Анастасия Назаренко: «Я сделала выбор в пользу здоровья»
Как оказалось, к каждому собеседнику нужен свой подход, иначе не будет своеобразной краткосрочной химии, которая сделает интервью добротным. С Анастасией у нас не заладилось, поэтому общение с первой в моей практике Олимпийской чемпионкой вышло комом.
Правда, виноват в этом не только я, но и один из казанских салонов красоты, который прославленная гимнастка посетила за час до нашей встречи. Кто бы подумал, что некачественный массаж так вредит диалогу?!
– Тяжело ли было найти мотивацию для выступлений после победы на Олимпийских играх в 2012 году?
– Нет, тяжело не было. Она пришла практически сразу – это вторые Олимпийские игры. У меня была мотивация, но сложилось по-другому.
– На Олимпиаде в Рио вы не выступали по состоянию здоровья. Как чувствуете себя сейчас? Планируете ли продолжить карьеру спортсменки?
– Чувствую себя отлично. Карьеру, конечно, продолжать не планирую. Смысл? У нас большая скамейка запасных – очень много молодых, которые и по здоровью, и по данным, единственно только не по опыту, переигрывают нас.
Гимнастика начинается для детей с пяти лет, а заканчивается уже в восемнадцать. Я задержалась до двадцати трех, чтобы вернуться в Рио. Все-таки это пенсионерский возраст для гимнасток. У меня была мечта – вторые Олимпийские игры. Но то, что со мной произошло, наверное, не просто так. Нужно было сделать выбор, и я сделала его в пользу здоровья.
– За карьеру вы посетили множество городов и стран. Какой город запомнился особенно?
– Мы много где были, но на соревнованиях мы практически ничего не видим, потому что приезжаем с целью выступать, представлять свою страну. У нас практически нет времени на какие-то развлечения.
Если мы хорошо выступали, то был шанс, что Ирина Александровна (прим. – Ирина Александровна Винер-Усманова) позволит нам один день отдохнуть. Это было один раз в Париже. Действительно, тогда мне очень запомнилась поездка, потому что мы посетили Эйфелеву башню и Елисейские поля.
– Запомнилась ли вам Универсиада в Казани? Если да, то чем?
– Всем запомнилась. Атмосфера – мы впервые в жизни жили со всеми спортсменами в Деревне (прим. – Деревня Универсиады). Жили, там же питались, веселились, общались со всеми. Приятно было вдвойне выступать на Родине, и стены помогали.
– Позволили ли себе попробовать татарскую выпечку?
– Нет. Я, честно говоря, не ем такую еду. Я vegetarian.
– Есть ли соревнования, которые запомнились вам со знаком «минус»? Может это была плохая организация, неудобные раздевалки?
– Мы не обращаем на это внимание. Скорее обращаем внимание на то, как нас поддерживают. Поэтому плохая раздевалка или хорошая – это абсолютно не имеет значения. Организация практически всегда везде на хорошем уровне.
Единственное, когда в Болгарии выступали. Там, конечно, нас считают одними из главных соперников. Потому что Болгария, Россия, Италия, Белоруссия и другие некоторые страны всегда конкурируют. Болгария тогда нас не очень поддерживала. Зато сейчас они классные и я за них болею (смеется).
«Не очень поддерживала» – неужели болельщики свистели?
– Так бы сказать – аплодировали, чтобы мы еще раз потеряли. Но, может быть, это нас даже больше мотивировало дальше не терять и делать все без ошибок.
– Немного провокационный вопрос. Эти летом футболисты сборной России получили звания Заслуженных мастеров спорта…
– Да, я поняла о чем вы будете говорить (смеется).
– Учитывая, что вы сами Заслуженный мастер спорта, как относитесь к этому событию?
– Это абсолютно нормальный вопрос. Очень много спортсменов – Заслуженных мастеров высказались по этому поводу. Действительно, я считаю, что правила – есть правила. Нужно поступать так, как прописано в этих правилах, что получают звание за «золото» чемпионатов мира, а не просто за выход в одну четвертую финала. Нам за одну четвертую скорее могли просто голову оторвать.
Надо выиграть чемпионат мира или Олимпиаду, чтобы стать Заслуженным, я так считаю.
– Вам довелось лично встретиться с Владимиром Путиным. Какое впечатление он произвел на вас, как человек?
– Он всегда поддерживал нас, где-то мог пошутить. Всегда положительные эмоции от встречи с ним.
– После завершения карьеры, многие спортсмены набирают вес. Актуальна ли эта проблема сейчас для вас?
– Я не думаю об этом, я думаю о своем здоровье. Меня не волнует сейчас мой вес. Я считаю, что я хорошо выгляжу. Конечно, многие девушки стремятся к фигуре 90-60-90, но у меня такого стремления нет. Наше здоровье во многом зависит от того, как мы питаемся. Если на тарелке «правильные» продукты, то и вес будет в норме.
– Как вы пришли к тому, чтобы стать vegetarian?
– Я очень много болела. Я шесть раз лежала в больнице за два года – вот это меня и подтолкнуло.
– Болезни связаны со спортивной карьерой, из-за того что приходилось мало есть?
– Наоборот, много есть мяса, продуктов животного происхождения, много биодобавок для поддержания сил и здоровья.
У нас в команде нет диетолога. Сложности с контролем веса – это проблема многих гимнасток, потому что всегда нужно быть худым, стройным, подтянутым. Это основное – то, как ты выглядишь. Поэтому даже плюс пятьсот грамм – это кошмар для гимнастки, а правильно худеть никто не умеет. Я считаю, что это большая проблема нашей сборной, что у нас нет диетолога, человека, который бы подсказал как это делать.
– В Рио, вы попробовали себя в роли комментатора. Что интереснее – выступать на ковре или комментировать выступление своих подруг?
– Мне всегда было интересно выступать. Почему бы не попробовать себя также в роли комментатора? Мне интересно все, чем я занимаюсь.
– В одном из интервью вы говорили, что хотите научиться играть на фортепиано, встать на серф, открыть свой ресторан. Что-нибудь уже удалось?
– Ничего (смеется). Со временем цели и мечты меняются. Когда-то я мечтала открыть ресторан, но сейчас мне это не особо интересно. Встать на серф? Да, интересно. Надеюсь, что в следующем году это получится. А на фортепиано что-то тоже пока времени нет, но обязательно появится.
– Российские спортсменки из художественной гимнастики – завидные невесты…
– Правда?
– По крайней мере со стороны кажется так. Чем вы так пленяете мужскую половину?
– А вы как думаете? Я не знаю. Думаю, что мужчинам виднее, чем мы все-таки притягиваем. Не знаю. Наверное, растяжкой. Чем еще (смеется)?
– Помимо своей школы гимнастики в Калининграде сейчас чем еще занимаетесь?
– Да, есть школа. В Америке я тоже преподаю, тренирую детей. Также с подругой планируем запустить свой проект. Цель его – помощь людям вести здоровый образ жизни. В России есть проблемы с этим. В Америке тоже, но там хотя бы развита система питания – то же веганство. В какой ресторан не приди, там будет меню vegetarian. А тут мало таких мест. Не то, чтобы это пропаганда.
Мы планируем начать с Америки. Именно на примере своей истории я хочу сказать людям, что здоровый образ жизни – это отказ от мяса. Сейчас такое мнение стало широко распространяться. Многие, действительно, отказываются от мяса и чувствуют себя лучше. Может быть, мой пример поможет некоторым людям.
Вы живете в Нью-Йорке. Чем продиктован такой выбор города/страны?
– Я не выбирала, я даже и не мечтала, честно говоря. Просто так сложилось по работе.
– Удается ли на расстоянии поддерживать работу вашей школы?
– Как получается, конечно, приезжаю. Последний раз, кажется, была год назад. Конечно, хотелось бы туда почаще приезжать, тренировать. Хорошо, что есть наставники, которые поддерживают школу, обучают детей.
– Есть ли талантливые дети, которых сразу видно в общей массе?
– Сейчас художественная гимнастика настолько популярный вид спорта – самый, наверное, популярный вид спорта для девочек, поэтому берут всех. Раньше, в мое время, это был отбор, приходили на просмотр. Там говорили «вот у вас спина дубовая, данных нет, вам не стоит заниматься» или же наоборот – «у вас данные есть, мы вас берем». Сейчас берут всех. И, конечно, большинству все-таки тяжеловато.
Те, кто талантливы…Вы знаете, талантливым быть мало, нужно уметь работать. А еще так как это сложно координированный вид спорта, здесь нужно думать. Если с мозгами все хорошо, то у человека в гимнастике все получится.
– Дайте, пожалуйста, несколько советов начинающим гимнасткам и их родителям.
– Могу дать совет родителям – быть родителями, и не мешать рабочему процессу. А также все-таки наблюдать за своим ребенком, потому что бывает, что ему не нравится заниматься, а родители настаивают, потому что у них свои амбиции. Это самое ужасное, когда ребенок занимается не тем, что ему нравится. Тогда он вырастет бедным, несчастным человеком.
– Если бы вдруг вы не попали в художественную гимнастику, как думаете, чем бы вы занимались сейчас?
– Наверное, я бы пошла учиться, как все нормальные или ненормальные люди (смеется). Я не знаю, честно говоря. Как вот складывается, знаете… Многие люди хотят стать, например, стоматологами, а становятся космонавтами. Может быть, так и нужно было, чтобы я стала гимнасткой.