7 мин.

«Ты без меня никто»: почему 20 лет назад поссорились Яна Батыршина и Ирина Винер

Ни для кого ни секрет, что художественная гимнастика достаточно миролюбивый вид спорта. И скандалы в ней – явление крайне редкое. Если они и случаются, то до болельщиков явно не доходят. Вопросы мирно решаются внутри стен Новогорска, и по телевизору фанаты вновь видят лучезарную гимнастическую семью.

Но иногда система дает сбой. Пожалуй, самый яркий претендент – это конфликт известной гимнастки Яны Батыршиной и не менее известного тренера Ирины Винер.

Справка:

Яна Батыршина

– российская гимнастка 1979 года рождения

– Серебряная призерка Олимпиады 1996 года

– За спортивную карьеру завоевала 180 медалей

– Завершила спортивную карьеру в 1998 году

– Замужем за известным продюсером Тимуром Вайнштейном

– Имеет двух дочерей и сына

Яна родилась в Ташкенте, там и начала заниматься художественной гимнастикой. Талант девочки раскрылся довольно быстро. Уже в девять лет она прошла сложнейший отбор в сборную Узбекской ССР. А через год была принята в молодежную сборную СССР. Там она и встретилась с Ириной Винер.

Сначала отношения тренера и гимнастки складывались более чем хорошо, им мог позавидовать любой прославленный наставник. Винер воспринимала маленькую Яну исключительно как украшение зала. И бриллиант этот требовал должного к себе отношения. На каждой тренировке Батыршину буквально одаривали подарками: Винер приносила то маленькие резиночки, то заколочки, то какие-то другие безделушки.

 

– Ирина Александровна дарила мне это все за то, что я просто есть, за то, что я улыбаюсь. Она меня ставила для отдушины к себе на площадку. Старшие девочки могли довести её, тогда она звала меня, и настроение сразу поднималось, – вспоминает Батыршина.

Однако рано или поздно такой детский спорт должен был перерасти во что-то более серьезное. И это совпало не с самыми приятными событиями в жизни страны – развалом Советского союза. Стало понятно, что спорт и в том числе художественная гимнастика в России будут развиваться лучше, чем в Узбекистане. Поэтому Ирина Винер поехала пытать счастье из в Москву, и собой взяла только двух гимнасток – Амину Зарипову и Яну Батыршину. Тогда началась совершенно другая гимнастика, другая работа и в конце концов другая жизнь.

Вскоре Винер позвонила в Ташкент родителям Яны и сказала, что их дочь абсолютно точно станет чемпионкой. Ошарашенные родители на свой страх и риск перерезали последние ниточки, связывающие их с прежней жизнью, и перебрались в Москву. Правда, найти хорошую работу им так и не удалось. Долгое время родители жили даже без прописки. Только через шесть лет – после олимпиады Яна смогла купить им квартиру.

 

Батыршина в это время тренировалась на олимпийской базе в Новогорске. И только один раз в неделю приезжала к родителям. К каждому ее приезду стол валился от разнообразных вкусностей. Однако девочка даже не подозревала, что такой фуршет в квартире бывает только один раз в неделю и только для нее. Все остальное время родители жили чуть ли не впроголодь.

Яна же продолжала усердно тренироваться. И отношения с Винер со стороны казались если не безупречными, то уж точно не плохими.

 

Под началом главного тренера Батыршины выигрывала чемпионаты мира, Европы, всевозможные международные турниры. Но главное испытание было впереди. В 1996 года российская команда поехала на олимпиаду в Атланту. Это были первые игры, на которые Россия поехала как отдельная страна. Опозориться было никак нельзя.

Как вспоминает сама Яна, выступательный марафон дался ей совсем не легко. К последнему выходу на ковер и физические, и психологические силы были уже на исходе. Но успех не заставил себя долго ждать, и на шею Батыршиной повесили долгожданную серебряную медаль. Подруга по команде Амина Зарипова стала только четвертой.

На олимпиаде Яна не остановилась и продолжила покорять мировую художественную гимнастику. Еще два года прошли под знаменем Батыршиной, однако в 1999 она резко завершает спортивную карьеру. Решение было более чем спонтанным. Обычные сборы в Италии ни с того, ни с сего, привели Батыршину к мысли о том, что гимнастический помост больше ее не манит. И ее можно понять, годы тренировок неизбежно приводят к усталости. Поэтому, дабы не превращать любимое дело в тяжкое бремя, спортсмены решаются уйти. К этому подталкивают и накопившиеся за многие годы травмы. Но тренеры далеко не всегда принимают уход гимнасток. Зачастую наставники просто не могут поверить, что любимый птенчик вылетел из гнезда и больше не вернется в спортивный зал. Примерно такая ситуация произошла и с Яной Батыршиной.

– Расставание было очень болезненным. Из тренеров никто не был этому рад. Даже сейчас, по прошествии двух десятков лет, с моими тренерами мы только здороваемся и прощаемся. У нас нет никаких отношений. И, мне кажется, у них все еще осталась обида. Но я совершенно точно не жалею, что тогда закончила, – так свой уход описывает сама Батыршина.

 

Но не стоит думать, что Яна тогда была единственной надеждой сборной. К этому времени на гимнастическом помосте засверкали новые звездочки – Алина Кабаева и Юлия Барсукова. Ирина Винер вплотную занялась ими.

Казалось бы, и у главного тренера, и у Батыршиной началась новая жизнь, в которой нет места старым розням.

Но не прошло и года как Яна дает скандальное интервью. Эмоции после завершения карьеры еще не остыли, поэтому некоторые высказывания могут показаться чересчур резкими. Яна без капли смущения заявляет, что никогда по-настоящему не любила художественную гимнастику, а наслаждалась только танцем. Оказывается, и в отношениях с Ириной Винер все было не так гладко. А Олимпиада в Атланте стала апогеем накопившихся конфликтов.

– Даже когда выиграла олимпийское «серебро», главный тренер нашей сборной Ирина Александровна Винер сказала: «Эта медаль не твоя». Так день, который мог стать счастливейшим в моей жизни, стал одним из самых ужасных..., – с некоторой обидой в голосе говорит Батыршина.

По ее словам, разногласия с Винер начались задолго до олимпиады. Когда Яна выиграла юношеское первенство Европы главный тренер начала уделять ей пристальное внимание и делать на нее уже взрослые ставки. Однако то ли далеко не мягкие методы Винер, то ли упрямый характер Батыршиной сделали невозможными спокойный диалог тренера и гимнастки. Главный тренер уже не приносила на тренировку различные побрякушки, и, напротив, начала требовать с Яны все больше и больше. И использовала для этого не самые щадящие методы. Батыршиной же такие тренировки давались совсем не легко, тем более что она оставалась такой мягкой и ранимой девочкой. В отличие от той же Алины Кабаевой, характер Яны нельзя было назвать по-настоящему спортивным. Очевидно, что непростые отношения с Винер стали если не решающим, то точно не последним фактором для завершения спортивной карьеры Батыршиной.

– Ирина Александровна, конечно, сделала для меня очень много. Но она так часто повторяла: «Без меня ты — никто!», что в конце концов я сорвалась и решила доказать, что это не так. Что я личность сама по себе. Я чувствовала, что должна уйти. Ведь если останусь, то признаю свою слабость и снова спрячусь под ее крыло, надежное, но жесткое. Многие в команде называют Винер мамой, говорят, что она — самый дорогой человек на свете. Но искренни ли они? Я по крайней мере не врала ей в лицо. Может, именно этого она и не смогла мне простить? – вспоминает Яна.

Винер, конечно же, не смогла стерпеть такие высказывания в свой адрес. И в скором времени выходит уже ее интервью. Главный тренер ясно дала понять, что выпада Батыршиной это лишь недовольства маленькой девочки. Дескать она не смогла пережить в команде появилась новая звезда Алина Кабаева. По словам Винер, уход Батыршиной и все ее последующие обвинения – не более, чем ревность к более талантливой гимнастке.

– Насчет моих слов – «без меня ты никто»... Это – бред. Я вообще так никогда никому не говорю. Наоборот, советуюсь со своими детьми. И я никто без спортсменки, и она – никто без меня, – полностью опровергает слова Батыршиной Ирина Винер.

Она припомнила Яне и то, как приносила ей подарочки и то, как забрала ее еще маленькой девочкой из Ташкента, и то, как помогла обустроиться в Москве ее родителям.

Как дальше сложились отношения Винер и Батыршиной, мы можем только догадываться. Публично о своем конфликте они больше не вспоминали. А Яна даже порой высказывалась, что, возможно, это было сл ишком эмоциональное подростковое поведение. В любом случае плохо друг о друге они уже не отзываются, по крайней мере публично.

В этой истории сложно найти правых и виноватых, да этого и не нужно. Вопрос лишь в том, какое сильное влияние оказывает на человека большой спорт, и в особенности большой тренер. Может ли наставник быть жестким, где грань этой жесткости, не подавляет ли она спортсмена, его личность. Наверное, у всех по-разному. Кому-то для работы нужен исключительно пряник, а кому-то и кнут хоть бы хны.