортсмены спасены, это турнир для них. 

Но что потеряли сами Игры? Как вообще они устроены в ковид-реальности? И насколько пострадали?

Оговоримся: в другой ситуации мы точно обошлись бы без внутренних/рабочих подробностей – но для истории лучше зафиксировать. Возможно, другой такой Олимпиады не будет.

Ковид-меры работают выборочно: организаторы могут и наказать за мелочь, и забить на все – как будто ограничений нет

Пузыря не получилось – сама задумка с ним выглядела наивно. 

В мегаполис с населением 14 млн разом въехали под 100 тысяч гостей (спортсмены, тренеры, персонал, журналисты) – обеспечить изоляцию/безопасность, учитывая расстояния и разброс десятков объектов, нереально. Японцы, впрочем, пытаются – и оттого зачастую порождают абсурд.

14 дней после въезда разрешено перемещаться только между аккредитованными сооружениями: объекты, отель, главный пресс-центр, деревня. Выход за олимпийский периметр и контуры личного активити-плана – наказание вплоть до депортации.

В город нельзя. Но на 15 минут можно – за продуктами: заполняешь бумагу, вписываешь номер аккредитации и время ухода-возвращения. А если аккуратно договориться с секьюрити, можно и на час. Только с аккредитацией на шее, чтобы камерам и службам было проще распознавать тебя на улице (то есть условие, которое противоречит ключевому запрету).

История коллег из «Спорт-Экспресса» – уже локальная легенда: на пути из аэропорта их высадили вдалеке от отеля – проезду мешала перегороженная дорога. Квартал они шли пешком, никто не встречал и не провожал.

На входах-выходах и всех аренах расставляют по яркой разметке на полу, рассаживают через пластиковые перегородки – и делают замечание, если отклонился. Но когда случается наплыв людей, система ломается и это никого не беспокоит. Показателен вечер открытия: каждый автобус к главному стадиону забили до предела, а сам путь от остановки к стадиону – получасовая, плотнейшая очередь с несколькими кордонами. 

На каждом, разумеется, требовалось держать дистанцию, прыскать руки антисептиком и подставлять лоб под сенсор-термометр. На обратном пути – то же самое, но уже без кордонов. 

В автобусе распыляют антисептик, но при этом люди едут плотно друг к другу – стоя, сидя по двое-трое. Выходит, ты в любой ситуации или виноват (если нарушил формальные требования), или жертва (если поймал вирус в толпе, которую создали организаторы).

И да, самозащита – по крайней мере, у СМИ – тут предельная: все дорожат аккредитацией, а ее лишение за положительный тест – это, по сути, конец Олимпиады.

Протесты незначительные, а вообще японцы тянутся к Играм – и недовольны больше от невозможности посмотреть

Вокруг каждого объекта – не просто пропускная система, а огромная зона отчуждения, чтобы не просочились болельщики.

Вероятно, так правильнее из соображений безопасности, но вообще символично: Олимпиада будто отгорожена от зрителей. Те прилипают к металлическим сеткам, просто чтобы выиграть несколько сантиметров – лучше рассмотреть фасад, гостей. Многие еще и здороваются наугад, машут руками. Наш автобус остановился на светофоре – вот реакция прохожих, которые заметили пассажиров через стекло.

Обыкновенные любопытство, желание прикоснуться к Играм и гостям – это неправда, что каждый житель Токио сердится из-за турнира, на который обречен его город. Скорее, многие недовольны тем, что не вовлечены в Игры. Хотя в Токио нет локдауна – народ гуляет, катается на велосипедах.

3-4 тысячи журналистов, утрамбованные в два сектора на открытии, это нормально для МОК и Оргкомитета. При этом остальные 60 тысяч мест пустуют – хотя непонятно, что мешало организовать хотя бы 10-процентую посещаемость и рассадить людей по огромной арене даже через 2-3 кресла.

Протесты, проходившие параллельно с открытием, отчасти разгорелись и поэтому: местные недовольны не самой Олимпиадой, а непоследовательностью правительства. Про это нам здорово рассказал японист Александр Раевский: «Долго действовал режим ЧС, кабаки и рестораны закрывались в 20:00 из-за коронавируса, там не продавали алкоголь, а тут мы пускаем людей со всего мира. Где логика? Почему месяц назад было так, а сейчас – все совсем иначе».

«В России ощущается неравенство: вот чувак на «Мерседесе», а вот бомж на вокзале. Здесь такого нет». Парадоксы Японии – глазами нашего ученого

***

Иногда правила доходят до абсурда: например, во всех туалетах на олимпийских объектах первые пять дней не работали (были специально закрыты ограничительными лентами) сушилки для рук. Сейчас их включили, хотя что могло поменяться за один вечер? Скорее, гости, уставшие от странных правил, просто пожаловались в оргкомитет.

Другой регламент: в курилку на выходе из пресс-центра (MPC) строгая очередь, а в самом месте для курения одновременно может находиться не более трех человек. Через 100 метров открыт фудкорт, где на небольшом пятачке ютятся более-менее эти же люди.

Или очередь в сувенирный магазин: ее нужно отстоять, соблюдая дистанцию. В итоге это место, где всегда толпа. При этом сам магазин – комнатка на 10 квадратных метров. И там среди полок тесно даже втроем, а ведь внутри еще секьюрити и продавцы. Если так важно пространство, что мешало сделать этот сборный павильон шире? 

Доехать до спортивных объектов – та еще задача. Все автобусы отходят от транспортного узла (MTM). И даже если вам нужно в соседний объект, до которого 7-10 минут пешком, так пройти не получится. Выходы в город закрыты, поэтому единственный путь – вернуться на MTM на автобусе (минут 20-40) и там пересесть на другой автобус (еще 20-40 минут). Хотя пешком – еще раз – этот путь можно преодолеть бы в 10 (!) раз быстрее.

Большой плюс: автобусы ходят четко по расписанию. За неделю в Токио опоздал только один – и то на 10 минут.

Еще один лабиринт – запись на соревнования. Круто, что есть возможность их посмотреть (это привилегия для журналистов), но сам процесс аккредитации – до слез. Нужно записаться за день до соревнований, получить подтверждение, а на самом объекте пройти еще один чек-ин, в том числе в микст-зону. Туда нужно получить специальный билет (на каждый матч отдельного цвета). Диктофоны и телефоны – только на подносах.

«Мы все там сжарились». Наш знаменосец Михайлов весь вечер проторчал на церемонии открытия, а через 15 часов вышел на Аргентину

Вчера на волейболе нам трижды меняли билеты в микст-зону, хотя там почти никого не было. Как и на самом стадионе, но пишущих журналистов зачем-то загнали на 4-й этаж.

Еще раз: это не претензии или жалобы, это просто детали, как тут все устроено. Часто – очень абсурдно.

***

Надо отдать должное: МОК сделал все возможное, чтобы провести эти Игры в жестких условиях.

МОК в принципе старается, меняется: добавили в девиз «Быстрее, выше, сильнее» слово «Вместе», отменили незыблемое правило 50, увлекли в олимпийские идеалы экстрим-молодежь – скейтборд, серфинг, скалолазание, BMX.

Но Игры без зрителей, когда Олимпиады и так теряют популярность и зрелищность, ужасно не вовремя. Есть ощущение: если бы Япония разрешила заполнять трибуны хотя бы на 10-20% (режим ЧС – не локдаун, который мы пережили в 2020-м – тут все ходят по улицам, только в масках), то негатива со стороны местных жителей удалось бы избежать. 

Люди бы ходили на стадионы, болели, знакомились с разными видами спорта и ощущали СОПРИЧАСТНОСТЬ К БОЛЬШОМУ СОБЫТИЮ. А так получается странная картина: Олимпиада проходит в Токио, но никак не касается самих японцев. Они ее не видят, не принимают в ней никакого участия, если не считать тех, кто работает волонтерами или в оргкомитете.

Олимпиада все дальше от простых людей. Все дальше от зрителей. Все больше и больше проигрывает тем развлечениям, которые понятны и доступны – сериалы / кино / игры.

К японцам – нет вопросов. Они очень вежливые, серьезные, пунктуальные, исполнительные. Прекрасная нация, которая любит порядок. Но с точки зрения организации в Токио слишком много абсурда, который легко списать на ковид-реальность. 

Но с этой реальностью нам еще, видимо, долго жить, а лишать Олимпиаду болельщиков, духа, встречи культур – большая ошибка. 

Так мы можем потерять не поколениЕ спортсменов, которое спасает Бах, а поколениЯ зрителей. А спорт без зрителей и эмоций – бутафория, только протоколы, которые так любят соблюдать в Японии.

Мы проникли в Токио – на Олимпиаду-2020: за нами следят два приложения, сдаем тесты плевками и ужинаем «Дошираком» 💪

Фото: Gettyimages.ru/Toru Hanai, Maja Hitij, Carl Court, Yuichi Yamazaki