Феномен Игнашевича
Защитник, которому вот-вот стукнет 37, подписал новый контракт с ЦСКА, установив тем самым очередной, уже невесть который по счёту в своей карьере рекорд.
Золотой стандарт
Никогда прежде действующий чемпион России не подписывал полноценного, на целый сезон, соглашения с футболистом столь зрелых лет. Конечно, в отечественном футболе случались игроки и постарше, но всё-таки чемпионский статус команды предполагает особый, отличный от прочих, элитный уровень требований, которым должен соответствовать футболист. Одно дело отвечать стандарту клуба-середняка и совсем другое – золотой команды, которой предстоит Лига чемпионов и защита титула. Такому золотому стандарту Сергей Игнашевич отвечает в полной мере.
В настолько полной, что даже поразительно. Буквально на днях ЦСКА подтвердил две арендные операции: Виктор Васин ближайший сезон проведёт в «Уфе», а Никита Чернов – в «Енисее». Говоря иначе, армейцы обозначили готовность пройти сложнейший сезон с тремя центральными защитниками – братьями Березуцкими, которым в июне исполнилось по 34, и Игнашевичем, которому, не грех повторить, в середине июля будет 37. Ни один чемпион России прежде не обнаруживал столь легкомысленного отношения к паспортным данным своего футболиста.
Хотя на самом деле, разумеется, это никакая не легкомысленность, а абсолютная уверенность в человеке. По сути своей новый контракт есть не что иное, как форма восхищения клуба своим футболистом, против которого бессильно время.
От корки до корки
В феномене Игнашевича нет ничего космического, как в иных других, он очень земной, этот феномен, а потому очень назидательный. Особенно для того поколения, которому сегодня достаётся со всех сторон за безмерную сытость, а также следующих за ним. Игнашевич – живой учебник, который футбольная пацанва должна вызубрить от корки до корки. И не для отметки преподавателя, разумеется, а для себя. Для повышения собственной ценности, профессиональной и не только, для самоуважения, в конце концов.
Сильнейший парадокс нашего футбола состоит в том, что тотальным рекордсменом, чьи достижения уже не подлежат исчерпывающему учёту, стал человек, который в юношестве был далёк не то что от звания звезды – просто от претензий на перспективность. В школе «Торпедо», где он учился футболу, Игнашевича даже не брали в первую команду. А после выпуска вполне естественным образом не взяли в дубль. Для индустрии футбольной педагогики он был шлаком, золой, отбраковкой, то есть субстанцией, ни на что дельное уже не годной – разве что на КФК. И вот оттуда, из любителей, он и умудрился подняться туда, где есть сегодня.
Поцелованы богом были другие, а гордостью футбольной России стал он, человек, которому система отказывала даже в элементарном профессиональном соответствии. Разве не парадокс?
Воля и разум
И в основе этого сюжета те ценности, на которых от века стоит мир, – воля и разум. Готовность пахать, вера в себя, с одной стороны, и умение учиться, склонность к анализу – с другой.
Люди, знающие мир футбола изнутри, характеризуют Игнашевича как исключительного профессионала. Питание, восстановление, режим, массаж – везде его действия просчитаны до мелочей. Когда-то, ещё в «Крыльях» полтора десятка лет назад, его взяли в свой круг матёрые Бородюк с Касымовым, и тогда он впервые понял, что футбол не ограничивается полутора часами и зелёным прямоугольником. И чем дальше, тем строже относился он к себе, а теперь, конечно, это уже настоящий комбинат по производству футбольной боеспособности. Нельзя не обратить внимания на то, что он очень редко, особенно для игрока возрастного, выбывает по нездоровью (тьфу-тьфу), и это, конечно, не просто генетика или дар небес. Это работа над собой, которую не видят те, кто вне футбола.
Хуже, впрочем, если её не способны оценить и те, кто внутри процесса. Потому что назидательность феномена Игнашевича, о которой шла речь, как раз и состоит в материях скучных, будничных, но на самом деле принципиальных. И футбольному «юноше, обдумывающему житьё» мучиться в поисках примера не надо – вот он, перед глазами.
Игнашевича, к слову, никому не придёт в голову назвать зажравшимся, как это сегодня принято в отношении людей футбольной профессии. И его голоду до игры молодым тоже стоит учиться. Этот парень, есть подозрение, готов серьёзно разочаровать тех, кто не чает отправить его на пенсию. Не станет сенсацией, если следующим летом он получит от ЦСКА ещё один годовой контракт, на финише которого сыграет за Россию на ЧМ-2018.
А попутно даст ещё один урок тем, кому по летам зубрить учебник.