«Изменился ли мой футбол? Нет – я играл абсолютно также и в 11». Большое интервью Хави (2 ч.)
Под руководством Гвардиолы
Сказка вновь вернулась в Барселону, но именно летом 2008 года она осуществилась в полной мере, после Евро-2008, Хосеп Гвардиола, семь лет назад покинувший Камп Ноу, вернулся в жизнь Хави. Заключительный отрезок карьеры Райкаарда в Барселоне стал следствием немотивированной команды, имевшей в своем ряду слишком много игроков с раздутым эго. Не более того.
«Пеп выжимает из вас все соки», рассказывает Хави, попутно руками демонстрируя свои слова. «Это великолепно, когда твой тренер так делает. Он был мастером своего дела и на тренировках и на встречах и в разговорах с командой. Он полный перфекционист до мозга костей и прирожденный лидер, который всегда тебя поддержит».
Все началось с июльской беседы между прежними товарищами по команде на тренировочной базе Сент Эндрюс в Шотландии. Ко мне присматривалась мюнхенская Бавария. Бывший капитан Барселоны рассказывает: «Я сказал Пепу: ‘Вы рассчитываете на меня в этом сезоне?’ Он ответил: ‘Хави, я не могу представить эту команду без тебя’. Мне надо было услышать лишь это».
«Я помню свои размышления после первой тренировки в Шотландии – постоянно с мячом, мощный прессинг и высокая интенсивность, требуемые от Пепа – ‘наши дела пойдут отлично’. Я не думаю, что я мог предсказать те шесть трофеев в первый же сезон, но он меня поразил. Он отлично доносит свои идеи, и он имеет великолепное видение того, как нужно играть в футбол – практически безупречно».
В том сезоне 2008/09, Хави забил 9 голов и отдал 27 голевых передач – наилучшие показатели в его карьере. Барселона мчалась к завоеванию шести трофеев, используя фирменный короткий и быстрый пас, они добились своего, победив во всех турнирах: Ла Лига, Лига Чемпионов, Кубок Короля, Суперкубок Испании, Суперкубок УЕФА и Клубный чемпионат мира.
«Ничто не может сравниться с тем сезоном, и я не думаю, что это когда-либо повторится вновь», с гордостью говорит Хави. «Это был лучший футбол, который я когда-либо видел. Невероятно».
«Мы владели мячом практически 80% времени в каждом матче. Мы доминировали с первой минуты. Каждую игру мы создавали по 20-25 моментов. Вы выиграли все турниры. Шесть трофеев! Мы были практически непобедимы».
«В это трудно поверить, но за четыре года до этого я был проблемой Барселоны, но теперь я стал ее ключом. Изменился ли мой футбол? Определенно нет – я играл абсолютно также, когда мне было 11. Изменился лишь результат. Вот такой эффект».
Количество трофеев продолжало расти, так и Хави продолжал быть лицом Гвардиоловской революции. Он поделился мнением о голе Педро в финале Лиге Чемпионов 2011 года, где Барселона одолела манкунианцев со счетом 3-1, а Сэр Алекс Фергюсон в последствии назвал игру каталонцев «комбинационной каруселью».
«Для меня голевая передача важнее, чем гол», продолжает Хави. Конечно, это его мнение, но головокружительное количество сигналов, которые он подавал рукой, сопровождавшие ту великолепную комбинацию на Уэмбли, говорит о том, что отдать решающий пас не так уж просто.
«Я видел, что игроки Юнайтед бежали, чтобы меня накрыть. Педро блестяще освободился от своего опекуна. Он подбежал, остановился, пробежал между двумя защитниками, чтобы получить мяч. Я уже видел его, но я должен был ждать, ждать и еще раз, ждать… Затем, пум, вешней стороной стопы».
«За те три или четыре секунды между пасом и Педро, забивающим гол, у меня прошли мурашки по коже – чистый восторг. Эта передача, разрезающая всю линию обороны в таком финале, лучше не бывает. Под руководством Пепа было невероятно».
Глобальное доминирование
Не секрет, что Хави высоко ценит Гвардиолу, своего кумира и тренера, с которым он крепко связан теми насыщенными четырьмя сезонами. Гвардиола добился положительных результатов в разгар значительного влияния Хави во время той кампании. Причина: Луис Арагонес – являющийся следующим тренером, вдохновлявшим Хави.
«Лишь после командных собраний и встреч с Пепом и Луисом я выходил с чувством… Я не знаю…», казалось бы начал Хави, но сделав паузу, чтобы подобрать слова, и сделав глубокий вдох, продолжил: «…наверное, после их слов я выходил эмоционально заряженным и бодрым».
«Я многому научился у остальных, но ощущение того, что я получал что-то новое практически после каждого слова? Только у них двоих. Арагонес изменил Испанию».
Слова Арагонеса насчет Тьерри Анри уже не стереть из истории, но за те четыре года у руля сборной Испании, он сумел положить начало величайшей международной силы современного футбола. Во многом, как и догвардиоловская Барселона, Ла Роха пыталась превратиться из просто талантливой команды в команду победителей. Арагонес сделал Хави своей правой рукой, зачастую стуча ему в дверь поздно ночью, чтобы сказать: «Я хочу, чтобы вы касались мяча, чаще, чем кто-либо», и Испания взяла Евро-2008.
«Луис был похож на некого английского мистера – все это было в его менталитете», вспоминает Хави. «Он говорил нам: ‘Вы являетесь лучшими в мире’, тыкая каждому игроку пальцем в грудь. ‘Я видел каждого из них. И я не лгу’».
Вдохновленная победой в послематчевой серии пенальти над Италией, Испания затем выбила сборную России, но вся нервозность вновь вернулась во время финального матча против Германии. На это у Арагонеса был еще один план в рукаве.
«У него была ‘привычка’ забывать имена людей», улыбается Хави, безуспешно пытаясь скрыть вырывающийся наружу смех. «Непосредственно перед выходом на поле он собрал нас всех вокруг».
«Он сказал: ‘Парни, у меня есть хорошая новость. Уоллес (Wallace) не тренировался’ . Эмм, босс, а кто такой этот Уоллес? ‘Уоллес, 13 номер, их плеймейкер’. Может быть Баллак? ‘Тьфу, Уоллес, Баллак – какая разница?’. Мы все просто упали от смеха и внезапно потеряли какой-либо страх и не чувствовали нервозность перед самым важным матчем в нашей карьере».
Спокойная и расслабленная Испания победила немцев со счетом 1-0, Хави отдал передачу на Фернандо Торреса, который и забил победный мяч. Именно на том Евро, он был окрещен как «Maki», сокращение от слова «машина».
«Тот турнир стал для меня трамплином, я стал знаменит в европейском футболе – люди признали меня, я полагаю», говорит мастер паса. «Это объяснимо. Мне было 28, я уже сыграл множество игр в чемпионате и Лиге Чемпионов, но трофеи так и не приходили. Мы не были образцом мирового уровня, какими хотели быть. Луис вывел нас на орбиту».
Вера оставалась и при преемнике Арагонеса, Висенте дель Боске, даже после поражения сборной Швейцарии со счетом 0-1 в первом же матче Чемпионата Мира два года спустя.
«Я не мог уснуть в ту ночь, я смотрел повтор матча в отеле у себя в номере», вспоминает Хави. «Утром я пошел в номер к Дель Боске, чтобы встретится с ним. Он посмотрел на меня и сказал: ‘Хави, я смотрел матч снова и снова, и я не думаю, что мы должны что-то менять’. Я был так счастлив. Я сказал ему: ‘Босс, это невероятно, что мы проиграли этот матч. Был чертовски мизерный шанс, что они победят. Это просто футбол. Это был несчастный случай’. Мы продолжили в том же духе, зная, что будем подвергнуты критике, но каждая игра становилась финалом».
Гондурас, Чили, Португалия, Парагвай, Германия и Голландия, все они пали перед Ла Рохой на их пути к первой победе на Чемпионате Мира, и все это перед тем, как с непринужденной легкостью была одержана победа и на Евро-2012. Однако, на Чемпионате Мира 2014, что-то изменилось. Все победные периоды великих команд цикличны, и в Бразилии, команда Дель Боске находилась на своем последнем издыхании.
«В конечном счете, мы были недостаточно хороши», признается Хави, возможно признавая, что все это было в руках судьбы.
«Было трудно начинать с матча против Голландии. Они хотели отомстить за тот финал, четырехлетней давности. Мы выглядели плохо, не оказывали достаточного давления, но мы не заслуживали поражения со счетом 1-5, это было слишком. Это нас всех сильно задело».
«Я никогда не видел, чтобы мы так играли. Мы делали ошибки, как индивидуальные, так и командные, которые мы никогда не делали на трех предыдущих турнирах. Мы должны были побеждать во всех последующих матчах, чтобы выйти из группы, но в следующем матче против Чили все было по-другому. Настоящее давление. Они жаждали мести. Удар – 2-0 и вот вам ваш Чемпионат Мира».
Тот преждевременный вылет давил на Хави. Он чувствовал смену поколения и в сборной Испании (и покинул ее) и в Барселоне. Карлес Пуйоль повесил бутсы на гвоздь, Виктор Вальдес покинул команду, и как Гвардиола в 2012, Хави почувствовал себя уставшим.
Он признает, что в июле 2014 «соглашение о его уходе было почти подписано», пока не вмешался старый друг во имя гармонии в раздевалке.
«Я буду всегда в долгу перед Луисом Энрике, потому что он убедил меня остаться», признает Хави, говоря о новом тренере Барселоны, который 17 лет назад был его товарищем по команде.
Однако, в январе 2015, надежда постепенно угасала. Барселона шла позади Реала в Ла Лиге, и повсеместно ходили слухи о конфликтах внутри команды. «Я волновался», надувая щеки, говорит Хави. «Я знал, что уйду в конце сезона. Мы были на неверном пути, плохо играли, с проблемами окружающими клуб. И я думал: ‘Пожалуйста, дайте нам один трофей – лишь один, чтобы попрощаться с болельщиками, подняв кубок над головой в качестве капитана’».
Вместе с Хави, который подобно мудрому государственному деятелю, связывал команду воедино, идеально исполняя свою роль запасного игрока, ведущего к победам, сезон Барселоны постепенно погружался в историю.
«Звезды сошлись для меня за те три или четыре последних месяца», он улыбается, немного погружаясь в каждую из 12 побед Барселоны в последних 14 играх чемпионата, которые привели его к восьмому титулу чемпиона Испании, а также каждый матч на пути к финалу Кубка Испании и Лиги Чемпионов.
«Я не мог поверить в то, с каким почтением и уважением отнеслись ко мне в моем последнем матче на Камп Ноу против Депортиво», вспоминает он, и его обычно низкий голос, уже дрожит от эмоций лишь от одной мысли о той мозаике в его честь в Храме каталонского футбола. «Я стал довольно эмоциональным».
«Кубок Короля тогда тоже прошел на Камп Ноу и я поднял трофей с моим большим другом Андресом в президентском ложе».
«Это великолепно, хотя: в последнем выступлении в футболке Барселоны, хотел бы поднять трофей Лиги Чемпионов в качестве капитана? Это был лучший способ попрощаться».
Продолжение следует...