3 мин.

Возможность реанимации

Президент УЕФА Мишель Платини неоднократно высказывался в пользу повышения значимости национальных кубков. По мнению главного футбольного реформатора, победители кубков должны участвовать в Лиге чемпионов. Среди льющихся с завидным постоянством неоднозначных и, порой, шокирующих предложений, здесь с легендой мирового футбола трудно не согласиться.

Сегодня в условиях тропического зноя состоялись матчи 1/16 Кубка России. В российском футболе этот турнир давно уже стал не второсортным, а даже в какой-то мере ненужным, мешающим подготовке к регулярным матчам чемпионата. По большей части Кубок остается интересен лишь тем, кто не рассчитывает на серьезный результат в премьер-лиге и желает реабилитироваться в кубковых играх. Для команд низших дивизионов соперничество с более мастеровитыми клубами – шанс показать себя, зарекомендовать с лучшей стороны. Для них Кубок – прежде всего, вызов, исторический матч; кто знает, когда еще представится возможность помериться силами с лучшими клубами страны.

Представители элиты рассматривают кубковые матчи, как возможность проверить ближайший резерв. Т.е., по сути, разницы между предсезонными товарищескими и контрольными играми и матчами за Кубок для элиты практически не существует. Не желая уплотнять календарь, большая часть элитных клубов откровенно «сливается» из розыгрыша, совершенно не скрывая своего пренебрежительного отношения ко второму по значимости российскому трофею.

В этот раз прошлогоднего фиаско, когда 12 из 16 представителей премьер-лиги выбыли на стадии 1/16 финала, не случилось. Впрочем, это еще не конец, и впереди еще несколько замечательных матчей. Однако если взглянуть на состав «Терека» или «Рубина», уступивших сегодня менее именитым соперникам, то станет понятно, что этим командам Кубок России попросту не интересен.

Он не интересен болельщикам, не интересен телевизионщикам, не интересен рекламодателям. Вопрос о возрождении традиций, былого ажиотажа, накаленного интереса к Кубку периодически поднимается в верхах футбольной власти страны. Только эти разговоры так и остаются поверхностными размышлениями отдельных лиц. И не только потому, что чиновники бездействуют, но что важнее – выхода из сложившейся ситуации просто нет.

Для того, чтобы Кубок стал интересен телевизионщикам, то есть мог приносить доход, необходимо, чтобы к Кубку стало проявлять интерес общество. Чтобы матчей Кубка ждали хотя бы так, как ждут матчей чемпионата России. В свою очередь, чтобы болельщики проявляли интерес к этому турниру, необходимо, чтобы этот интерес проявляли сами клубы – чтобы кубковые матчи по накалу не отличались от топ-матчей премьер-лиги. А чтобы заставить клубы играть в кубковом турнире, а не отбывать номер, необходимо эти самые клубы заинтересовать. Скажем, если бы за попадание в финал Кубка давали 10 млн. евро, то не думаю, что сегодня «Терек» и «Рубин» вышли бы играть в резервных составах, а лидирующий долгое время Нальчик пропустил бы от «Волги» неприличное количество мячей.

Если предположить, что победа в Кубке будет выводить победителя в розыгрыш Лиги чемпионов, то становится очевидно, что отношение клубов к этому турниру совершенно точно изменится. Поскольку сегодня нет гарантий, что «Рубин», «Спартак» или «Локомотив» по итогам чемпионата финишируют в тройке. А значит, команды будут рассматривать Кубок с позиции запасного выхода в Лигу. Возможно, тогда в кубковых матчах нам придется наблюдать другой футбол с другим настроем и другими целями.

Прав господин Платини.

Следить за обновлениями