9 мин.

Почему Португалия в финале

Вадим Лукомский – о причинах уверенного выхода Португалии в финал.

alt

Фернанду Сантуш внес 3 изменения в состав, обыгравший Польшу в серии пенальти. Играющий на турнире не полностью здоровым (следовательно, не все матчи) Рафаэл Геррейру все-таки сумел принять участие и заменил Элизеу на левом фланге защиты. Травмированного Пепе заменил Бруну Алвеш, дисквалифицированного Вильяма Карвалью – Данилу Перейра.

Изменения в составе Уэльса тоже были вынужденными. Формально Джеймс Коллинз заменил Бена Дэвиса, Энди Кинг – Аарона Рэмзи, но на деле все окажется труднее.

alt

Ослабленные составы предопределили главные тактические интриги матча – кто лучше справится без важных игроков.

Нехватка Дэвиса ударила по выходу из обороны

Несмотря на справедливость разговоров о нехватке Рэмзи, не менее важную роль сыграло отсутствие Дэвиса. Защитник «Тоттенхэма» проводил достойный, но не самый яркий даже среди игроков обороны турнир, но перестановки в линии, связанные с его отсутствием, очень сильно ударили по командному балансу. Честер занял место Дэвиса (левый центральный защитник), Коллинз расположился на традиционной позиции Честера (правый ЦЗ).

Такое расположение защитников всерьез ударило по атакующей игре Уэльса. В 4 из 5 предыдущих матчей Уэльс строил атаки с явным уклоном на правый фланг. Исключение – матч с Англией, который едва ли показателен, там Уэльс владел мячом всего 30% и лишился шанса строить позиционные атаки. Такая картина сложилась, потому что на этом краю играет Крис Гантер. Он лучше Нила Тэйлора (с противоположного фланга) представляет, как должен двигаться закрывающий весь фланг крайний защитник, обладает лучшей подачей и банально смелее в подключениях.

Располагаясь ближе к правому флангу, достаточно техничный для ЦЗ Честер неплохо справлялся с задачей доставки мяча на Гантера, который обеспечивал ширину на ключевом для команды фланге. Например, в удачном матче с Бельгией комбинация передач Честер-Гантер была самой частой для Уэльса. Коллинз же – старомодный британский ЦЗ, компенсирующий тотальную нехватку техники мощью и самоотверженностью. С ним в составе акцент резко сместился на левый фланг (41% – главное направление Уэльса в этом матче). Карты передач Коллинза (из вчерашнего матча) и Честера против Бельгии хорошо показывают, что это не какой-то хитрый умысел, а банальная техническая непригодность Коллинза для роли:

alt
alt

Коллинз пасует Гантеру намного реже Честера и исключительно на своей половине

Проблема была достаточно предсказуемой, почему же Коулмэн все равно решил поменять позицию Честера и использовать там именно Коллинза (ведь даже вариант «Коллинз самый центральный, Уильямс правее» давал больше вариантов для игры в пас)? Два предположения. Во-первых, при выборе из двух правшей на позицию ближе к левому флангу (что в тройке, что в четверке) принято ставить более техничного ЦЗ для уверенности под прессингом соперника, который может пользоваться слабой ногой такого защитника. Во-вторых, что более важно, при обороне в штрафной Коллинз оказывался против навесов на Роналду, а Честер – против мобильного Нани. Учитывая, как легко Роналду перепрыгнет Честера при угловом во втором тайме, в этом был смысл. Пожалуй, Коулмэн просто-напросто полагал, что большую часть матча его команде предстоит обороняться.

Португалия снова играет осторожно

На деле Уэльс владел мячом больше соперника в каждом из таймов. Это не случайность, а часть плана соперника: Португалия совсем не оказывала давления на тройку защитников, но хорошо подготовилась к игре против динамичной четверки полузащитников. Учитывая трудности команды Коулмэна в первой стадии атак, это само по себе давало Португалии ощутимое преимущество.

Второй проблемой Уэльса при попытках выходить в атаку была нехватка свободы у Джо Аллена. Как правило, на него, очень умно выбирая момент для давления, выдвигался проведший великолепный матч Адриен. Полузащитник «Спортинга» мастерски проделал эту работу и здорово руководил игрой полузащиты без мяча в целом.

alt

Благодаря хорошей работе Адриена Аллен не имел возможности продвигать мяч вперед.

Теоретически схема Португалии 4-4-2 со значительными выдвижениями вперед одного из полузащитников оставляла Уэльсу и Гарету Бэйлу пространство в опорной зоне. На деле они не могли этим воспользоваться. Во-первых, из-за ужасающе низкой скорости продвижения атак. Во-вторых, потому что номинально фланговые игроки, Мариу и Саншеш, в таких эпизодах сужались и вместе с Данилу практически персонально перекрывали всю четверку центральных полузащитников Уэльса.

alt

Бэйл вынужден играть слишком глубоко

Такая роль Мариу и Саншеша означала, что в большинстве эпизодов прямыми оппонентами латералей Уэльса, Гантера и Тэйлора, становились фланговые защитники Португалии, Соареш и Геррейру. Следовательно, они вынуждены были выдвигаться повыше, оставляя пространство у себя за спиной. В этом заключалась реальная слабость схемы Португалии в матче, но Уэльс катастрофически редко ею пользовался по ряду причин.

Во-первых, упомянутое смещение акцентов на фланг Тэйлора, который банально недостаточно хорош в атаке. Во-вторых, вот тут как раз хороший момент вспомнить Рэмзи – пожалуй, лучшего игрока Евро по части создания численного преимущества на флангах. Кинг не сумел заменить его в плане движения. В-третьих, чуть более прямолинейно, но это пространство за спинами португальских фулбеков можно было использовать за счет скорости Бэйла. Такое случалось слишком редко – Уэльс умышленно избегал дальних забросов и был слишком плох в продвижении мяча, что вынуждало Бэйла оттягиваться. Он слишком редко оказывался в подходящих зонах.

alt

Карта полученных Бэйлом передач. Практически полностью лишен возможности использовать разрыв меж линиями, слишком редко получает мяч около уязвимых зон на флангах Португалии

alt

Простой способ продвижения вперед за счет слабости португальской схемы. Такое случалось слишком редко

Игра при 2:0

Использовав слабости Уэльса, Португалия даже в относительно равном по количеству моментов первом тайме выглядела интереснее и намного лучше продвигала мяч:

alt

Но по-настоящему убедительно команда Сантуша сыграла только после того, как Уэльс с описанной выше кучей проблем в позиционных атаках оказался вынужден рисковать. Португальцы вполне могли забить еще несколько мячей в быстрых атаках, не позволив сопернику ничего создать.

Даже со скидками на потери, статус андердога, неплохой уровень оборонительной игры соперника ответ Уэльса на два пропущенных оказался слишком слабым. Особенно учитывая, насколько уверенно они себя показали, пропустив от, возможно, еще более опасной в контратаках Бельгии в прошлом раунде. Не следует воспринимать это как нелепую мысль «отыгрались против Бельгии, значит, должны раскатывать любого соперника после пропущенного». Глупо требовать подобного, но показать что-то в атаке, пускай в итоге все равно уступив в те же 2 мяча, валлийцы могли.

После матча с Бельгией тренер похвалил команду за верность принципам: «У нас есть игроки вроде Аарона Рэмзи, Гарета Бэйла и Джо Аллена – игроки, умеющие комбинировать. Поэтому мы стараемся играть в короткий пас. Именно таким образом нам удобнее выжимать максимум из команды. Все в этой команде умеют играть в пас, поэтому неважно, Бельгия или кто-то еще в соперниках, мы стараемся играть именно так. Мы всегда держимся своих сильных сторон и стиля. Мы не собирались отступать от них и сегодня, даже если бы это стоило нам результата. Мы хотели доказать людям, что у нас очень креативная команда. Думаю, нам удалось».

Ряд тезисов тренера просто утратил актуальность – не было Рэмзи; Аллен перекрыт сильнее, чем в любом из прошлых матчей; в лице Коллинза появилось явное слабое звено при игре в пас. Но команда, вопреки всему, продолжала разыгрывать мяч. Суматохи добавили и непоследовательные замены Коулмэна. Вышли два мощных нападающих Воукс и Черч, команда перешла на схему близкую к 4-3-3/4-4-2 ромб. Но все равно пыталась терпеливо доставлять мяч вперед – по этой причине на одну линию к защитникам часто опускались полузащитники, пытавшиеся продвинуть мяч вперед за счет индивидуального мастерства.

alt

Бэйл на одной линии с защитниками помогает начинать атаку (что повторялось несколько раз)

Такая манера полностью устраивала Португалию, но Уэльс упорствовал с этим стилем вплоть до последней 10-минутки, в которую они сыграли более прямолинейно.

Итог

Португалия заслуженно прошла в финал, подстроившись под соперника и проявив больше гибкости. Выбор в пользу Адриена в полузащите и тонкие подстроения под соперника – лицо Португалии в плей-офф Евро-2016. Как против Хорватии и Модрича, он снова проделал гигантский объем недооцененной работы, нейтрализовав мозг позиционных атак соперника.

В значительной степени команде Сантуша помогла возможность заменить отсутствующих напрямую. Уэльсу же пришлось проявлять намного больше креатива в попытках компенсировать нехватку Дэвиса и Рэмзи – направленные на это замыслы Коулмэна провалились.

Вышеперечисленное дало Португалии тактическое преимущество и контроль над ходом матча, но не способ для регулярного создания моментов. На помощь пришел забивший великолепный гол Роналду – после его мяча Португалия образцово довела матч до победы.

Фото: REUTERS/Christian Hartmann