5 мин.

Вынос тела. Михаил Борзыкин – о том, что было вчера

Обозреватель Sovsport.ru разбирает заключительный матч сборной России на Евро-2016, один из худших за последнее десятилетие, и задается вопросами.

Бэйл, Бэйл, Бэйл…

То, во что играла сборная России, недостойно детального разбора. Тем более что почти вся тактика нашей команды укладывается в один скриншот, бродивший по всемирной паутине всю ночь на вторник.

alt

Этот казус произошел на 19-й минуте. Эпизод со вторым голом. Бэйл (в кружке) находится в окружении всей сборной России, опекавшей главную звезду соперника и позабывшей обо всем остальном на свете. Аналогичные тактические курьезы были зафиксированы на 7-й, 9-й, 11-й минутах. Они случались постоянно. Бэйл мог бы даже сохранить этот скриншот, а может быть, даже распечатать его и повесить над кроватью – чтобы в далекой старости вспоминать, с каким пиететом к нему относились.

Леонид Слуцкий на предматчевой пресс-конференции сказал: «Персонально опекать Бэйла нет смысла – он может оказаться в любой зоне». Персональной опеки действительно не было. Была опека коллективная, всеобщая, невиданных масштабов. И все бы ничего, если бы эта установка сработала хотя бы отчасти. Но и Бэйла не удалось сдержать, и остальные остались без должного присмотра. Сборная погрузилась в хаос, который перерос в кошмар.

В чем заключалась тактика?

Сложно сказать, насколько тщательно наши разобрали Уэльс. То, что эта команда играет в примитивный силовой футбол – глубочайшее заблуждение. Она поинтереснее многих на этом турнире. Напрашивалось уплотнение средней линии – там, где Уэльс наиболее силен и мобилен. Однако сборная России предстала в максимально атакующем составе. Слуцкий рискнул. И сделал подарок будущим соперникам валлийцев – вот как против этих «драконов» играть нельзя.

Возможно, предполагалось действовать первым номером, вести свою игру. Если и так, эти иллюзии были развеяны уже в дебютном отрезке. Центр поля, а вместе с ним инициативу и территорию, Уэльс захватил с такой легкостью, будто противостояли ему дублеры юниоров. Центральное трио сборной России – Мамаев, Глушаков и Широков – выиграли 31%, 25% и 22% единоборств соответственно. Аналогичный валлийский треугольник – Аллен, Ледли и Рэмзи – 75%, 57% и 55%. Почувствуйте разницу.

Сборная России была смята и деморализована не только в центре, а практически на всех участках поля. Если рядом дети, срочно уведите их в сторону. 12 ударов в створ у Уэльса против 2 у России; 62% выигранных единоборств против 38%; 35 обводок против 14 (один Бэйл выполнил их почти столько же, сколько вся наша команда); 7 точных острых передач против 1. Встретились соперники из разных футбольных миров. Наш, заметно отставший в развитии, не смог хотя бы навязать борьбу и капитулировал уже к 20-й минуте.

 

alt

Вопросы. И еще раз вопросы

1. Уэльсу мы уступили, прежде всего, в движении и скорости. И под скоростью подразумеваются не безуспешные попытки Глушакова догнать Бэйла. (Хотя и это тоже). Мы оказались бессильны против быстрых розыгрышей и атак соперника. Команда, у которой только три игрока высокого уровня, задала такой темп, который не потянула вся элита премьер-лиги.

2. Весь турнир Слуцкий отыграл с атакующим трио – Смолов – Дзюба – Кокорин. И как-то очень хочется спросить: Леонид Викторович, а если бы нам предстояли еще три матча, вы бы остались верны этой модели? Беда нашего трио в том, что в нем двое из трех не на своих местах. А еще в том, что оно оторвано от остальной команды. Есть сборная России. И есть независимый островок из одиноких форвардов. Между этими организмами – непроходимый ров.

3. Широков в стартовом составе – это, понятное дело, из-за травмы Шатова. Но неужели не было альтернатив? Известно, что Роман не может играть в условиях плотной опеки. Потому-то сам Слуцкий что в ЦСКА, что в сборной обычно выпускал его на замену – когда соперник уставал и игра раскрывалась. Выход Широкова с первых минут против предельно подвижной команды – это даже не ошибка, а, простите, кадрово-тактический суицид. За 51 минуту полузащитник получил мяч 19 раз.

4. Абсолютно худшим (даже на этом фоне) игроком сборной стал Смольников. Половина пропущенных мячей на турнире пришли с его фланга. В матче с Уэльсом, к слову, Игорь выиграл 1 единоборство и совершил 0 отборов мяча. И это не шутка. О количестве потерь своей позиции статистика, увы, ничего не говорит. Кстати говоря, Смольников был худшим и в товарищеских матчах. Спрашивается, зачем упрямо ставить в состав игрока, который не то что не в форме – просто никакой? Или Шишкин еще хуже? Тогда надо закрывать сборную.

Вообще говоря, вопросов – великое множество, особенно для такого скоротечного турнира. Даже после провала в Бразилии (сборная, однако, держит марку) их было меньше. Но главный вопрос – а дальше что? Безумная волна натурализации, к чему нас уже приготовили? Ставка на молодежь и строительство новой команды (смайлы по вкусу)? И, наконец, кто поведет сборную навстречу домашнему чемпионату мира?

Михаил Борзыкин: Советский спорт