17 мин.

Наталья Крутикова: Футзалу не нужно «побеждать» большой футбол

Директор МБОУ ДО СШ «ВИЗ» Наталья Александровна Крутикова об истории и функционировании  школы ВИЗ , проблемах юношеского футзала на общероссийском уровне.

-Прежде всего, что представляет собой школа ВИЗ – количество возрастов, тренерский состав.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования спортивная школа по футболу «ВИЗ» (далее - МБОУ ДО СШ «ВИЗ») берет свое начало в истории клуба МФК «ВИЗ», основанного в 1992 г. его президентом Ивановым Григорием Викторовичем, который поставил перед собой задачу развития в регионе детско-юношеского мини-футбола (футзала). Настоящий прорыв в развитии детско-юношеского мини-футбола (футзала) произошел 2 сентября 2002 г., когда была создана МБОУ ДО СШ по футболу «ВИЗ». Она стала первой мини-футбольной школой в России. Школа проделала большой путь, преодолевая определенные трудности в своем развитии и по праву считается одной из лучших в стране.

Школа является кузницей кадров для команды мастеров МФК «Синара. На сегодня состав МФК «Синары» на 100% укомплектован воспитанниками школы, и практически каждый клуб Суперлиги в своем составе имеет как минимум одного игрока.

Сейчас школа – это учреждение, ориентированное на подготовку высококвалифицированных, профессиональных футболистов, путем реализации дополнительных образовательных программ спортивной направленности. 

В школе в рамках муниципального задания (это бюджетные группы) проходят обучение 480 футболистов в возрасте от 8 до 18 лет, и в рамках внебюджетной деятельности реализуется общеразвивающая программа для детей от 4 до 8 лет. Это 90-100 человек ежегодно. Необходимо отметить, что новую страницу в истории школы открыл тренер Новиков И.В., впервые набрав в 2009 году девочек, и на сегодняшний день наши юные футболистки 4 сезон подряд представляют школ и клуб на женском Чемпионате и Кубке по футзалу. В историю – в сезоне 2021-2022 женская команда стала серебряными призерами Кубка России по футзалу.

В школе работают опытные высококвалифицированные, а также молодые и амбициозные тренеры-преподаватели, большинство из которых выпускники школы ВИЗ. Сегодня в школе работает 12 тренеров-преподавателей, которые ведут каждый свой возраст, начиная с ребят 2017 года и заканчивая 2008 годом рождения. Двое тренеров-преподавателей работают с командами девочек. В структуре школы также имеется тренер по вратарской подготовке и два тренера по общей физической подготовке.

-Кроме Юниор –Лиги в каких соревнованиях участвуют команды школы?

Конечно же Юниорлига для нас это системообразующий турнир и очень важный как для развития футболистов, так и для клубной системы в целом.Но Юниорлига проводится в двух возрастных категориях до 16 лет и до 18 лет, поэтому остальные футболисты участвуют в других официальных соревнованиях в соответствии со стандартом спортивной подготовки по виду спорта футбол.К таким соревнованиям относят Первенство города Екатеринбурга по футзалу и футболу, Первенство Свердловской области по футзалу, Межрегиональные первенства по футзалу и Первенство России по футзалу. С прошлого сезона мы вернули славную традицию школы и клуба и возобновили проведение предсезонного турнира «Кубок ВИЗа» по футзалу во всех возрастных категориях, собирая сильнейшие футзальные команды в одном месте.

-Как происходит взаимодействие с профессиональным клубом?

Это ключевой момент для успеха школы. У школы с клубом давно выстроена вертикаль взаимодействия и существует девиз, который нас сопровождает на всем пути: «Одна клуб, одна школа, одна цель!».

То, что нас делает единым:

Единая игровая модель: философия и технико-тактические принципы, заложенные в школе, должны быть синхронизированы с игровой моделью основной команды. Это позволяет игрокам легко адаптироваться при переходе в основной состав.

Тренерский обмен опытом: у каждого тренера школы есть уникальная возможность абсолютно свободно посещать тренировки основного и дублирующего составов Синары.

Идеология:ежегодно совместно с клубом мы проводим «Посвящение в футболисты» юных игроков этапа начальной подготовки. Футболисты школы имеют возможность бесплатно посещать домашние игры МФК «Синара». В 2025 году летом совместными усилиями с клубом был открыт музей истории школы «ВИЗ», куда можно прийти и окунуться во всю атмосферу футзала. Ежегодно привлекаем игроков основной команды для проведения юным футболистам мастер-классов и совместных тренировок.

- Насколько сложно конкурировать с большим футболом в плане привлечения молодого поколения?

Чрезвычайно сложно, почти нереально конкурировать на равных, но у футзала есть свои уникальные преимущества и стратегические ниши для привлечения молодежи.Факторы, делающие конкуренцию с большим футболом крайне сложной – это масштаб и ресурсы, невероятные бюджеты на маркетинг, медиа, инфраструктуру, звездные  зарплаты и контракты.

На сильных сторонах футзала можно выстроить стратегию привлечения:

Больше касаний мяча: на маленькой площадке игрок касается мяча в разы чаще. Для детей это ключевой фактор удовольствия и быстрого прогресса в технике.

Меньше барьеров: можно играть в зале круглый год, не завися от погоды.

Динамика и зрелищность: Высокий темп, много голов, сложная техническая работа (финты, обводки и взаимодействия в ограниченном пространстве).

Отличная школа мастерства: Все тренеры признают, что футзал — лучшая школа для развития индивидуальной техники, тактического мышления в сжатом пространстве и скорости принятия решений. Многие звезды большого футбола (Неймар, Криштиану Роналду, Лионель Месси) в детстве играли в футзал и отмечают его пользу.

Футзалу не нужно «побеждать» большой футбол. Ему нужно найти свою устойчивую и привлекательную нишу. Делая акцент на том, что это не конкурирующий вид спорта, а идеальная база для развития футболиста, необходимо развивать партнерство с футбольными академиями, продвижение этой идеи среди родителей и детских тренеров.

Олег Шатов воспитанник школы ВИЗ

-Отслеживаете ли Вы своих выпускников. В том числе тех кто не играет в ВИЗ? И как Вы используете полученные данные? С учётом того, что воспитанник может проявить свои качества и в более поздние сроки.

Выпускников школы отслеживаем ежегодно. Кто-то переходит в дубль, кто-то в основную команду, многие поступают в институты и продолжают играть на любительском уровне. Некоторые футболисты на правах аренды переходят в другие клубы или заключают профессиональные контракты. Есть очень яркие примеры, когда футболисты в других клубах «раскрываются» как профессиональные игроки. К таким можно отнести Окулова Максима, который сейчас играет за «Кристалл», г. Санкт-Петербург, Костромина Александра ныне вратарь «Торпедо» г. Нижний Новгород, Оппер Антона игрока «Торпедо». На вопрос «Почему не заиграл в Синаре, а уже позднее в другом клубе?»  Тут много аспектов и причин, одни из ключевых:

- высокая конкуренция в составе;

- недоверие тренера или скорее несовпадение с требованиями тренера;

- гетерохронность развития футболистов.

Если выпускники, не показавшие ярких результатов в юниорах, «взрываются» в 20-22 года в других командах – это повод пересмотреть методы оценки и подход к развитию «позднорасцветающих» игроков.

Для школы ВИЗ бывших игроков не бывает. Они всегда могут вернуться в качестве игроков, тренеров, наставников.

-Какие современные разработки Вы используете для оценки способностей ребёнка? По какому принципу проходит отбор в команды школы?

Это очень важный вопрос, который затрагивает два ключевых аспекта: современную диагностику и спортивный отбор. В 2024 году совместно с Департаментом спорта был реализован научный проект и на базе школы был создан Центр спортивных инноваций. На сегодня мы единственная детская школа в стране, которая имеет возможности проводить юным спортсменам диагностику их функциональной и психофизиологической подготовленности. Мы с использованием современного оборудования, авторских методик, проб и тестов можем оценить текущее состояние спортсмена, а также прогнозировать его потенциал и индивидуальные способности.

Комплексная оценка подготовленности спортсмена включает два блока:

1.    Функциональное тестирование, которое включает в себя несколько проб и тестов:

- антропометрические данные;

- Скоростно-силовое тестирование на велоэргометре;

- прыжковое тестирование на тензоплатформе;

- стабилометрия;

- тест на тренажере «Звезда»;

- тест на тренажере RVW (собственная разработка);

- челночный бег с использованием датчиков X-light;

- бег 10 метров с использованием системы «Старт-финиш».

2. Психофизиологическое тестирование на компьютерном комплексе «НС-Психотест»:

- простая зрительно-моторная реакция;

- реакция выбора;

- помехоустойчивость;

- теппинг-тест;

- реакция на тренажере CORE.

После прохождения тестирования специалисты центра готовят отчет и рекомендации по дальнейшему планированию и корректировке тренером тренировочного процесса.

Научный подход позволяет трансформировать тренировку из набора упражнений в управляемый и прогнозируемый процесс развития, где каждое решение тренера подкреплено данными, а рост юного футболиста происходит с оптимальной скоростью и минимальными рисками для здоровья. Это инвестиция в долгосрочную карьеру и здоровье ребёнка, а не только в сиюминутный результат.

Отбор, как и набор на начальный этап подготовки регламентируете стандартом спортивной подготовки по виду спорта «футбол» (дисциплина «футзал»), в котором прописаны минимальные требования к участникам образовательного процесса, в том числе и требования к подготовленности и квалификации юных футболистов на каждом этапе спортивной подготовки. В школе нет селекционного отдела, но селекционная работа ведется тренерами, приглашаются в команды на просмотр перспективные футболисты из других городов Свердловской области и регионов России.

Обычно отбор включает оценку физических и технико-тактических качеств (базовые двигательные навыки, координация, ловкость, техника владения мячом, игровое мышление или проще понимание игры), а также психофизиологические и личностные качества (скорость обучения, работоспособность, мотивация, командность, волевые качества и др.).

-На Ваш взгляд почему сейчас игроки после окончания карьеры не особо желают работать с молодёжью?

Феномен действительно существует, особенно в сравнении с такими видами спорта, как хоккей или баскетбол. Причины, почему бывшие профессиональные футболисты и футзалисты нечасто идут в тренерскую работу с молодёжью, комплексные и касаются как системных проблем, так и личного выбора.

Основные проблемы:

1. Объективные барьеры и системные проблемы:

Отсутствие тренерского образования как обязательного условия в прошлом. Многие игроки заканчивали карьеру, имея только игровой опыт, но без диплома тренера. Получение лицензий (UEFA B, A, Pro) – это долгий, дорогой и бюрократический процесс, на который не все готовы тратить время и деньги.

Низкая зарплата на старте. Работа в детско-юношеской школе (ДЮСШ) или в академии на начальных позициях (помощник тренера, тренер группы) оплачивается весьма скромно, особенно в регионах. Для человека, привыкшего к определённому уровню доходов, это серьёзный демотиватор.

Конкуренция с «профессиональными тренерами». Многие тренеры в молодёжном футболе – это не бывшие звёзды, а люди, которые сразу пошли по педагогической/тренерской стезе. У них есть профильное образование (физкультурное), опыт работы с детьми, методические знания. Бывшему игроку нужно конкурировать с ними, имея зачастую только свой авторитет.

Сложность карьерного роста. Путь от тренера детской группы до главного тренера молодёжного состава или даже первой команды может занять многие годы и требует не только тренерского таланта, но и административных навыков, умения строить отношения в клубе.

2. Субъективные причины и личный выбор

Эмоциональное выгорание. После 15-20 лет в профессиональном спорте, с его жёстким графиком, стрессом и переездами, многие хотят «пожить обычной жизнью», отойти от футбола. Работа с детьми – это тоже огромная эмоциональная и педагогическая нагрузка.

Отсутствие педагогического призвания. Великий игрок ≠ великий тренер, и уж тем более ≠ хороший педагог для детей. Работа с молодёжью требует терпения, умения объяснять, понимания детской психологии. Это совсем другие навыки, нежели те, что нужны на поле.

Олег Ролин бывший игрок ВИЗ ныне тренер школы ВИЗ

-На Ваш взгляд насколько юному футболисту сложно совместить тренировки с учёбой?

Это организационный вызов. Совмещать футбольные тренировки с учебой – это сложная, но абсолютно выполнимая задача, требующая высокой самоорганизации, дисциплины и поддержки со стороны родителей и администрации школы. Это путь для организованных, целеустремленных и трудолюбивых спортсменов. Успех зависит не столько от таланта, сколько от умения планировать, договариваться и правильно расставлять приоритеты. Многие профессиональные футболисты получили хорошее образование именно благодаря такой «закалке» в юности.

-Как Вы считаете не слишком современные технологии убивают индивидуальные способности ребёнка. Проще говоря молодой футзалист начинает искать готовое решение, а не думать?

Это интересный и важный вопрос, который активно обсуждается в кругу тренеров. Разберем его с двух сторон.

Аргументы «ЗА» (технологии могут подавлять индивидуальность):

Шаблонность решений: Видеоанализ, тактические схемы и готовые алгоритмы действий («здесь нужно отдать пас, здесь сделать смещение») могут превратить игру в выполнение заранее запрограммированных действий. Ребенок может перестать «видеть» нестандартные возможности на площадке.

Снижение импровизации: Футзал — игра с очень малым пространством, где ценится мгновенная реакция и креатив. Чрезмерное увлечение «правильными» тактическими моделями может загнать игрока в рамки, убивая спонтанность, обманные движения и неожиданные решения.

Перегрузка информацией: Юный игрок может начать думать больше о выполнении инструкции («тренер сказал в этой зоне играть так»), чем о сиюминутной игровой ситуации, теряя естественность.

Аргументы «ПРОТИВ» (технологии — это инструмент, который при правильном использовании помогает):

Ускорение обучения: Технологии (аналитика данных, GPS-трекеры, видеоразборы) позволяют быстро показать игроку его ошибки и сильные стороны. То, на что раньше у тренера уходили месяцы наблюдений, теперь можно наглядно продемонстрировать за один сеанс разбора.

Развитие тактического интеллекта: Современные инструменты помогают юному футзалисту лучше понимать саму логику игры: почему здесь нужно открыться, а здесь — закрыть соперника. Это не «готовое решение», а углубленное понимание принципов.

Индивидуализация подготовки: Датчики нагрузки помогают избежать перетренированности и выстроить персональный план. Видеоанализ техники позволяет шлифовать индивидуальные навыки (удар, передача).

Мотивация: Для поколения Z технологии — естественная среда. Интерактивные платформы, геймификация тренировок могут повысить вовлеченность.

Ключевой вывод: проблема не в технологиях, а в методике их применения.

Роль тренера — критична. Хороший тренер использует технологии как дополнение, а не замену творчеству. Он должен создавать на тренировках ситуации, где нужно импровизировать, принимать нестандартные решения, играть в условиях неопределенности (например, игры в меньшинстве, ограничении касаний, свободные «вольные» упражнения).

Баланс — основа. Тренировочный процесс должен сочетать:

Аналитическую часть (разбор по видео, изучение схем).

Творческо-импровизационную часть (игры и упражнения с минимальными ограничениями, где ценится неординарный поступок).

Опасность представляет не сама технология, а «роботизированный» подход к обучению, когда тренер требует механического выполнения схем, не объясняя принципов и не поощряя фантазию.

Современные технологии в футзале сами по себе не убивают индивидуальные способности. Они — мощный инструмент. Они становятся опасностью, если заменяют собой развитие игрового интеллекта и креативности. Задача тренера – использовать технологии, чтобы расширить понимание игры, дать игроку больше инструментов для реализации, но при этом сохранить и развить его способность к нестандартному мышлению и импровизации, которые являются «душой» футзала.

- И последний вопрос проблемы юношеского футзала.

Ситуация в детском футзале сегодня — это парадокс. С одной стороны, мы наблюдаем невероятный рост популярности дисциплины, бум частных школ и высокую вовлеченность детей и родителей. С другой — эта стихийность породила системные проблемы, которые тормозят наше движение вперед.

1. Создание Единой Национальной Программы Подготовки (ЕНПП) — наш фундамент.

   - Проблема: Отсутствие единого «золотого стандарта» от РФС приводит к тому, что в каждой школе, особенно частной, ребенок получает разрозненные знания и навыки. Нет преемственности между этапами подготовки, что ломает карьеры перспективных игроков.

   - Решение: Необходимо разработать и внедрить ЕНПП. Эта программа не должна быть догмой. Это — рамочный документ, который определит:

     - Цели и задачи для каждого возраста (от 4-5 до 16-17 лет).

     - Стандарты технико-тактической подготовки: какие элементы и в каком объеме должен осваивать ребенок в 6, 8, 10 лет.

     - Модель игрока: портрет выпускника каждой возрастной категории.

     - Методические рекомендации по построению тренировочного процесса.

   - Это позволит тренеру частной или государственной школы работать в единой парадигме, а ребенку — беспрепятственно переходить из одной школы в другую без потери качества подготовки.

2. Упорядочивание работы с частными школами — от конкуренции к кооперации.

   - Проблема: Частные школы часто видят в друг друге лишь конкурентов, что приводит к «переманиванию» детей, ценовым войнам и нездоровой атмосфере.

   - Решение: Региональным федерациям необходимо выступить интеграторами.

     - Аккредитация и лицензирование. Ввести систему лицензирования тренеров и аккредитации школ, соответствующих стандартам ЕНПП.

     - Единая лига и календарь. Создать централизованный календарь соревнований для всех аккредитованных школ, чтобы исключить хаос и «переигровки».

     - Обмен опытом. Организовать регулярные методические семинары и конференции для тренеров всех школ.

3. Омоложение футзала и ранний старт соревнований: приоритет — развитию, а не результату.

   - Проблема: Мы наблюдаем опасную тенденцию: дети начинают участвовать в официальных турнирах слишком рано, в 5-6 лет. Это порождает «гонку за кубками», где тренеры и родители требуют победы любой ценой, калеча психику ребенка и убивая долгосрочный потенциал.

   - Решение: Четко регламентировать соревновательную деятельность по возрастам.

     - Этап 1 (5-8 лет): «Фестивали футзала». Полный отказ от турнирных таблиц и подсчета очков. Акцент на участии, освоении правил, празднике движения. Форматы 2х2, 3х3 на малых площадках.

     - Этап 2 (9-12 лет): «Учебно-соревновательный». Введение турниров, но с приоритетом на качество игры, а не на результат. Обязательная ротация состава, чтобы играли все, а не только сильнейшие.

     - Этап 3 (13+ лет): «Спортивный». Полноценные соревнования с борьбой за результат, но на хорошо подготовленной базе.

4. Физическое и психофизическое развитие и здоровье: основа основ.

   - Проблема: Низкий уровень ОФП, вызванный малоподвижным образом жизни вне зала, ранней узкой специализацией и отсутствием грамотного планирования нагрузок.

   - Решение:

     - Интеграция с ОФП и смежными видами. В младших группах (до 10 лет) до 40% тренировочного времени должно уделяться общей физической подготовке, гимнастике, акробатике, легкой атлетике и подвижным играм. Это залог профилактики травм и будущего спортивного долголетия.

- Углубленное развитие когнитивных способностей детей 6-12 лет.

     - Образовательные программы для родителей. Проводить лекции о важности сна, питания, восстановления и дополнительной активности ребенка вне зала.

     - Обязательный медицинский контроль. Внедрение ежегодного углубленного медицинского обследования (УМО) для всех детей, занимающихся в аккредитованных школах.

5. Внедрение системы мониторинга и контроля подготовленности.

   - Проблема: Мы вслепую готовим спортсменов. Не понимаем, как они реагируют на нагрузки, каков их функциональный потенциал и психологическое состояние.

   - Решение: Разработать и внедрить на федеральном уровне цифровую платформу для сбора данных. Она должна включать следующие блоки:

     - Функциональный блок:

       - Тесты на скорость, ловкость, выносливость.

       - Контроль ЧСС во время нагрузок и восстановления (с помощью доступных гаджетов).

     - Психофизиологический блок:

       - Тесты на реакцию, внимание, оперативное мышление когнитивные функции.

       - Анкетирование для оценки мотивации, уровня тревожности, отношений в команде.

     - Медицинский блок: результаты УМО, данные о травмах.

   - Это позволит тренеру выстраивать индивидуальную траекторию развития, вовремя замечать переутомление и таланты, а федерациям и клубам — видеть объективную картину по стране.

6. Детские тренеры.

- Проблема: Дефицит детских тренеров по футзалу в России вызван комплексом причин:

- Финансовые: Низкие зарплаты в детском спорте, особенно на старте карьеры. Многие специалисты уходят в более прибыльные сферы (большой футбол, фитнес, частные школы).

- Мотивационные: Высокая нагрузка, бумажная работа, большая ответственность при скромном вознаграждении.

- Подготовка кадров: Недостаточно узкоспециализированных учебных программ для тренеров именно по футзалу. Часто подготовка идёт «на базе» футбола, без учёта специфики.

- Конкуренция с футболом: Футзал традиционно менее популярен и медийен, чем классический футбол, что влияет на приток молодых специалистов.

- Региональный дисбаланс: Проблема острее в небольших городах и регионах, где мало спортивных школ и возможностей для трудоустройства.

- Последствия:

- Низкое качество начальной подготовки талантливых детей.

- Перегруженность существующих тренеров (большие группы, меньше индивидуального подхода).

- Сдерживание роста массовости и профессионального уровня российского футзала в долгосрочной перспективе.

- Решение: Финансовая поддержка и стимулирование, подготовка и переподготовка кадров на основе узкоспециализированных программ по детскому футзалу, обязательные длительные стажировки в ведущих спортивных школах под руководством опытных наставников, создание доступной системы курсов повышения квалификации, вебинаров, обмена опытом с привлечением зарубежных экспертов, строительство и модернизация залов, доступных для занятий в разных регионах. Нет залов — нет рабочих мест.

Для решения обозначенных проблем необходимо системное и комплексное вмешательство, включающее разработку и внедрение единой программы, развитие инфраструктуры, повышение квалификации тренеров, создание условий для массового участия и научно-обоснованное управление процессом развития.

Наша совместная задача — превратить детский футзал из поля стихийной конкуренции в стройную, научно обоснованную систему, где главной ценностью является здоровый, умный и технически оснащенный игрок, который влюблен в игру. Для этого нам нужна консолидация усилий РФС, региональных федераций, частных и государственных школ, врачей, психологов и, конечно, родителей.