9 мин.

«Зенит»-1984. Хроника золотого сезона. 16 тур

alt

Когда спорят, с какого матча начался путь «Зенита» к золотым медалям, называют разные даты. Однако особо следует отметить 1 июля 1984 года. Именно с этого дня началась блестящая серия из восьми матчей, в которых «Зенит» одержал семь побед при одной ничьей. После этого – два последних в сезоне поражения и мощный финишный рывок. Хотя, если проанализировать ситуацию, сложившуюся на тот день, то объективно она не предвещала столь радужного исхода.

Итак. Проиграв финал Кубка СССР, команда получила тяжелейший психологический удар. Давно травмированы лидеры – Герасимов и Ларионов (игрок национальной сборной). Нападающие, за исключением Желудкова, нестабильны и нерезультативны: на счету Чухлова три мяча, Клементьева – два, Дмитриева – один. А ведь первый круг сыгран почти полностью! Команда занимает место в верхней части турнирной таблицы, но с большинством реальных конкурентов предстоит сыграть в гостях («Спартак»«Днепр»«Торпедо», минское, тбилисское и киевское «Динамо»). Поездки на юг, в Баку, Тбилиси и Ташкент, выпадают на самое неблагоприятное время: июль-август – парилка жутчайшая! Учитывая всё это, люди здравомыслящие высказывали осторожное мнение, что, в лучшем случае, «Зенит» поборется за место в «зоне УЕФА». Если повезет.

Отчетный матч сулил большие сложности. Ташкентский «Пахтакор» начал сезон неудачно, сразу осев в нижней части таблицы, однако в мае-июне провел очень неплохой отрезок, взяв очко в Ростове-на-Дону (а ведь СКА в первом круге играл так сильно, что многие сулили ему медали) и в Одессе, а также разгромив дома неслабый «Жальгирис». В Ленинград ташкентцы приехали из Минска, где в упорной борьбе уступили местному «Динамо» с минимальным счетом. На этом самом отрезке и предстояло с ними встретиться.

Ташкентский «Пахтакор» (в переводе с узбекского «Хлопкороб») команда не просто со сложной судьбой – с трагической. В августе 1979 года произошло самое ужасное событие в истории нашего футбола – весь основной состав команды погиб в авиационной катастрофе. Для возрождения «Пахтакора» был объявлен своеобразный призыв, в Ташкент стали собираться футболисты из самых разных клубов. Команде предоставили определённую льготу – в течение трех сезонов (1979-1981) она оставалась в высшей лиге независимо от занятого места. Все эти меры, вроде как, позволили ташкентцам выйти на свой обычный уровень.

Впрочем, этот обычный уровень с момента появления лучшей команды Узбекистана в высшей лиге в 60-х годах был не слишком высок. Как правило «Пахтакор» занимал места в нижней части таблицы, иногда вылетал, затем возвращался. Обычная судьба команды без больших претензий. В Узбекистане могли гордиться тем, что команда постоянно (или почти постоянно) играет в элите, что за клуб выступают заметные футболисты (Абдураимов, Красницкий, Стадник), которых порой приглашают в московские клубы и в сборную СССР. Ну и высшее достижение узбекского клуба за всю его историю – выход в финал Кубка СССР 1968 года, осуществлённое под руководством ленинградского тренера Евгения Елисеева, за несколько лет до того заметно поработавшего в «Зените». Справедливости ради, особых сложностей на пути ташкентцев к финалу не встретилось, играли они с командами низших лиг, и только в полуфинале им встретился донецкий «Шахтёр», которого они неожиданно уверенно обыграли 3:1. В финале также выглядели очень прилично, проиграв с минимальным счётом московскому «Торпедо» с самим Стрельцовым в атаке!

 

alt

Других достижений у ташкентцев, собственно, и не было. Впрочем, нет. В 1975 году «Пахтакор» прогремел на всю страну, дважды обыграв лучшую команду Европы, чемпиона СССР великое киевское «Динамо». Причем, в домашнем матче ташкентцы не просто обыграли, а фактически стерли в пыль именитого соперника – 5:0! Небольшое дополнение: в том чемпионате «Пахтакор» занял предпоследнее место и благополучно отправился в первую лигу.

А вот к 1979 году, как будто, наметился перелом. В «Пахтакоре» к тому времени появились не просто игроки вышесреднего уровня, а люди достаточно амбициозные, желающие выиграть что-то серьезное. Прежде всего это относилось к мастерам спорта международного класса Михаилу Ану и Владимиру Федорову. По мнению многих специалистов, та команда была способна на многое. «Командой надежд» называли тот «Пахтакор», и, пожалуй, в этом не было особого преувеличения. Однако судьба распорядилась иначе. Не будем подробно описывать ту трагедию в небе над Днепродзержинском. Об этом, а также о погибшей команде хорошо написано в очерке «Команда» в журнале «Дружба народов» (1984 год).

Оценивать возрожденный «Пахтакор» с позиции мест, занятых в чемпионатах СССР 1979-1983 годов, особого смысла нет. Хотя, игра команды в 1982 году заслуживает отдельного упоминания. Именно игра, хотя и 6-е место стало повторением лучшего клубного достижения двадцатилетней давности. Под руководством Иштвана Секеча «Пахтакор» показывал очень неплохой футбол. Силу ташкентских атак в полной мере ощутил на себе и «Зенит»,уступивший в столице Узбекистана со счетом 0:5. В том году в составе «Пахтакора» вовсю блистал Андрей Якубик – мощный, быстрый, смелый форвард с пушечным ударом с обеих ног, списанный в своё время из московского «Динамо». 32-летний форвард наколотил в 31 матче 23 мяча (из них четыре «Зениту»), став лучшим бомбардиром первенства, а вскоре и членом Клуба бомбардиров имени Федотова.

Следующий сезон ташкентцы отыграли также сравнительно прилично – 10-е место и положительная разница мячей. Наряду с приглашенными мастерами (мастера спорта международного класса Якубик и Петрушин, экс-зенитовцы, бронзовые призёры чемпионата 1980 года Бондаренко и Якимцов), в команде заиграли воспитанники республиканского футбола: игрок олимпийской сборной СССР Мустафа Белялов, Марат Кабаев (отец нынешней суперзвезды художественной гимнастики Алины), Нуритдин Амриев... Ворота уверенно защищал Александр Яновский (дядя известного полузащитника нынешней «Алании»), а в нападении выделялся забивной Игорь Шквырин, выступавший позже за «Днепр» и ставший в его составе чемпионом СССР 1988 года. Не звезды, понятное дело, но вполне крепкие, добротные игроки. В межсезонье клуб пополнили опытные Эдгар Гесс из «Спартака» и земляк главного тренера бомбардир-рекордсмен первой лиги Степан Юрчишин из СКА «Карпаты». Сомнений в том, что новый «Пахтакор» окончательно встал на ноги, уже ни у кого не оставалось.

Однако в 1984 году «Пахтакор» посыпался, причем с самого начала. Лидер атаки Якубик, перед началом сезона объявил о завершении своей карьеры, но после провала на старте вынужден был вернуться. К сожалению, мастер уже не смог помочь своей команде, и по итогам сезона Узбекистан на долгие годы потерял своего представителя в элите советского футбола. Возвращение «Пахтакора» состоялось только в 1991-м, но вскоре рухнула страна, и...

Впрочем, отчетный матч пришелся на период кратковременного всплеска в игре ташкентцев, о чем уже сказано выше.

Отношения «Зенита» с «Пахтакором» складывались весьма сложно. Заработанное в первые годы преимущество ленинградцев растаяло достаточно быстро, нередко наши «влетали» в Ташкенте по-крупному. Да и дома в 1980-х годах далеко не всё было слава богу. Трудная победа, одержанная весной 1980-го на стадионе Кировского завода (стадион имени Кирова находился тогда на предолимпийской реконструкции), оставалась последней в домашних матчах. В 1981 и 1982 годах – два поражения, в 1983 – нулевая ничья. А общий баланс встреч накануне отчетного матча был абсолютно равным: команды одержали по 17 побед, 8 матчей завершив вничью. Разница мячей была в пользу «Пахтакора» – понятное дело, слишком уж часто наши с крупным счетом в Ташкенте проигрывали.

По сравнению с предыдущим матчем тренерский штаб «Зенита» полностью изменил линию нападения. В запас отправились не проявившие себя в предыдущем матче Дмитриев и Чухлов. По-прежнему лечил травму Желудков. В состав вернулся Клементьев, а пару ему составил Игорь Комаров – игрок, который даже для завсегдатаев стадиона имени Кирова оставался несколько загадочной фигурой. Воспитанник «Светланы», придя в «Зенит» из ленинградского «Динамо» в 1981-м, и за дубль-то играл и забивал не слишком часто: 6 мячей в 31 матче за три предыдущих сезона. А в основе он и вовсе появлялся эпизодически – 16 игр за те же три сезона при полном отсутствии забитых мячей. Не слишком впечатляющий результат для форварда. Тем не менее, Садырин продолжал верить в игрока.

 

alt

До сих пор поразительно: каким потрясающим чутьем нужно было обладать тренеру, чтобы поставить в состав с первой минуты игрока, ничем до этого себя не проявившего! Да так, что это игрок сделал результат ещё в первом тайме.

Уже на первой минуте Комаров после розыгрыша углового точно ударил головой, использовав передачу Афанасьева. Второй мяч также стал результатом розыгрыша углового. Навес Афанасьева, пас Долгополова и вновь точный удар Комарова. Домашняя заготовка. Но гости не сложили оружие, а резко активизировались и пару раз серьёзно потревожили Бирюкова, а ещё в одном случае ворота «Зенита» спас Степанов, выбивший почти с ленточки мяч уже после того, как он миновал нашего вратаря. Несмотря на 2 забитых гола, «Зенит» играл не столь остро, как бывало в этом сезоне и напоминал опытного боксёра, который явно выигрывая по очкам, не идёт на опасное сближение, стремясь послать своего соперника в нокаут, но при этом рискуя и сам пропустить ответный удар.

Второй тайм, правда, прошёл более динамично. «Зенит» был не той командой, которая упускает дома преимущество в два мяча, а «Пахтакор» – не той, которая на выезде такой разрыв отыгрывает. Ленинградцы заметно усилили темп, и всё чаще создавали опасность у ворот ташкентцев, защита «Пахтакора» затрещала, и вскоре шанс увеличить счёт упустил Клементьев, вышедший один на один с вратарём. Порадовал выход на поле Мельникова (в свете предстоящих игр, поскольку с отчетным матчем всё было ясно). Роль этого опытного игрока, державшего в своих руках нити зенитовской игры, трудно было переоценить. И вот уже задрожала перекладина ворот ташкентцев после дальнего удара этого полузащитника. Через некоторое время уже Афанасьев вновь проверил перекладину на прочность. Дмитриев, заменивший героя матча Комарова, вновь ничем не впечатлил. Зато за пятнадцать минут до конца вновь отличился Брошин, наглядно показавший нашим форвардам, что от них требуется – его сольный проход почти от середины поля с точным ударом по воротам с линии штрафной был выполнен безукоризненно.

А для Игоря Комарова отчетный матч стал четвертым и предпоследним в чемпионате-84. Сыграв через четыре дня с тбилисским «Динамо», Комаров больше на поле не появился. В 1985 году Игорь пополнил свой счет ещё одним забитым мячом в 11 играх. На этом его зенитовская карьера завершилась. Причиной тому стали многочисленные болезни и травмы, носившие просто хронический характер. И остаётся только искренне сожалеть по поводу того, что этот очень талантливый, но чрезвычайно подверженный травмам игрок, так и не раскрыл даже части того, что ему было отпущено природой. Игорь не получил золотой медали чемпиона СССР, но как же велика была его заслуга в той столь нужной победе, после которой началось восхождение «Зенита» к вершине.

После этого матча «Зенит» продолжал находиться в непосредственной близости от лидирующей тройки «Спартак» – «Днепр» – «Торпедо», имея в запасе всё тот же матч из пропущенного им 15-го тура. В соревновании бомбардиров к продолжающему занимать первую строчку Желудкову вплотную подобрался ростовчанин Андреев с результатом 10 голов.

Примечательные результаты тура:

«Кайрат» – «Динамо» Тб 4:0 (не слишком хороший для нас результат – после таких встрясок команда обычно собирается, а именно с тбилисцами «Зениту» предстояло сыграть через четыре дня)

«Жальгирис» – «Спартак» 2:1 (несмотря на поражение, москвичи стали весенним чемпионом)

«Динамо» Мн – «Динамо» М 0:0 (реванш уязвленных минчан за кубковый разгром не состоялся, но зато обладатель Кубка СССР «вышел» на чистое последнее место)

«Динамо» К – «Днепр» 0:0 (днепропетровцы вновь поравнялись со «Спартаком», но уступили москвичам весеннее первенство, поскольку пропустили на один мяч больше)

Продолжение следует ...

Предыдущие главы книги >>>

 

Источник: http://zenit-history.ru/5439-zenit-1984-khronika-zolotogo-sezona-16-tur