Анатолий Давыдов: "По работе на сборах претензий нет"
- Анатолий Викторович, подведите, пожалуйста, краткий итог сбора в Финляндии. Каково моральное, физическое состояние игроков?
- После двух недель, в принципе, я доволен, как ребята были настроены на работу. Очень хорошие положительные эмоции. Неплохое у них и физическое состояние, то есть не нулевое, однозначно (улыбается). Всё равно у нас задача была поставлена восстановиться, привести в порядок. Это немножко полегче было, нежели после отпуска. То есть функция уже заложена была, поэтому две недели особо не сказались. Да, что-то было потеряно, но не основательно, поэтому я был доволен тем, в каком состоянии были ребята на данном этапе: в начале первых тренировок и в каком физическом состоянии они были в целом. Наверное, всё-таки изначально был дан эмоциональный фон для работы, но работа была непростая. Мы очень жёстко начали: тренировки в двухразовом режиме плюс тренажёрный зал, поэтому по работе претензий нет. Тот объём, который был запланирован, весь выполнили. И неспецифическая работа у нас шла, и работали над общей выносливостью, и игровые упражнения, и парк, и сила у нас была на горках в парке, так что по сборам вопросов не было к ребятам.
- Как вы считаете, перерыв команде пошёл на пользу или всё же нет?
- А это покажет вторая половина сезона, особенно первые игры. Посмотрим, насколько они нагрузятся и подойдут в грамотном режиме к первой игре. Нужно чтобы не оставалось какого-то сильного фона от нагрузок в этот период, который они готовились. И, наверное, всё-таки игровой тонус будет потерян и посмотрим, мне даже интересно, как они войдут в игровой режим, насколько будет грамотная игра, насколько будет взаимопонимание, останется ли оно таким же. Я имею в виду у всех команд. Может быть попроще будет игрокам сборной, потому что в плане взаимопонимания - это другой уже вопрос. Посмотрим, насколько восстановятся после чемпионата мира те, кто участвовал. Тут уже вопрос к тренеру, как он их восстановит, какая методика для них будет сделана.
- Скажите, пожалуйста, почему летний сбор традиционно проводится в Финляндии?
- Там очень хорошие условия, нас это устраивает. Нам, в принципе, в Турции – жарко, в Австрии – холодно. Тем более Финляндия близко, тем более хорошая экология, то есть всё, что надо для работы: это парк, это горки для неспецифической работы, это хорошее футбольное поле, это именно то время, которое нас устраивает в тренировочном процессе, это тренажёрный зал в гостинице. Также в гостинице есть бассейн, хоккейная площадка закрытая рядом стоит, и мы её тоже использовали для эмоциональной тренировки: мы на льду поиграли в футбол - это у ребят, наверное, любимая тренировка. Там столько юмора, столько смеха, что уже никто не разбивается на группы. Также в Финляндии под землёй находится огромнейший котлован ниже уровня земли, то есть там пещерная система, там привозят натуральный снег, там лыжная трасса. В общем-то, все условия. И питание по финским меркам, насколько мы знаем, хорошее, потому что мы не раз ездили с Садыриным, и я знаю, отыграв шесть лет в Финляндии, что такое спортивные базы и какое там питание. Всё-таки это не ресторан, не Турция, где всё включено и можно выбрать. Здесь ограничение идёт и недобор в питании, в определённых веществах для хорошей, мощной работы. Поэтому мы что-то перезаказываем, что-то просим, чтобы нам приготовили. Плюс у нас сейчас витаминизация. То есть в этом плане мы попали в хорошие условия.
- В конце мая, после завершения первой части сезона Вы сказали, что не очень довольны атакой, что нападающие не так много мячей забивают. Уделялось ли этому особое внимание на тренировках?
- Да, мы уделяем внимание этому компоненту в каждой тренировке специальными упражнениями, какими-то требованиями. У нас сейчас, на самом деле, в атаке один Матяш. Когда нам дают Канунникова Макса, дают Ионова, тогда у нас ещё есть что-то похожее на нападение. Другое дело – как их соединить для командной игры, тут есть небольшой вопрос. А без них у нас, в принципе, один чистый нападающий, поэтому задача ставится, что, помимо нападающего, должны завершать и атакующие ребята, фланговые игроки атаки, игроки середины поля. Как делает это тот же Костя Зырянов или Широков подключается из глубины неожиданно. Может быть, Игорь Денисов в меньшей степени, хотя он всегда – и в дубле у меня тоже - играл атакующего хава. У него всё есть для того, чтобы так же играть, где-то неожиданно. И он это, самое главное, любит и умеет. Из него всё-таки именно сделали опорного, но в душе он всё-таки атакующий. Сейчас он не то что смирился, а, может быть, ему это и нравится где-то из глубины подключаться. Работает на пользу команды: поставили его туда, он выжимает всё, для того, чтобы был результат.
- Как вы оцениваете прошедший турнир в Швейцарии?
- В Швейцарии интересный турнир, хорошие команды. Единственное, что мы поехали без семерых футболистов, которые были вызваны в сборные. Поэтому поехали не в нашем сильнейшем игровом составе. Единственное, может быть, что не понравилось, это то, что на юношеском турнире замен можно сделать только четыре. То есть два человека остаются вне игры. На юношеском турнире, мне кажется, если команда едет, то надо задействовать всех игроков. Во-первых, представьте себе: пять дней – пять игр! Это невозможно молодым ребятам. Тем более мы ещё и на год помоложе некоторых играли. Я брал 92-й год, играли также 90-й и 91-й. Единственное, по-моему, в какой-то команде там 93-й встречался. Я хотел их взять, но, во-первых, ограниченное количество игроков – 18, поэтому пришлось взять постарше ребят, во-вторых, у них сейчас экзамены. Но наша команда, я должен сказать, выглядела очень здорово, достойно. Единственное, кончено, там по судейству были определённые проблемы. Доходило до того, что, когда мы играли с «Бока Хуниорс», 25 минут нас так дубасили, что просто ребята уже включились. Я сказал: «Ребят, давайте не бить, а давайте так же играть: где-то пожёстче играть, встречать». И, когда команда соперника встретила такой натиск питерской команды, такой же мужицкий, они сразу притихли. Вопросы там уже решались карточками и всем остальным. Меня в полуфинале попросили уйти с лавки. Уж к чему я лояльно отношусь, так это к судейству, но там просто, так сказать... (ухмыляется). И то, я судью не оскорблял, я просто сказал, чтобы он открыл глаза и повнимательней судил и всё. А в матче за третье место мы остались вообще всемером. Так же было: судья находил ситуации и показывал совершенно необоснованные карточки. В итоге мы заняли четвёртое место.
- На сбор основной команды вызвали Ионова, Костина, Бочарова и Дудиева. Спаллетти вызывал игроков на конкретные позиции или эти ребята проявили себя лучше всего?
- Ну, во-первых, я хочу сказать, что Ионов всё-таки игрок основного состава, он давно в первой команде тренируется. А во-вторых, я думаю, что этих ребят вызвали на позиции, ну и, наверное, посмотреть их. Тем более Дудиева вязли как раз определиться по нему в этом году, то есть брать его или не брать. Наверное, хотят посмотреть до конца его. Бочаров - это молодой, 92-го года мальчишка, талантливый парень. Единственное, ему не хватает объёма, мобильности в действиях. Иногда он сыграет, выключается и минут 15 его можно не увидеть. А сейчас футбол очень подвижен, все игроки ищут мяч, им интересно с ним быть. Поэтому тут есть проблемы. А у Костина у него побаливала приводящая мышца, хотя у нас было две недели, и он проходил курс лечения. После двухнедельной паузы – мы тогда тренировались на стадионе им. Кирова – первая тренировка была щадящая. Я к нему подошёл, и никаких претензий к своей ноге он не высказал. А на первых сборах, наверное, резко начал. Сразу мужицкие, взрослые нагрузки и, наверное, что-то не выдержало.
- Разговаривали ли вы со Спаллетти после сбора? Дал ли он какую-нибудь оценку молодым игрокам?
- Пока я с ним ещё не встречался. Я думаю, что мы с ним встретимся, я возьму у него информацию. У меня была связь с Радимовым, мы постоянно созванивались, так что некоторые данные у меня есть.
- Вы, наверное, знаете, что Евгений Башкиров ведёт свой блог на официальном сайте «Зенита». Что вы об этом думаете?
- А я, честно говоря, ни разу не попадал туда и не знал об этом. Я впервые сейчас об этом слышу. Я же ещё такой компьютерщик, что мне ещё надо постараться попасть на спортивный сайт и посмотреть таблицу. Я, в принципе, глубоко не залезаю (улыбается).
- То есть не говорите ему, что можно писать, что нет?
- Да нет, что Вы! (Улыбается) Он взрослый человек, тем более начинающий журналист. Сразу писать не о том, что есть на самом деле – это, наверное, уже неправильно. Но мне кажется, он будет грамотным журналистом, умеющим разговаривать, преподнести свою мысль доходчиво и понятно.
- Уверен, что Вы с командой смотрели чемпионат мира. Болели ли за кого-нибудь?
- Мы делали свой тотализатор, делали ставки. Это для интереса ребята сделали, чтобы попереживать. По-моему, они по сто рублей собирали с каждого (смеётся). Иногда никто не выигрывал, не угадывал. Чемпионатом, конечно же, интересуемся. Единственное, мне не очень понравилось начало: вялое, схема игры одна и та же, игра без быстрых атак, без риска даже перед штрафной площадью или в середине поля, где, в принципе, предполагается, что где-то надо и рисковать. Особенно в непосредственной близости от штрафной. А так – всё назад, назад, поперёк, и очень невкусная игра получалась, конечно. Сейчас уже команды разбегаются, задачи повышаются, сыгранность уже есть, к обстановке привыкли.
- Показывали ли Вы игрокам что-нибудь конкретно? Приводили кого-то в пример?
- Да, обязательно. И как контролируется мяч, и как они дорожат мячом. А в пример я приводил не кого-то отдельно, а конкретные ситуации на поле, показывал, как именно надо играть.
интервью от 26.06.2010г.