России не хватает плохого парня
Матч закончился, но журналистские сектора на центральной трибуне "Велодрома" не пустели. Два выстрела из ракетницы, красный и зеленый, разлетевшиеся из фанатского сектора по окрестностям, громкий хлопок, эхом пролетевший по стадиону, набег группы наших фанатов на островок англичан, зачем-то купивших билеты в российскую часть стадиона - все это вкупе с недавними эмоциями от гола Березуцкого заставляло прессу не спешить в рабочую зону для интервью и пресс-конференций. Бои местного значения, вторые сутки шедшие в Марселе, казалось, не могут просто взять и остановиться. Когда ты сам в безопасности, драка выглядит маняще, вот все и ждали. К счастью, серьезного продолжения внутри стадионной чаши не последовало и медиа-трибуна потихоньку начала пустеть.
В пресс-центре на каждом из экранов транслировали опасные моменты встречи. Гол нам, гол наших. Британские журналисты морщились и ворчали, стоило появиться лицу Ходжсона. Стала звучать фамилия Варди, началось обсуждение замен. И тут за окнами зашумели англичане, журналисты бросились к подоконникам...
Тревога оказалась ложной. На пристадионной площади горела накамерная лампочка, вокруг съемочной группы размахивали флагами и кричали болельщики. Интерес к футболу пересилил, и пресса повернулась обратно к экранам. Шатов бежал на них из центра на левый край, и неизвестный сосед спросил меня: "Как фамилия вашего игрока?"
Я назвал и услышал поток комплиментов. Суперигрок, с большим будущим, отличный матч. "Шатов?" - переспросил я и увидел, как он кивает в ответ.
"Как вам игра в целом?" - уточнил я, желая сверить эмоции. На его аккредитации было написано "Великобритания" и вряд ли коллега разбирался в футболе хуже меня.
"Неплохо, но мы сами отдали матч. Вы здорово оборонялись, у России отличный вратарь и центральные защитники, но удача сегодня была за вас".
Я кивал, словно пластмассовая собачка на автомобильной торпеде. Хотел сказать ему про Лаллану - что тот не забивал весь сезон из голевых позиций в "Ливерпуле" и не забивает сейчас. Про совершенно изменившуюся модель английской игры, где больше нет места фланговым навесам, что создало новое качество футбола, но напрочь стерло прежнее британское брутальное нахальство.
Но он меня так и не спросил. Вероятно, желание узнавать мнение иностранной прессы присуще только постсоветским странам. Родоначальники футбола в этом смысле куда более самодостаточны.
На экранах показался Слуцкий. Мы метнулись к тому монитору, у которого был включен звук. Тренер был на эмоциях после такой сумасшедшей концовки и не собирался откровенничать во флэш-интервью. Сказал то, что все и ожидали услышать - о том как благодарен команде. Но от радости не светился, хотя, наверное, мог бы. В матче с Англией Слуцкий и его команда были очень близко к знаменитому определению советского футбола по Борису Аркадьеву: "Играть изо всех сил". Болельщиков могло не устроить качество футбола в атаке, но относительно самоотдачи и физической готовности никаких вопросов возникнуть не могло.
"Он тренер-везунчик?" - спросил британец. И я задумался. Попытался оценить матч с Англией от всего того, что было до. И отделить сборную Леонида Слуцкого от его клубной истории.
Подумал немного и сказал: "Да".
Мяч, попавший в штангу. Гол на последней минуте. Это все было, безусловно, выстрадано, но без фарта такой исход вряд ли мог быть возможен.
Старая гвардия опять сказала свое слово и была совершенно счастлива после игры. Кто-то из тренеров шутил, что для Акинфеева сыграть вничью 0:0 лучше, чем выиграть 4:3, например. Но эта ничья была не хуже победы - и Игорь светился так же, как и вся команда. Команды Слуцкого часто второй тайм играли лучше первых сорокапятиминуток, и матч в Марселе не был исключением. Это и результат работы тренера в перерыве, между прочим. Увидеть болевые точки соперника, перестроить игру своей команды - это искусство.
За несколько дней до матча во время большого интервью со Слуцким я спросил тренера о плане "Б". О стереотипе, который есть у многих - что тренер обязательно должен иметь перед важной встречей альтернативный вариант, если что-то пойдет не так. Леонид Викторович сделал удивленное лицо и сказал, что он вообще не понимает о чем идет речь. Стало быть никаких двух тактических идей на игру не было. Был первый тайм и тайм второй, разные по качеству и эмоции.
После товарищеского матча с Францией тренерский штаб сборной недоумевал, почему та игра привела к резко критическим комментариям. Их, тренеров, содержание матча в целом обнадежило - потому что они смотрели на происходящее на поле своим, профессиональным взглядом. Полагаю, что нечто подобное они могли испытывать и по горячим следам дебютной игры на Euro-2016.
Но у нас, незнакомых с аналитическими оценками штаба, свой взгляд на случившееся. Может, совпадающий. А может быть и нет. Были вещи, чисто игровые, которые понравились, и те, которые нет.
Смутила фланговая игра в обороне, особенно на левой бровке. ЦСКА при Слуцком играет в обороне достаточно узко, чтобы избежать ошибок в центральной зоне. Так же действовала и сборная. Но если в клубе у Слуцкого есть Вернблум, один из лучших игроков последнего чемпионата, в национальной команде опорника такого класса у него нет.
Первый пас в атаку долгое время мог отдать только Игнашевич. Через какое-то время англичане приспособились к такой манере выхода из обороны, и длинные передачи армейца не всегда создавали остроту.
Мяч поначалу на чужой половине не держался. Несмотря на то, что Дзюба выиграл едва ли не все единоборства, партнерам редко удавалось подстроиться под него и подобрать мяч.
Мало было обводок. Долго не хватало игрока в середине поля, которого в той же Англии называют "плохим парнем". Того, кто жестко встретит и наведет порядок в своей зоне, будет там хозяином.
Но понятно, что с четырьмя дебютантами в составе слаженной мощной игры в матче против одной из лучших команд Европы требовать было бы странно. Уметь давать результат в тех матчах, где многое не получается - фирменная черта Слуцкого. Что он еще раз всем и доказал.
И больше того - точно так же, как и перед первым матчем на турнире, никто не может точно сказать, каким будет стартовый состав России на Словакию. На замену вышли все три полузащитника, кого многие рассчитывали увидеть на поле с первых минут. И угадать, повторит ли тренер эту растасовку и этих одиннадцать игроков - задача не из легких.
Уверен, для самого Слуцкого этот вопрос уже решен.
А мы попробуем угадать. Вместе с тренером Словакии.