Прислуги и школьники. Культура скромности и смирения в Барселоне
В 2009 году, когда Златан Ибрагимович перешел в Барселону, на него возлагались надежды по размеру сопоставимые с его эго. Казалось, мастерство Златана делает его подходящим приобретением, но его развязность столкнулась с культурой рассудительности и сдержанного профессионализма: ему запретили пользоваться частными самолетами, а также после запрета Гвардиолы ему пришлось оставить свои любимые Порше и Феррари, и ездить на тренировки на спонсорских Ауди. Его безуспешные попытки соответствовать этим требованиям, и малое количество игрового времени привели к недопонимаю между ним и Гвардиолой. И как рок-звезда 70-х застрявший в монастыре, он чувствовал себя подавленным и лишним в этой компании. «Ни один из ребят не вел себя как суперзвезда, и это было странно», написал Златан в своей автобиографии. «Месси, Хави, Иньеста, вся банда – все они походили на школьников. Лучшие футболисты мира, стояли, склонив головы, я их не понимал».
Подобное поведение, являлось одни из основополагающих принципов, связывавшим игроков Барселоны под руководством Гвардиолы. Разногласия с Ибрагимовчием возникали не из-за его дисциплины или отсутствия уважения, все проблемы возникали из-за его самомнения. Лионель Месси был единственной звездой и недавно вошедший в должность Гвардиола дал это понять всей команде, и тем, кого это не устраивало, приходилось за это расплачиваться. В отличие от повздорившего с тренером Ибрагимовича, который вскоре после этого покинет Камп Ноу, Анри и Вилья приняли на себя этот широкий спектр полномочий, в то время как Педро, а позже и Алексису Санчесу пришлось отказаться от творческой свободы на поле, чтобы уделять больше внимания поддержке Лионеля Месси в атаке.
Игроки публично восхваляли друг друга. Но вперед всех пошел Гвардиола, отметив, что если бы не Месси, он бы тренировал команду из третьего дивизиона.
Самоотверженность и самоотдача были присущи не только игрокам атаки. Дани Алвес всегда с удовольствием неустанно работал на фланге, чтобы довести мяч до Месси или сделать на него удобную передачу. Яя Туре, забивший 20 голов за Манчестер Сити в сезоне 2013/14, в бытность игроком Барсы, сдерживал свои атакующие порывы ради игры в опорной зоне, и время от времени помогал в центре обороны.
«Мне нравится наблюдать, как фланговые защитники пробегают через все поле, чтобы закрыть свободные зоны» - говорил Серхио Бускетс. «Во время игры я постоянно считаю: сколько игроков слева? Сколько справа?»
С тех пор, новые приобретения основывались на тех же самых принципах. Хавьер Маскерано, пришедший в клуб в 2010, был переведен в центр защиты. Возможно, это был не самой приятный опыт для игрока, рассматривающего себя как полузащитника, но вместо того, чтобы жаловаться, Маскерано принял тот факт, что составить конкуренцию Бускетсу у него врядли получится и признал, что смена позиции является для него наилучшим вариантом продолжения карьеры. «Это того стоило, потому что я играю за одну из лучших команд мира, с высокими шансами на титулы», сказал Маскерано. Томас Вермален, перешедший в Барселону в 2014, однажды ответил на вопрос о том, хотел бы он получать больше игрового времени в другом клубе: «Да, безусловно, но что бы вы сделали? Бросили возможность играть за Барселону?»
И все же, самая изысканная группа игроков формируется в линии нападения, где игроки получают самый большой объем индивидуального признания; где всегда есть и обладатели Золотой бутсы, и обладатели Золотого мяча. Когда Неймар прибыл в Барселону в 2013, многие задавались вопросом, пойдет ли он по стопам Ибрагимовича или примет второстепенную роль в тени Месси. Тактичность, с которой он играл с тех пор, стала существенным фактором в формировании трио МСН. «Он – лидер и лучший игрок мира, и я здесь, чтобы помогать ему» - сказал Неймар. Год спустя Месси поделился своими мыслями о Неймаре: «Я думаю, что с его качествами и способностями, Неймар вскоре станет лучшим в мире».
К счастью для Барселоны, Луис Суарес также пошел по пути Неймара, когда перешел в клуб в 2014. Уругваец завершил формирование беспощадного трио, которое станет одним из самых прекрасных линий нападения со времен Альфредо Ди Стефано, Ференца Пушкаша и Пако Хенто. Суарес, имеющий сумасшедшую статистику признался, что не считает себя одним из лучших игроков мира. Даже в команде такого уровня, есть лишь одна бесспорная звезда. «Мы все знаем, что Лео лучший», сказал Суарес. «Ни один из нас не пытается настигнуть его или сделать то, что делает он… Если у вас в команде несколько игроков, претендующих на то, что быть номером 1, то это только все усложняет. Я здесь, чтобы помочь. В моем сердце нет места зависти».
Некоторые самые блистательные умы футбола признали редкость подобных отношений. Многие из них являются тренерами, которые сталкиваются с подобными вопросами при создании внутренней гармонии в команде. «Зависть между игроками существует, и это обычное явление, это их эго, мешающие друг другу», говорил Диего Симеоне. «Но здесь, все совершенно противоположно». Арсен Венгер отмечал: «Когда вы видите, что такой игрок, как Лионель Месси, может забить свой трехсотый мяч в карьере, и вместо этого он отдает мяч Суаресу – это означает, что в них действительно что-то есть».
Также, кроме атакующего трио, был сохранен акцент на командную работу, берущий свою основу из успешных 2009 и 2011 годов. «Если понадобится пробежать пять или десять тысяч метров ради них, мы без промедления сделаем это», сказал Иван Ракитич. Также новым приобретением в линию полузащиты стал Арда Туран: «Я должен и защищаться и атаковать и снабжать трио», сказал новичок команды. «Я должен измениться, потому что здесь каждый игрок – звезда. Мне также нравится пробрасывать мяч между ног соперников и играть в стеночку, но здесь есть те, кто делают это лучше меня…». Туран не нуждался в разговоре с Луисом Энрике, чтобы все это понять, он лишь наблюдал за своими товарищами по команде. «Они являются великими игроками, но отбрасывают свое эго во благо команды», отметил он. «Я видел, как Лео в матче против Севильи пробежал 50 метров назад, чтобы помочь в обороне. Это было невероятно. Я думаю, если Лео и Ней так бегают, то я должен бегать еще больше».
Такой тип мышления, скорее всего продукт окружающей среды, в которой ценность скромности настолько укоренилась, что сопротивляющиеся либо приспосабливаются, либо рискуют стать изгоем. Маскерано говорил, что секрет не в том, что действующие футболисты клуба приспосабливаются ко вновь прибывшим игрокам, а том, что новички приспосабливаются к команде. Несмотря на то, что многие футболисты, как прибыли, так и покинули клуб с момента прихода Гвардиолы в 2008, культура, которую так возненавидел Ибрагимович, стала стабилизирующим фактором и руководством к становлению коллективного и индивидуального поведения. «Мы - команда, которая источает талант», сказал Хави перед финалом Лиги Чемпионов 2009. «Но мы знаем, что без скромности и смирения, мы бы сейчас не праздновали титул и не были на грани завоевания следующего...»
Текст: T.Haugstad